Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Анализ работ отечественных специалистов посвященных изучению графических навыков учащихся младшего школьного возраста.
2. Исследование проблемы формирования графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями в младшем школьном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………стр. 3
I. Глава. Анализ проблемы графических навыков
младших школьников с нарушением интеллекта
в исследованиях отечественных специалистов……………………..стр. 7
I.1.Особенности формирования графических навыков письма
учащихся на начальном этапе школьного обучения……………….стр. 7
I.2.Специфика становления графических навыков
младших школьников с нарушением интеллекта…………………..стр. 14
II. Глава. Практическое изучение особенностей
графических навыков учащихся с интеллектуальными
нарушениями в младшем школьном возрасте ……………………..стр. 20
II.1. Обоснование применения диагностических методик исследования………………………………………………………..стр. 20
II.2. Описание результатов практического исследования
графических навыков…………………………………………….......стр. 23
Заключение……………………………………………………………стр. 30
Список литературы………………………………………………….стр. 32
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Анализ письменных работ, проведенный данным автором, позволяет высказывать мнение о недостаточности динамичности мышц руки учеников с интеллектуальными нарушениями.

Психолого – педагогические исследования (Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер и других) доказывают, что к началу школьного обучения у учеников с интеллектуальными нарушениями недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму (недоразвитие ручной моторики, слабость мышечного тонуса, а так же общей моторики и другое).

Исследователями отмечаются следующие трудности формирования навыка письма учащихся, обусловленные низким уровнем развития мелкой моторики руки: неумение писать буквы связно,  то  есть  на  основе  двигательных элементов и по  определенному  алгоритму;  невыполнение  алгоритма трех видов соединения букв в словах.

Таким образом, формирование графических навыков у учащихся с нарушением интеллекта осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся с интеллектуальными нарушениями, а так же приводят к ошибкам данного навыка.

Подводя итоги по теоретической главе, можно прийти к следующим выводам:

              Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

              Формирование  графического навыка есть длительный и сложный процесс для младшего школьника. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Развитие графических навыков умственно отсталых учеников осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень развития мелкой моторики руки приводит к трудностям, связанным с неумением писать буквы связно,  то  есть  на  основе  двигательных элементов и по  определенному  алгоритму; ученикам сложно выполнить алгоритм трех видов соединения букв в словах. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности приводит к слабому контролю над графической стороной письма (например, неумение соотнести букву и линии в тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону и другое).

 

II. Практическое изучение особенностей графических навыков учащихся с интеллектуальными нарушениями в младшем школьном возрасте             

II.1. Обоснование применения диагностических методик по теме исследования и их описание      

Практическое исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы – интерната № … г. Ижевска. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 – 9 лет) в количестве 10 человек.

Цель практического исследования - изучить особенности графических навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями.

В процессе исследования использовались следующие методики: методика «Изучение особенностей графических навыков в процессе списывания текста из учебника» (списывание), методика «Изучение особенностей графических навыков в процессе письма под диктовку» (диктант), а так же наблюдение за состоянием графических навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями.

Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графических навыков учеников (от высокого до очень низкого уровня).

Методика «Изучение особенностей графических навыков

в процессе списывания текста из учебника»

Цель: изучить состояние графических навыков в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.

Выполнение: Ученикам предлагался текст из учебника по русскому языку.

Тексты для списывания

Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Юля и Лёва открыли окна. Дежурные Яна и Саша убирают класс.

Оценка результата:

Высокий уровень - 4 балла – графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла – наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;

  Низкий уровень - 2 балла – значительное количество ошибок и нарушений письма;  ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень – 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.

Методика  «Изучение особенностей графических навыков

в процессе письма под диктовку»

Цель: изучить состояние графических навыков в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.

Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.

Текст диктанта

Зима.

Вот зима. Выпал пушистый снег. На улице мороз. Дети бегут на горку. С ними пес Рыжик.

Оценка результата:

Высокий уровень - 4 балла – графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла – наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;

  Низкий уровень - 2 балла – значительное количество ошибок и нарушений письма;  ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень – 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.

Метод «Наблюдение за состоянием графических навыков письма  учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями»

Цель: оценить состояние графических навыков умственно отсталых учеников, а так же навыков самоконтроля.

Выполнение: Осуществлялось наблюдение за графическими навыками учеников. Обращалось внимание на умение правильно держать ручку, ориентироваться на разлинованной поверхности страницы. Изучался темп деятельности, умение осуществлять самоконтроль (двигательный и зрительный) в процессе письма под диктовку и с образца.

Оценка результата:

Высокий уровень - 4 балла – ученик уверенно и точно воссоздает графические образы, воспринимаемые зрительно и на слух; ориентируется на тетрадном листе; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла – ведущей рукой действует в целом уверенно; хорошо ориентируется на тетрадном листе; графические образы зрительно и на слух воспринимает с незначительными искажениям; темп деятельности средний.

Низкий уровень - 2 балла – ведущая рука действует с напряжением, скованно; ориентировка на листе слабая; страдает самоконтроль; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень – 1 балл - затрачивается много энергии и сил при воссоздании графического образа буквы; ориентировка на листе слабая; сильно страдает самоконтроль; темп деятельности очень низкий.

Данные диагностических процедур оформлялись в протоколы исследования и проводился качественный и количественный анализ результатов исследования.

 

II.2. Описание результатов практического исследования графических навыков

Проведя с учениками диагностику, были получены следующие результаты.

Данные, полученные по методике «Изучение особенностей графических навыков в процессе списывания текста из учебника» были занесены в таблицу 1 - «Особенности графических навыков, учеников с нарушениями интеллекта, проявившиеся при списывании текста»

Таблица 1

«Особенности графических навыков, учеников с нарушениями интеллекта, проявившиеся при списывании текста»

Участники исследования

Графические навыки при списывании текста

Средний уровень

Низкий уровень

О/низкий уровень

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Младшие школьники в возрасте 8-9 с интеллектуальными нарушениями

0

0

4

40

6

60

Анализ данных таблицы 1 показал, что, у учащихся с интеллектуальными нарушениями, второго класса высокий и средний уровни развития графических навыков в ходе исследования нами не выявился.

Низкий уровень развития графических навыков отмечается у четырех учеников, что составляет 40 %. Отмечается, что эти учащиеся допускали множественные графические ошибки при воспроизведении текста из учебника и имели трудности письма.

Так, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа приводила Таню К. к таким ошибкам, как замена букв, состоящих из различного рода сходных элементов, например, в слове «прозвенел» вместо буквы Л была прописана буква М.

Учащимися Вовой Д., Димой С. были допущены зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону, например, в слове «Яна» буква Я воспроизводилась в зеркальном отражении.

У учащихся низкого уровня проявлялся слабый зрительный контроль в процессе списывания. Так, учениками производились замены букв, отличающихся пространственным расположением элементов (В-Д в слове «двор»), замены букв, в которых один из элементов отличается по изображению и направлению (И-У в слове «ученики»).

Шесть учеников показали очень низкий уровень развития графических навыков, что составило 60% от общего показателя участвующих в исследовании.

Было отмечено, что неправильное написание слов вследствие оптического смешения букв встречается у учеников этого уровня чаще, чем у их товарищей низкого уровня, например, Паша К. написал вместо слова Прозвенел – Нрозвенел, заменив оптически сходную П на Н. Более чаще выявлялись и ошибки, связанные с заменой элементов букв, отличающихся по изображению и направлению, например, Д-Б, И-У.

Отмечена так же неразборчивость букв при рассмотрении написанных слов, так называемая «каша» у Васи М. и Ромы Г.

Следует отметить и темп выполнения задания. Он достаточно низкий, как у учеников низкого, так и очень низкого уровня.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что у учеников с интеллектуальными нарушениями во втором классе преобладает очень низкий уровень развития графических навыков. Учащиеся в процессе выполнения предложенного задания допустили множественные графические ошибки и трудности письма (замены графически сходных букв, оптическое написание, искажения формы буквы и другое).

Результаты диагностики по методике «Изучение особенностей графических навыков в процессе письма под диктовку» были занесены в таблицу 2 - «Особенности графических навыков у учеников с интеллектуальными нарушениями, проявившиеся в процессе письма под диктовку».

Таблица  2

«Особенности графических навыков у учеников с интеллектуальными нарушениями, проявившиеся в процессе письма под диктовку»

 

Участники исследования

Графические навыки письма под диктовку

Средний уровень

Низкий уровень

О\низкий уровень

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Младшие школьники в возрасте 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями

0

0

3

30

7

70

Информация о работе Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта