Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью исследования - теоретически обосновать особенности и условия формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста и на основе этого разработать систему упражнений и заданий направленных на развитие лексико-семантической стороны речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие «словарная работа».
3. Проанализировать особенности формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить теоретические предположения и разработать рекомендации в связи с полученными данными.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………5
1.1 Формирования лексико-семантической стороны речи в онтогенезе …………...……………………………..............................................5
1.2 Особенности лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….....11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКО - СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….…………………..12
2.1 Задачи и методики экспериментального исследования…………12
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….17
2.3 Методические рекомендации по формированию лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….27
- бедностью словарного запаса;
- неточностью употребления слов;
- трудностью актуализации
- значительным потреблением
- несформированностью структуры значения слов;
- нарушением процесса
ГЛАВА 2
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
2.1 Задачи и методика
экспериментального
Анализ
психолого-педагогической литературы
позволил предположить, что в структуре
интеллектуальной недостаточности
одним из немаловажных составляющих
является недоразвитие речевой деятельности.
Словарный запас дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью характеризуется
рядом специфических
Цель экспериментального исследования: экспериментально изучить особенности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, и выявить специфику коррекционной работы по развитию словаря.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать, адаптировать и провести исследование уровня лексического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать экспериментальные данные диагностического исследования.
3. Определение основных направлений и педагогических условий работы по формированию лексико-семантической стороны речи.
Для
проведения экспериментального исследования
был подобран ряд методик, с помощью
которых можно выявить уровень
развития словарного запаса. Методики
предъявлялись детям в первой
половине дня после проведения подгрупповых
занятий, индивидуально и
Методика №1 «Называние действий»
Методика № 2 «Подбор антонимов»
Методика №3 «Классификация понятий»,
Методика №4 «Подбор синонимов»,
Методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»
Методика №1 «Называние действий»
Авиор:А. Декедр.
Цель:определить
особенности словарного запаса ребенка,
способность к точному
Возраст: 2 – 8 лет.
Материал: перечень вопросов.
Инструкция:
ребенку предлагают назвать действия,
совершаемые экспериментатором: «Скажи,
что я сейчас делаю?». При этом
экспериментатор выполняет
Потирает руки обо что-нибудь
Кашляет
Зевает
Вздыхае
Щипает себя
Покашливает
Пишет
Поглаживает себя
Кладет что-нибудь на стол
Напевает
Нагибается к столу
Толкает что-нибудь и т.д.
Перед некоторыми вопросами можно предложить ребенку самому воспроизвести те же действия, которые делал экспериментатор, и только затем спросить: «Что ты сделал?». Если ребенок уклоняется от воспроизведения этих действий, то можно на этом не настаивать, ограничившись вопросом о действиях экспериментатора.
Обработка результатов: В протоколе отмечается правильность актуализации слова: «+» — если подобранное слово подходит, «-» — не соответствует.
Методика № 2 «Подбор антонимов»
Автор: А.Декедр.
Возраст: 2 – 8 лет.
Цель: выявить особенности словарного запаса ребенка, способность подбирать противоположные по значению слова.
Процедура
исследования: ребенку предлагается
закончить следующие
Если суп не горячий, то это значит, что он ... (какой?)
Если на дворе не сухо, то это значит, что там ... (как?)
Если в комнате не светло, то это значит, что там ... (как?)
Если ты не сытый, то это значит, то ты ... (какой?)
Если у нас в комнате не грязно, то это значит, что в ней ... (как?)
Если наш ножик не тупой, то это значит, что он ... (какой?)
Если ребенок затрудняется дать ответ, ему можно оказать стимулирующую помощь в форме вопроса, например: «Как мы по-другому называем не холодный суп? Мы говорим, что он ... (какой?)».
Обработка результатов: оценивается способность ребенка правильно и быстро, без затруднений, подбирать противоположные по значению слова.
Методика №3. «Классификация понятий».
Цель:
изучить классификацию
Материал для исследования: картинки с изображением диких – домашних животных, посуды, игрушек, овощей, фруктов, одежды, обуви.
Детям поочередно предлагаются картинки: диких – домашних животных; посуды – игрушек; овощей – фруктов; одежды – обуви;
Инструкция: разложи картинки на 2 группы и назови их.
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность обобщения каждой группы: дикие животные, домашние животные, посуда, игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь.
Критерии оценки (для всех методик):
4 балла – все задания выполнены правильно
3 балла – задания выполнены в пределах 75 %
2 балла – задания выполнены в пределах 50 %
1 балл – задания выполнены в пределах 25%
0 баллов – задания не выполнены.
Методика №4 «Подбор синонимов к словам»
Цель: Исследовать актуализацию слов – синонимов.
Материал для исследования: слова различных частей речи: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопится.
Инструкция: «Я скажу слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению, по смыслу. Всего предъявляют 10 слов.
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов синонимов: «+» — если подобранное слово является синонимом к заданному. «-»—не соответствуют семантическому полю.
Методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.
Фрукты – овощи (какие?)
Кошка - собака (что делают?)
Дождь и снег (что делают?)
Сидит – стоит (кто?)
Льется - журчит (что?)
Шумит – дует (что?)
Светит – греет (что?) Одевается – обувается (кто?)
Инструкция: «Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, дерево и цветок что делают? – растут»
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность актуализации слова: «+» — если подобранное слово подходит смыслу, «-»— не соответствует.
Методика №5 «Дополнение последнего слова в предложении»
Цель:
Исследовать возможность
Материал для исследования: незаконченные взрослым предложения
Из крана льется…
Солнце светит…
Лимон желтый, а помидор….
Фрукты моют, а белье…
Яйцо овальное, а шар….
Кофта шерстяная, а шуба…
Молоко жидкое, а сметана….
Лимон кислый, а мед….
Инструкция: «Я начну говорить предложение, а ты закончи это предложение»
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность дополнения предложения: «+» — если подобранное слово подходит смыслу «-» — не соответствует.
Оценка результатов диагностики:
После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка, определяется уровень развития лексики детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
4
балла – Высокий уровень,
3 балла - Средний уровень лексического развития.
2 балла – Уровень лексического развития ниже среднего
1
балл – Низкий уровень
0 баллов – Очень низкий уровень.
2.2 Анализ результатов исследования
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в течение в период с 17 сентября по 5 октября 2012г на базе ГУ «Детский дом №3 г. Минска», В экспериментальном исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста нами были применены диагностические методики:
Методика №1 «Называние действий»
Методика № 2 «Подбор антонимов»
Методика №3 «Классификация понятий»,
Методика №4 «Подбор синонимов»,
Методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»
По истечении проведенного исследования, были выявлены следующие особенности:
Таким образом, можно сказать, что нарушения словарного запаса, у детей дошкольного возраста, в той или иной мере, наблюдаются во всех его сфера. Все задания они выполняли в медленном темпе и допускали много ошибок. Это свидетельствует о том, что нарушение психических процессов отрицательно влияет на развитие словарного запаса. Нарушается как активная, так и пассивная его стороны.
После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывалась уровень развития лексики детей без нарушений речи, а также степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Состояние лексической стороны речи детей дошкольного возраста.
№ |
ФИО |
Оценка в методике, балл |
Сумма |
Уровень развития | ||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | ||||
1 |
Рома П. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
1,6 |
2 |
Настя З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
3 |
Даша Г. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
1,6 |
4 |
Катя А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
1,2 |
5 |
Миша У. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
8 |
1,6 |
6 |
Никита Н. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1,4 |
7 |
Женя С. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
1,4 |
8 |
Сережа Л. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
2,2 |
9 |
Влад Р. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
8 |
1,6 |
10 |
Алеша К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
2 |
11 |
Вика Н. |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
12 |
Катя Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
13 |
Ваня К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
8 |
1,6 |
14 |
Дима К. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
2,6 |
15 |
Саша Л. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1,4 |
Информация о работе Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста