Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - теоретически обосновать особенности и условия формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста и на основе этого разработать систему упражнений и заданий направленных на развитие лексико-семантической стороны речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие «словарная работа».
3. Проанализировать особенности формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить теоретические предположения и разработать рекомендации в связи с полученными данными.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………5
1.1 Формирования лексико-семантической стороны речи в онтогенезе …………...……………………………..............................................5
1.2 Особенности лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….....11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКО - СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….…………………..12
2.1 Задачи и методики экспериментального исследования…………12
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….17
2.3 Методические рекомендации по формированию лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.17 Кб (Скачать)

Всех  детей контрольной группы мы разделили  на 3 группы в зависимости от степени сформированности семантической структуры слова и лексической системности.

Средняя степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности (3 балла) - 1 ребенок, он почти всегда правильно дополнял предложения и пары слов, названные экспериментатором, подбирал слова, близкие по смыслу (синонимы), подбирают слова, противоположные по значению (антонимы), верно, классифицирует и называет обобщающее слово.

Ниже  среднего - степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности - 4 ребенка.

И низкий уровень сформированности семантической структуры слова и лексической системности – 10 детей.

 

2.3 Методические рекомендации  по формированию лексико-семантической  стороны речи у дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью

 

 

Поскольку в эксперименте мы выявили особенности  формирования предикативного, атрибутивного  и номинативного словаря у  детей старшего дошкольного возраста, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно - развивающая работа с детьми имеющими особенности развития, направленная на обогащение словаря, усвоение предметного, понятийного содержания каждого слова, расширение и углубление понимания семантических отношений между словами, воспитание навыков словообразования как основного средства пополнения словарного состава языка, отработку навыков правильного употребления слов в связной речи.

Работа  над новым словом включает следующие  методы и приемы:

- Метод введения новых слов  в словарь

Приемы: рассматривание и обследование предметов, привлечение внимания детей к  новым предметам, создание речевой  ситуации, наблюдение за растениями, животными, деятельностью людей, экскурсии, показ  картин с малознакомым содержанием; чтение и рассказывание литературных произведений; просмотр кинофильмов; уточнение  произношения слова.

- Метод уточнения и расширения  лексического значения слова  в процессе выполнения упражнений: рассматривание игрушек; рассматривание  репродукций знакомого содержания; словарные упражнения; загадки; словесные  упражнения;

- Метод активизации слова в  связной речи, самостоятельное его  использование через диалоги,  рассказывание, пересказ, драматизации.

При подготовке конспектов коррекционных  занятий рекомендуется использовать примерный лексический материал по обобщающим темам, составленный с  учетом программных требований для  ДОУ.

На  третьем-четвертом году обучения наряду с накоплением словаря решается задача активизации слов в различных  ситуациях. На занятиях важное место  отводится раскрытию смысловой  стороны слова. Для этого широко используются приемы показа, называния, рассматривания и обследования предметов  на полисенсорной основе (потрогать  предмет, сжать его; послушать, какой  издает звук; понюхать; попробовать  на вкус, если это продукт питания); совместное выполнение действий, просьб и поручений; комментирование выполнения действий с предметом; повторение слов, словосочетаний, предложений; многократное индивидуальное и хоровое проговаривание речевого материала.

Дети  осваивают значение слов путем сопоставления  с другими словами, составления  словосочетаний и предложений с  изученным словом, подбора антонимов  и др.

Выделен номинативный, глагольный словарь и  словарь признаков.

Рекомендуемый лексический материал

ОВОЩИ, ФРУКТЫ: яблоко, груша, слива, банан, апельсин, лимон, картошка, капуста, морковь, лук, перец, помидор, огурец, свекла. Признаки: большой, вкусный, красный, сладкий, кислый, сочный, хрустящий, мягкий, длинная(морковь), оранжева.

ЖИВОТНЫЕ: Звери наших лесов: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж. Звери жарких стран: лев, тигр, верблюд, обезьяна, слон, крокодил. Детеныши животных: медвежонок — медвежата, зайчонок — зайчата, лисенок — лисята. Части тела животных: голова, туловище, когти, грива, клыки, уши, хобот, зубы, хвост, шерсть, морда, шея, спина, глаза, иголки (ежа),щетина. Признаки: рыжая, пушистая, хитрая, трусливый, злой, голодный, сердитый, колючий. Действия: прыгать, заготавливать на зиму, выть, грызть, прятать.

ДОМАШНИЕ  ПТИЦЫ Домашние птицы: утка, гусь, курица, петух. Детеныши: утенок — утята, гусенок  — гусята, цыпленок — цыплята. Части  тела домашних птиц: голова, туловище, шея, хвост, лапы, перепонки, клюв, перья, гребешок, крылья.

ДИКИЕ ПТИЦЫ Зимующие: ворона, сорока, воробей, голубь, снегирь, дятел. Перелетные птицы: скворец, ласточка, журавль. Действия: улетать (в теплые края), прилетать (из теплых стран), зимовать, вить (гнезда), высиживать (птенцов), откладывать (яйца), чирикать (воробей), каркать (ворона), щебетать (ласточка), петь.

МЕБЕЛЬ: Шкаф, стол, стул, кресло, кровать, диван; зеркало, умывальник; буфет, стенка. Признаки: детская, игровая; круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный;, деревянная, пластмассовая (мебель). Действия: ухаживать (за мебелью), вытирать (пыль), передвигать, переставлять; задвигать (стулья), ремонтировать.

ПОСУДА: чашка, блюдце, стакан, чайник, сахарница, кружка, тарелка, миска, Столовые ложка (столовая, чайная), вилка, нож, кастрюля, сковорода. Детали посуды: ручка, стенки, дно, крышка, носик, горлышко. Признаки: металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая. Действия: наливать, выливать, разливать, есть, готовить, пить, мыть, полоскать, вытирать, сушить.

СЕМЬЯ Члены семьи: мама, папа, дедушка, бабушка, внук, внучка. брат, сестра, сестренка.

Действия: убирать (квартиру), готовить (обед), покупать (продукты), вытирать (пыль), подметать (пол), зашивать.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ: Верхняя одежда: пальто, шуба, куртка. Легкая одежда: брюки, шорты, платье, кофта, юбка, рубашка. Белье: майка, трусы, купальник, носки, колготки. Головные уборы: шапка, кепка, платок, панама. Обувь: сапоги, ботинки, сандалии, туфли, босоножки, кроссовки, тапки. Детали одежды: воротник, петля,  молния, карман, капюшон, застежка, пояс. Признаки: шерстяной, меховой, нарядный, чистый, грязный, длинный, короткий, летний, зимний. Действия: ухаживать, стирать, гладить, чистить, зашивать, пришивать, шить.

ПРОФЕССИИ Водитель, продавец, воспитательница, учитель, врач, повар, милиционер, парикмахер, швея, строитель.

Примерные задания и упражнения, конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи при интеллектуальной недостаточности.

1. Назвать одним словом все предметы.

2. Назвать овощи, фрукты и т.д.

3. Придумать второе слово в паре  по аналогии с образцом: яблоко— фрукты, свекла— ..., чашка— ..., или наоборот: фрукты— груша, овощи— ..., посуда— ....

4.  Найти лишнюю картинку. Предъявляется  несколько картинок одной группы  и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы  семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).

5. Разложить картинки на две  группы. Сначала даются картинки  на семантически далекие слова  (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).

6. Отгадывание загадок. Предлагаются  загадки с использованием обобщающих слов. Например:

   Что за птица? Красные лапки,  щиплют за пятки.

(Гусь.)

   Зверь я горбатый, а нравлюсь  ребятам. (Верблюд.)

   Что за дерево? Стоит Алена,  платок зеленый, сарафан белый.                                             (Береза.)

  Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка.)

  Что за растение? Не огонь, а  жжется. (Крапива.)

  Что за зверь? На деревьях  живет и орешки грызет.

(Белка.)

  Что за овощ? Как на него  взглянешь, так и заплачешь.                                                      (Лук.)

   Особое внимание необходимо уделять работе по обогащению предикативного словарь (глаголы и прилагательные). Расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры.

Кто как передвигается

   Человек ходит, черепаха ползает,  птица летает, лягушка прыгает,  заяц скачет, рыба плавает.

Кто как голос подает

   Голубь воркует, корова мычит,  воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит.

Какие звуки издает

   Дверь скрипит, ветер свистит,  машина гудит, дождь шумит,  листья шелестят, ручей журчит.

Кто как ест

  Кошка лакает молоко, заяц грызет  морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова  жует сено, курица клюет зерно и т.д.

Кто что делает

   Учитель учит, доктор лечит, повар  варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.

   Овладение прилагательными начинается  со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой — маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий — низкий), толщину (толстый — тонкий), длину (длинный — короткий), ширину (широкий — узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

Упражнения по развитию словарного запаса и грамматических навыков.

Упражнение №1.

"Игра в слова".

     "Назови как можно больше  слов, обозначающих фрукты" (овощи,               деревья, цветы, диких и домашних  животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и др.

   "Сейчас я буду называть  тебе слова, а ты будешь мне  рассказывать, что этот предмет может делать. Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...". Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №2.

"Признак".

   "Скажи, если предмет сделан  из железа, то как он называется, какой он?"  
железо-  
бумага-   
дерево-

пух- 
снег-   
стекло-

   Назови другой предмет, такой же белый, как и снег". 
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня). 
   "Сравни: 
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко; 
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу; 
по прочности - веревку и нитку, камень и глину; 
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей; 
по высоте - куст и дерево, гору и холм". 
Упражнение №3.

"Кто?  Что?" (составление предложений  по разным моделям).

   Задание: "Попробуй составить  такое предложение, в котором  будет говориться о том, 
   Кто? Что делает? Что?  
    Например: Кошка лакает молоко"'. 
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой) 
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №4.

"Закончи  предложение".

   Задание: "Попробуй угадать конец  фразы". 
   Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №5.

"Добавь  слова" (распространение предложений).

   Задание: "Сейчас я скажу предложение.  Например, "мама шьет платье".    Как ты думаешь, что можно  сказать о платье, какое оно  (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №6.

"Составь  фразу" (образование предложений  из слов). 
Задание 1."Придумай предложения, используя следующие слова: 
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, 
колючий куст, лесное озеро".

Задание 2."Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1.Дымок, идет, трубы, из. 
2.Любит,медвежонок,мед. 
3.Стоят,вазе,цветы,в. 
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет

Упражнение №7.

"Найди  ошибку". 
Задание 1."Послушай предложения и скажи, все ли в них верно". 
   Зимой в саду расцвели яблони. 
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 
В ответ я киваю ему рукой. 
Самолет сюда, чтобы помочь людям.  
Скоро удалось мне на машине.  
Мальчик стеклом разбил мяч.  
После грибов будут дожди.  
Весной луга затопили реку.  
Снег засыпало пышным лесом. 
"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №8.

"Объясни".

Задание1."Послушай фразу: 
   Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. 
Объясни, почему кошка недовольна. Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.  
Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни. Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.  
Кто что рисовал? Объясни".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информация о работе Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста