Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
1.2 Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
1.3 Сущность общего недоразвития речи III уровня
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Вывод по второй главе 
          Таким образом, грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. 

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах  логопедического воздействия, разработанных  в отечественной специальной  педагогике. 
 
          Исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, позволили по-новому сформулировать задачи грамматической работы с детьми. Ими являются: 
 
– обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи; 
 
– расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение); 
 
– развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр. 
 
          Таким образом, процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом. 
 
          Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. 
 
          Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х гг. ХХ в. 
 
          У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. 
 
          Третий уровень общего недоразвития речи характеризуется наличием развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. 
 
          Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук с’, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. 
 
          Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями путем использования поэтапной системы формирования речи. Большое значение для речевого и интеллектуального развития ребенка имеет специально организованная коррекционная работа в соответствии с его индивидуальными особенностями. 
 
          Наибольшую результативность в обучении детей со третим уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях с одним–двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками.  
 
          Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением. 
            Приложение

(Приложение№1)

         В системе коррекционной работы  по Нищевой Н.В. в логопедической  группе в 1-й год обучения  развитие грамматического строя  речи можно увидеть следующим  образом: 
 
                      I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь): 
 
   1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа – названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели. 
 
   2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей). 
 
   3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 
 
   4. Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из
 
   5. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. 
 
                           II квартал (декабрь, январь, февраль): 
 
   1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 
 
   2. Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из, по
 
   3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят. 
 
    4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый
 
                               III квартал (март, апрель, май): 
 
   1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, по. 
 
   2. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 
 
   3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать. 
 
   4. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д.[17]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Используемая литература

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М., 1997. – 400с.
  2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004г.
  4. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: Аркти, 2002. – 64 с.
  5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе  
  6. Березин Ф.М. Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979.- 560с.
  7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 1994 – часть 1.
  8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974г.
  10. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М., 1996.
  11. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. – 2004. №1, с. 34 – 40
  12. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения //   Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997.
  14. Выготский Л.С. Собрание сочинений, 1 часть.
  15. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
  17. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи – М.: Эксмо, 1999. – 356 с.
  18. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
 
  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
 
  1. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе // Дефектология. – 1981. – №2
 
  1. Жукова  Н.С. ,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.- 316с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М., 2004. – 320 с.
  5. Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962.
  6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. М.: Академия, 2007. – 200 с.
  7. Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. Принципы психологических исследований умственной деятельности дошкольников с патологией речи. – М., 1972.
  8. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998.
  9. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
  10. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 1970.
  11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  12. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982. – 130 с.
  13. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – МПГУ, 2005. с. 43–47
  14. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед 2004. №1 с. 27–34.
  15. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.
  16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004г
  17. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985г.
  18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. , 1969.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975
  20. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 1997 – 151 с.
  21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  22. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. М.,1996.
  23. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.
  24. Лопухина И.С. Логопедия. М., 1996.
  25. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
  26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  27. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. – 384 с.
  28. Львов М.И. Методика развития речи младших школьников .- М., 1985.- 176 с
  29. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. – М., 1998.
  30. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. М., 1987.
  31. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
  32. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1951. – 616 с.
  33. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287 с.
  34. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  35. Попов Р.Н. Валькова Д.П. Маловицкий Л.Я. Федоров А. К. Современный русский язык . – М., 1978.- 463с.
  36. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287с.
  37. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Теленкова М.А. Современный Русский язык.- М., 2000.- 448с.
  38. Российская Е.Н., Чиркина Г.В. Произношение: Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида: 1 класс. – Самара, 2003. – 64 с.
  39. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Логопсихотерапевтический подход при диагностике заикания у детей дошкольного возраста // Проблемы детской речи. – СПб, 1996. – с. 177–178
  40. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1 -4 классы). – М., 2003. – 163 с.
  41. Смирнов В.М  Нейрофизиология и высшая нервная деятельность  детей и подростков.- М ., 2000.- 400с.
  42. Современный русский язык / Под ред. Валгиной Н.С.- М.,2001.-528с.
  43. Современный русский литературный язык / Под ред. Леканта – М.,1996.-510с.
  44. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи ( 1 -4 классы ). – М., 1980.- 163с.
  45. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
  46. Серия статей в журнале "Дефектология" за 1985 – 1986 гг. Т.Б. Филичивой и Г.В. Чиркиной.
  47. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
  48. Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980.
  49. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.
  50. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  51. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
  52. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
  53. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
  54. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991.
  55. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1994. – 103 с.
  56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк.воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  57. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: Методическое пособие для школьных педагогов, психологов, дефектологов и др. Изд. 1-е/2-е. М.: Айрис-Пресс, 2007. – 96 с.
  58. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.
  59. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под  ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.
  60. Шахматов А.А.  Синтаксис русского языка.- Л.,1941.- 650с.
  61. Шанский Н.М. Иванов В.В. Современный русский язык . Часть I .-  М.,1987.-192с.
  62. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 1962
  63. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.:Академия, 2007. – 144 с.
  64. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – с. 256
  65. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-е. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня