Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
1.2 Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
1.3 Сущность общего недоразвития речи III уровня
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Тема :

Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

План:

Введение

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования

    1. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
    2. Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
    3. Сущность общего недоразвития речи III уровня

         Вывод по первой главе

Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического  строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

      Вывод по второй главе 

      Заключение 

      Список литературы 

      Приложение  
 
 
 

     Введение

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

          Речевая деятельность является тончайшим выражением социальной природы человеческой психики. Нормальное развитие речи осуществляется благодаря общению с окружающими. Однако формирование речи протекает безболезненно только в достаточно благоприятных условиях, которые не всегда бывают обеспечены.

     В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

     Данная  курсовая работа посвящена решению  одной из проблем в развитии речи ребенка – формированию грамматического строя речи дошкольников и преодолению общего недоразвития речи III уровня

     В дошкольном периоде жизни ребенка  важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя  речи, так как нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в условиях школьного обучения возникает дисграфия – нарушение письма.

     Цель  исследования –  изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

     Объектом  исследования являются дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

     Предмет исследования – это процесс состояния формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

     Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности: А.Н. Гвоздева [7], Л.С. Выготского [6], А.А. Леонтьева [17]; о структуре речевого дефекта при ОНР: Л.Ф. Спировой [26], Г.И. Жаренковой [10], Р.И. Лалаевой [16] и др.

     Задачи исследования:

     1.   Провести научно-теоретический анализ.

     2. Выявить особенностей формирования  грамматических понятий детей  старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи III уровня.

     3. Наметить пути коррекционной  работы по развитию грамматического строя речи.

     Методы  исследования:

     Изучение  и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования. 

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

     База  исследования: Детский сад №261, г. Уфа.

 

1.1. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме. 

     Своевременное и полноценное овладение речью  является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной  психики и дальнейшего правильного  развития ее.

      Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

      Согласно  исследованиям физиологов, функции  центральной нервной системы  легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

     Для функции речетворчества таким критическим  периодом развития является, первые три  года жизни ребенка; к этому сроку  в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же впервые три года речи малышу не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстатьупущенное.

     А.Н.Гвоздев  предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода.

     Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов - корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев -1 год 10 месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-слогов.

     Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в предложениях употребляются служебные слова для выражения синсаксических отношений.

     Третий период - период усвоения грамматической системы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

     Можно сделать вывод, что в речи ребенка  последовательно развиваются: синтаксический строй предложения (а также выразительность  его интонации); морфологическая  оформляемость слов; звуковой состав слов.

     Следует отметить, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.

     Рассмотрим  речевую готовность детей 5-6 лет  к обучению.

Словарь: дети старшего дошкольного возраста имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

      Несмотря  на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно  пользуются значительно меньшим  количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения  некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

      В процессе работы с детьми воспитатель  стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения), доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.

     Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.

      Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух.

     Чаще  всего это относится к детям  с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.

     На  дошкольном этапе у большинства  детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил,реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.

     На  протяжении периода от 3 до 7 лет у  ребенка все более развивается  навык слухового контроля над  собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных  случаях. Иными словами, формируется  фонематическое восприятие.

     В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.

     Значения  слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще  неверно понимают или используют слова. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

     Параллельно с развитием словаря идет и  развитие грамматического строя  речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.

      После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.

      По  определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам  у детей оказываются сформированными  все основные грамматические категории.

      На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

     Начиная с этого возраста высказывания детей  напоминают короткий рассказ. Во время  бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее  количество предложений.

     В 5 лет значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец,- сонорные, шипящие и свистящие звуки.

     На  протяжении дошкольного периода  постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

     В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует  об успехах в овладении одним  из трудных видов речи - монологической речью.

     К 6-7 годам общение приобретает  внеситуативно-личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

     Проблема  развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Информация о работе Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня