Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
1.2 Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
1.3 Сущность общего недоразвития речи III уровня
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Вывод
по второй главе
Таким образом,
грамматический строй речи – это система
единиц и правил их функционирования в
сфере морфологии, словообразования и
синтаксиса. Сформированный грамматический
строй речи – непременное условие успешного
и своевременного развития монологической
речи. Ребенок, у которого развит грамматический
строй речи, эмоционально здоров: он нескован
в общении со сверстниками, нестеснителен,
небоязлив в речевых высказываниях, в
выражении своих собственных мыслей, чувств,
настроений; он безболезненно входит в
школьный коллектив, чувствует себя полноценным
и равноправным участником коллективной
деятельности.
Работа по формированию
связной грамматически
Исследования,
проведенные под руководством Ф. А. Сохина
и О. С. Ушаковой, позволили по-новому сформулировать
задачи грамматической работы с детьми.
Ими являются:
– обогащение речи дошкольников грамматическими
средствами (морфологическими, словообразовательными,
синтаксическими) на основе активной ориентировки
в окружающем мире и в звучащей речи;
– расширение сферы использования грамматических
средств языка в различных формах речи
(диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное,
деловое, познавательное, личностное речевое
общение);
– развитие у ребенка лингвистического
отношения к слову, поисковой активности
в сфере языка и речи на основе языковых
игр.
Таким образом,
процесс обучения следует организовывать
так, чтобы с самого начала овладение грамматическим
строем языка носило творческий характер,
опиралось на ориентировочную (поисковую)
активность ребенка в окружающем мире
и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование
со словом.
Система
дошкольного образования в настоящее
время способна удовлетворить разнообразные
образовательные потребности населения
и учесть новые педагогические воззрения
ученых и практических работников.
Общее недоразвитие
речи – это различные сложные речевые
расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к ее звуковой и смысловой
стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Впервые теоретическое обоснование общего
недоразвития речи было сформулировано
Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников
НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше,
Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х
гг. ХХ в.
У всех детей
с общим недоразвитием речи всегда отмечается
нарушение звукопроизношения, недоразвитие
фонематического слуха, выраженное отставание
в формировании словарного запаса и грамматического
строя.
Третий
уровень общего недоразвития речи характеризуется
наличием развернутой фразовой речью
с элементами лексико-грамматического
и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным
является недифференцированное произнесение
звуков (в основном это свистящие, шипящие,
аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет
одновременно два или несколько звуков
данной или близкой фонетической группы.
Например, мягкий звук с’, сам еще недостаточно
четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»),
ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля»
вместо цапля), ч («сяйник»
вместо чайник), щ («сетка»
вместо щетка); замены групп звуков более
простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие
замены, когда звук в разных словах произносится
по-разному; смешения звуков, когда изолированно
ребенок произносит определенные звуки
верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
Преодоление
ОНР у детей осуществляется в специальном
детском саду для детей с речевыми нарушениями
путем использования поэтапной системы
формирования речи. Большое значение для
речевого и интеллектуального развития
ребенка имеет специально организованная
коррекционная работа в соответствии
с его индивидуальными особенностями.
Наибольшую
результативность в обучении детей со
третим уровнем речевого развития можно
достигнуть на занятиях с одним–двумя
детьми (в первые два месяца обучения).
Это объясняется тем, что дети гораздо
лучше воспринимают новый материал тогда,
когда он обращен непосредственно к каждому
из них. Большой интерес к занятию дети
проявляют тогда, когда создаются занимательные
игровые сюжеты, в которых часто они сами
являются активными участниками.
Постоянно
обращается внимание на соматически ослабленных
детей, которые быстро устают и их работоспособность
падает. Поэтому в середине занятия проводятся
динамические паузы для снятия мышечного
напряжения. Используются физкультминутки,
пальчиковая гимнастика и другие приемы
с речевым ритмическим сопровождением.
Приложение
(Приложение№1)
В системе коррекционной
I квартал (сентябрь,
октябрь, ноябрь):
1. Учить детей употреблять в речи
имена существительные в форме единственного
и множественного числа – названия овощей,
фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов
одежды, обуви, посуды, мебели.
2. Упражнять детей в употреблении
формы множественного числа имен существительных
в родительном падеже (яблок,
чашек, платьев, мячей).
3. Учить согласовывать слова в
предложении в роде, числе, падеже.
4. Закрепить в речи простые предлоги:
на - с, в - из.
5. Учить детей образовывать и использовать
в речи существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-,
-оньк-.
II квартал (декабрь,
январь, февраль):
1. Закрепить умение согласовывать
слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Закрепить в речи простые предлоги:
на - с, в - из, по.
3. Упражнять детей в употреблении
существительных с суффиксами: -онок,
-енок, -ат, -ят.
4. Упражнять детей в употреблении
некоторых относительных прилагательных:
стеклянный, бумажный,
резиновый.
III квартал (март, апрель,
май):
1. Закрепить в речи все пройденные
предлоги: на, с, в,
из, по.
2. Продолжить работу над умением
согласовывать слова в предложении в роде,
числе, падеже.
3. Учить употреблять в речи формы
повелительного наклонения глаголов:
идти, лежать, бежать.
4. Учить употреблять существительные
с суффиксами -онок, -енок в форме родительного
падежа множественного числа: лисят,
волчат и т.д.[17].
Используемая литература