Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - теоретически обосновать особенности и условия формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста и на основе этого разработать систему упражнений и заданий направленных на развитие лексико-семантической стороны речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие «словарная работа».
3. Проанализировать особенности формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить теоретические предположения и разработать рекомендации в связи с полученными данными.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………5
1.1 Формирования лексико-семантической стороны речи в онтогенезе …………...……………………………..............................................5
1.2 Особенности лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….....11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКО - СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….…………………..12
2.1 Задачи и методики экспериментального исследования…………12
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….17
2.3 Методические рекомендации по формированию лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.17 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ  ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………5

 

1.1 Формирования лексико-семантической  стороны речи в онтогенезе …………...……………………………..............................................5

1.2 Особенности лексико-семантической  стороны речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….....11

 

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКО - СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….…………………..12

 

2.1 Задачи и методики  экспериментального исследования…………12

2.2 Анализ результатов исследования………………………………….17

2.3 Методические рекомендации по формированию лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…….20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  исследования. В настоящее время важнейшей задачей дошкольного образования, наряду с воспитанием, охраной и укреплением физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, является «необходимая коррекция нарушений развития детей дошкольного возраста»

Формирование  школьной готовности невозможно без  достаточного уровня развития лексико-семантической  стороны речи, так как последняя отражает степень освоенности семантического пространства языка, процессов дифференциации, иерархизации и систематизации лексических единиц. Анализ исследований по проблеме детской речи показывает, что важным звеном в ее развитии является формирование семантических структур, определяющих выбор языковых единиц для наиболее адекватного выражения смысла (ТВ Ахутина, А Н Гвоздев, И Н Горелов, А Р Лурия, Ф А Сохин, О С Ушакова, АМ Шахнарович, Н М. Юрьева и др )

Речь  является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство (Л С Выготский, НИ Жинкин, А В Запорожец, А А Леонтьев, С Л. Рубинштейн). Недостаточность  мыслительных процессов неблагоприятно сказывается на формировании речи детей  с  интеллектуальной недостаточностью, прежде всего - ее лексико-семантической  стороны, которая отражает содержательный или смысловой аспект языковой способности  ребенка. Речевая деятельность в  ее различных видах может осуществляться при наличии достаточного запаса слов и осознанного пользования  им, поэтому формирование ее лексико-семантической  стороны имеет первостепенное значение в обучении детей дошкольного возраста.

Коррекционная работа по преодолению недостатков  речевого развития детей начинается, как правило, в дошкольном возрасте и благодаря правильно построенному процессу обучения к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь, в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка, что, характеризует лексико-семантическую сторону как соответствующую возрастной норме. У многих детей к моменту школьного обучения эта сторона речи является недостаточно сформированной, что сказывается на их успеваемости в школе по различным предметам. Важность сформированности этой стороны речи для дальнейшего обучения в школе определила актуальность темы исследования.

Целью исследования - теоретически обосновать особенности и условия формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста и на основе этого разработать систему упражнений и заданий направленных на развитие лексико-семантической стороны речи. 

Задачи:

    1. Проанализировать литературу по теме исследования.
    2. Рассмотреть понятие «словарная работа».
    3. Проанализировать особенности формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста. 
    4. Экспериментально проверить теоретические предположения и разработать рекомендации в связи с полученными данными.

Объект  исследования: процесс формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Педагогические условия формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Методы  исследования: теоретический анализ лингвистической, психолингвистической, педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы, педагогическое наблюдение,

эксперимент.  Методы статистической обработки экспериментальных  данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

    1. Формирование лексико-семантической стороны речи в онтогенезе

 

 

Для понимания патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного  речевого развития детей в норме, знать закономерности процесса, представлять каждый этап речевого развития, чтобы  заметить отклонения в этом процессе.

Термин  лексика (от греческого lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения  словарного состава языка. Чтобы  начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С  точки зрения своей организации  язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также  правил их конструирования и употребления.

Речь  человека возникает при наличии  определенных биологических предпосылок  и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной  нервной системы [13].

Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер [4].

Общение взрослых с ребенком первоначально  носит односторонний и эмоциональный  характер,  вызывает желание ребенка  вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение  взрослых переходит на приобщение ребенка  к знаковой системе языка с  помощью звуковой символики. Ребенок  подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению  с помощью языка.

Такое  «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с  использованием понятных слов, связанных  с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики  во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения [8].

Анализируя  развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным срезом возникает первый знак,  как на основе рефлекторного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [4, с.54]. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

В процессе онтогенеза значение слова  не остается неизменным, оно развивается. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной. Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа [4]. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

По  мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий [4]. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу образования понятий.

Лисина  М.И. указывает на то, что развитие лексики в онтогенезе обусловлено  развитием представлений ребенка  об окружающей действительности [12]. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми [12]. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым. Эта потребность возникает впервые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно – мимические, предметно - действенные и речевые. Ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением [12]. Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Объясняя значение слова «стол», ребенок начала говорит: «На нем едят». Позднее он по-другому объясняет слово «стол»: «Это вид мебели», то есть, соотносит это слово с более общим понятием, определяет это слово на основе связей между словами в языковой системе.  Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребенок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.

Новиков Л.А. отмечал, что на раннем этапе  развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет  диффузное, расширенное значение. В  этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение. Например, словом «мишка» ребенок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку [12].

В конце первого и начале второго  года жизни ребенка постепенно все  большую силу начинает приобретать  словесный раздражитель. Однако в  этот период развития, слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует  на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией [10].

На  начальной стадии реакция на словесный  раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот  головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — «моко», собака — «бака»).

Слова-представления  на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называние предмета (киса, ляля) или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие  слова у ребенка происходит как  в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.

Рогожникова Т.Н. выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря [11].

На  первом этапе словарь ребенка  представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным. Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

В начале второго этапа словарный  запас ребенка начинает быстро увеличиваться. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок  переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к  активному расширению своего словаря  в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?». Вопросы ребенка о названиях  окружающих его предметов и явлений  свидетельствуют о том, что в  его сознании формируется некоторая  система слов, относящихся к одной  ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов этой группы. [10]

В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают  слова, соотнося их только с конкретным предметом. В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 года, отмечаются явления сдвинутой референции, или «растяжения» значений слов. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее функциональное назначение предметов.

Информация о работе Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста