Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Анализ работ отечественных специалистов посвященных изучению графических навыков учащихся младшего школьного возраста.
2. Исследование проблемы формирования графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями в младшем школьном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………стр. 3
I. Глава. Анализ проблемы графических навыков
младших школьников с нарушением интеллекта
в исследованиях отечественных специалистов……………………..стр. 7
I.1.Особенности формирования графических навыков письма
учащихся на начальном этапе школьного обучения……………….стр. 7
I.2.Специфика становления графических навыков
младших школьников с нарушением интеллекта…………………..стр. 14
II. Глава. Практическое изучение особенностей
графических навыков учащихся с интеллектуальными
нарушениями в младшем школьном возрасте ……………………..стр. 20
II.1. Обоснование применения диагностических методик исследования………………………………………………………..стр. 20
II.2. Описание результатов практического исследования
графических навыков…………………………………………….......стр. 23
Заключение……………………………………………………………стр. 30
Список литературы………………………………………………….стр. 32
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

             

Опираясь на данные таблицы 2, можно отметить, что в процессе диагностики высокий и средний уровень развития графических навыков у учащихся второго класса с интеллектуальными нарушениями не выявился.

              Низкий уровень развития моторных навыков был отмечен у трех учеников, что составило 30 % от общего количества участвующих в исследовании. Отмечено, что ученики данного уровня развития при восприятии текста на слух испытывали трудности, связанные с забыванием начертания букв, осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Так, например, Вика М. не могла вспомнить, как пишется буква Ж. После показа на доске педагогом образца, девочка воспроизвела её, допустив такую ошибку, как искажение формы буквы.

Очень низкий уровень развития графических навыков выявлен у семи учеников, что составило 70 % от общего количества учеников. Было обращено внимание на такие графические ошибки, как отсутствие элементов букв при воспроизведении графического образа. Например, в слове «Бегут» последний элемент буквы Т не прописан у Паши К.

Было отмечено смешение верха и низа сходных букв, например, в слове «Пушистый» (ш на т) у Сергея М.

              Таким образом, сделан вывод о том, что в процессе письма под диктовку графические навыки учеников проявляются на очень низком и низком уровне. При этом очень низкий уровень преобладает. В процессе воспроизведения текста на слух ученики испытывали трудности в связи с забыванием  правильного начертания букв, так же они осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Отмечены пропуски элементов букв, смешение верха и низа сходных букв и другое.

По результатам  наблюдения за состоянием графических навыков письма  учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями  составлена таблица 3 – «Оценка состояния графических навыков учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями».

Таблица 3.

«Оценка состояния графических навыков учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями»

 

Участники исследования

Оценка графических навыков

Средний уровень

Низкий уровень

О\низкий уровень

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Младшие школьники в возрасте 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями

0

0

4

40

6

60

 

На основании анализа данных таблицы 3 видно, что высокий и средний уровни оценки графических навыков в процессе диагностики не выявились.

Низкий уровень развития выявлен у четырех учеников, что составило 40 % от общего количества участвующих в исследовании. У учеников низкого уровня наблюдалась слабость мышечных усилий ведущей руки,  а так же отмечалось отсутствие точности и уверенности при начертании слов (например, у Тани К., Иры Б.). 

У учеников данного уровня отмечены следующие графические ошибки: не соблюдалось расположение букв по линии строки, то есть не держится линейность при письме; формы букв не соответствуют образцу, не везде соблюдается связность букв при письме.

Так же замечено, что ученики не соблюдают  интервал  между  буквами  в  словах, неравномерно расставляют слова на строке.

Очень низкий уровень развития навыка отмечен у шести учащихся, что составило 60 % от общего показателя исследования. Для учащихся этого уровня характерно неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ученики слабо ориентируются в пространстве листа.

У учеников наблюдалась слабость мышечного тонуса руки. Вследствие этого ученики затрудняются писать буквы связно, а безотрывное письмо вызывает нарушение письма формы буквы.

              Замечено, что при написании предложений под диктовку в рабочем темпе школьного урока (с опорой на слуховое восприятие) ошибки графического навыка связаны с деформацией форм букв. Так же при восприятии на слух больше встречается ошибок, связанных с уподоблением одной буквы другой. Это происходит оттого, что  разные буквы пишутся одним и тем же движением, то есть пишутся одинаково.

Общей особенностью всех учащихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя. Многие ученики не стараются при выполнении письменного задания, ошибки, на которые указывает педагог, иногда остаются неисправленными.

Следует так же заметить, что развитие и совершенствование графического навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у учащихся с интеллектуальными нарушениями утомление, и многие из них к концу урока становятся раздражительными.

              Таким образом, графические навыки учеников с интеллектуальными нарушениями второго класса были оценены по низкому и очень низкому уровню. Было отмечено, что трудности письма и графические ошибки учеников связаны с несформированностью  зрительно - двигательных образов буквенных знаков, с низким уровнем зрительного контроля. Недостатки процесса восприятия, моторные нарушения так же негативно отражается на точности воспроизведения букв.

В итоге, можно прийти к выводу о том, развитие графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями имеет особенности, а процесс формирования навыка сопровождается трудностями, связанными со спецификой нервно - психического развития учащихся данной категории.

              Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графические ошибки учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта связаны как с низким уровнем развития внимания, восприятия и самоконтроля, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки. Указанные недостатки негативно отражаются на точности воспроизведения букв, тормозят формирование зрительно – двигательного образа буквы, затрудняют ориентировку на тетрадном листе (в линейку), что в целом препятствует автоматизированности графического навыка младших учеников.

Отмечено, что учащиеся с нарушением интеллекта в процессе выполнения письменных заданий по русскому языку допускают множественные графические ошибки как при воспроизведении текстового материала из учебника (списывание), так и при воспроизведении на слух (диктанты). При этом количество графических ошибок увеличивается при воспроизведении на слух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.  В специальной педагогике и психологии отмечается, что формирование графических навыков письма учащихся рассматриваемой категории осуществляется с особенностями, связанными с интеллектуальными и психофизическими отклонениями в развитии (недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, низкий уровень развития психических функций, сложности межанализаторного взаимодействия и другое).

              В процессе выполнения поставленных задач исследования, изучалось мнение специалистов по проблеме. Было отмечено, что формирование  графического навыка  письма  – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта  письма, и по структуре формирования  навыка,  и  по  психофизиологическим  механизмам, лежащим в его  основе. В ходе многочисленных упражнений учащихся по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Убедившись в том, что у учеников с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста развитие и автоматизация графических навыков осложняется из-за недостаточной динамичностьи мышц руки, недоразвития ручной моторики и слабости мышечного тонуса. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции, несовершенство зрительного и двигательного контроля над движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.

              Осуществив практическую часть исследования,  пришли к выводу о том, что графические навыки умственно отсталых учеников второго класса развиты на низком и очень низком уровне. Качественный анализ методик показал, что трудности автоматизации навыка и графические ошибки учеников связаны с несформированностью  зрительно - двигательных образов буквенных знаков, с низким уровнем зрительного контроля. Недостатки процесса восприятия, моторные нарушения так же негативно отражается на точности воспроизведения букв.

В итоге, согласилась с мнением специалистов коррекционного обучения о том, что развитие графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями имеет особенности, а процесс формирования навыка сопровождается трудностями, связанными со спецификой нервно - психического развития учащихся данной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Аксенова А.К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2002. – 106 с.

2.      Агаркова  Н.Г.  Основы  формирования  графического  навыка  у младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №4. – с. 15-17.

3.      Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 47 с.

4.      Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, - 1999. – с. 264.

5.      Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

6.      Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений. – М.: Академия, 2002. – 174 с.

7.      Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида. // Дефектология. – 2002. - № 6. – с. 60-66.

8.      Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.,1950. – 98 с.

9.      Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования.  – М.: Академия, 2002. – 304 с.

10.  Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского – М.: Академия, 2003. – 338 с.

11.  Мальцева Е.В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте. // Дефектология. – 2002. - № 2. – с. 60-64.

12.  Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1992. – с. 245.

13.  Насонова В.А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 41-46.

14.  Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – с. 159.

15.  Краткий  психологический  словарь. /Под  ред.  А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985. – с.195.

16.  Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 10-14.

17.  Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 230 с.

18.  Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение. – 1983. – с.15-19.

19.  Скиотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1996. - № 6. – с.24-27.

20.  Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., Воронеж, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводный протокол изучения графических навыков

по методике «Особенности графических навыков умственно отсталых учеников, проявившиеся при списывании текста»

 

Ф.И. ученика

Результаты выполнения методики в баллах

1 балл

2 балла

3 балла

1.      Паша К.

+

 

 

2.      Вова Д.

 

+

 

3.      Дима С.

 

+

 

4.      Рома Г.

+

 

 

5.      Андрей М.

+

 

 

6.      Сергей К.

 

+

 

7.      Вася М.

+

 

 

8.       Таня К.

+

 

 

     9. Ира Б.

 

+

 

    10. Вика М

+

 

 

Информация о работе Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта