Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью исследования - теоретически обосновать особенности и условия формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста и на основе этого разработать систему упражнений и заданий направленных на развитие лексико-семантической стороны речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие «словарная работа».
3. Проанализировать особенности формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить теоретические предположения и разработать рекомендации в связи с полученными данными.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………5
1.1 Формирования лексико-семантической стороны речи в онтогенезе …………...……………………………..............................................5
1.2 Особенности лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….....11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКО - СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….…………………..12
2.1 Задачи и методики экспериментального исследования…………12
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….17
2.3 Методические рекомендации по формированию лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….27
Данная работа посвящена изучению проблеме формирования лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников.
Речь является основным средством человеческого общения, инструментом мышления. Слово, писал Л.С. Выготский, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Речь является основным системообразующим фактором процесса познания.
В ходе онтогенеза ребенок постепенно
овладевает языковыми средствами: происходит
накопление и качественное совершенствование
словарного запаса, формирование системы
различных форм слов и словосочетаний,
постепенное овладение
Анализ современных
Важнейшими требованиями готовности к школьному обучению ребёнка старшего дошкольного возраста являются: соответствующий возрастной норме объём словарного запаса, развитые коммуникативные навыки и умения, способность к языковым обобщениям, так как от уровня сформированности лексико-семантической стороны речи будет зависеть дальнейшее успешное обучение детей в школе.
Из полученных данных эксперимента можно говорить о недостаточной сформированности лексико-семантической стороны речи у дошкольников. Отставание в развитии этой стороны речи проявляется неравномерно: одна часть детей демонстрирует низкий уровень, другая — средний.
На основе анализа данных эксперимента
нами были выделены три уровня развития
лексико-семантической стороны
Исходя из
результатов исследования нами были
предложен комплекс заданий и
упражнений, направленных на развитие
и формирование лексико-семантической
стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста