Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - теоретически обосновать особенности и условия формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста и на основе этого разработать систему упражнений и заданий направленных на развитие лексико-семантической стороны речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие «словарная работа».
3. Проанализировать особенности формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить теоретические предположения и разработать рекомендации в связи с полученными данными.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………5
1.1 Формирования лексико-семантической стороны речи в онтогенезе …………...……………………………..............................................5
1.2 Особенности лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….....11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКО - СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….…………………..12
2.1 Задачи и методики экспериментального исследования…………12
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….17
2.3 Методические рекомендации по формированию лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.17 Кб (Скачать)

 

Данная работа посвящена изучению проблеме формирования лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников.

Речь является основным средством  человеческого общения, инструментом мышления. Слово, писал Л.С. Выготский, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Речь является основным системообразующим фактором процесса познания.

В ходе онтогенеза ребенок постепенно овладевает языковыми средствами: происходит накопление и качественное совершенствование  словарного запаса, формирование системы  различных форм слов и словосочетаний, постепенное овладение смысловым  значением слова, повышение уровня обобщения усваиваемых слов.

Анализ современных лингвистических  и психолингвистических теорий показывает, что основой индивидуального  лексикона человека и его речевой  деятельности служит лексико-семантическая  система языка. Поэтому формирование лексико-семантического стороны речи является первейшей задачей в работе с детьми дошкольного возраста.

Важнейшими требованиями готовности к школьному обучению ребёнка  старшего дошкольного возраста являются: соответствующий возрастной норме  объём словарного запаса, развитые коммуникативные навыки и умения, способность к языковым обобщениям, так как от уровня сформированности лексико-семантической стороны речи будет зависеть дальнейшее успешное обучение детей в школе.

Из полученных данных эксперимента можно говорить о недостаточной сформированности лексико-семантической стороны речи у дошкольников. Отставание в развитии этой стороны речи проявляется неравномерно: одна часть детей демонстрирует низкий уровень, другая — средний.

На основе анализа данных эксперимента нами были выделены три уровня развития лексико-семантической стороны речи у дошкольников: средний, ниже среднего и низкий. Распределение детей по уровням показало, что большая часть дошкольников находится на низком уровне, остальные 35% детей - на уровне ниже среднего.

Исходя из результатов исследования нами были предложен комплекс заданий и  упражнений, направленных на развитие и формирование лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Алексеева, М. М. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1999. – 252 с.
  2. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л.И. Белякова. – М. – Воронеж, - 2001. –7.
  3. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова. – С. – Пб, 1993.
  4. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский //Детская речь. - 1996. - Ч. 1. С. 51.
  5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 1961. – 300 с.
  6. Громова, О.Е. Методика формирования начального лексикона / О.Е. Громова. - М.: ТЦ Сфера, - 2003 – 176 с.
  7. Евтух, Т. Особые дети – особое общение: логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями / Т. Евтух // Пралеска. – 2009. - №2. – С. 38-43
  8. Кубрякова, Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения / Е.С. Кубрякова // Детская речь как предмет лингвистического изучения. – Л. - 1987.
  9. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений; Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г.
  10. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – С. – 2001.
  11. Леонтьев, А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания / А.А.Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967.
  12. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М. – 1986. 
  13. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – С. - Пб. – 2001. – С.11.
  14. Лурия, А.Р. Развитие значения слов / А.Р. Лурия //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. - 1999. – С. 195.
  15. Ляховская, Ю. С. Особенности словаря старших дошкольников / Ю.С. Ляховская // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. - 1999. – 223 с.
  16. Мамонько, О. В. Формирование коммуникативных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /О.В. Мамонько. – Мн. : Бестпринт, 2004. – 46. 
  17. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб. - 2007.
  18. Петрова, В.Г. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью / Петрова В.Г., Белякова И.В. // Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.- С.12-17
  19. Рогожникова, Т.Н Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии \ Т.Н. Рогожникова // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. – Калинин. – 1983. – 139 с.
  20. Рубинштейн, С.Л. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия по теории методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. - 1999. - С. 29
  21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во МПСИВВоронеж: МОДЭК. - 2002. - 221.
  22. Федоренко, Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева. – М. - 1984.
  23. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. - 2005.
  24. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. - 2000.
  25. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М. - 2005. – С.36.
  26. Щерба, Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. – Л.: Наука, 1974. – С. 265–304.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста