Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Анализ работ отечественных специалистов посвященных изучению графических навыков учащихся младшего школьного возраста.
2. Исследование проблемы формирования графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями в младшем школьном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………стр. 3
I. Глава. Анализ проблемы графических навыков
младших школьников с нарушением интеллекта
в исследованиях отечественных специалистов……………………..стр. 7
I.1.Особенности формирования графических навыков письма
учащихся на начальном этапе школьного обучения……………….стр. 7
I.2.Специфика становления графических навыков
младших школьников с нарушением интеллекта…………………..стр. 14
II. Глава. Практическое изучение особенностей
графических навыков учащихся с интеллектуальными
нарушениями в младшем школьном возрасте ……………………..стр. 20
II.1. Обоснование применения диагностических методик исследования………………………………………………………..стр. 20
II.2. Описание результатов практического исследования
графических навыков…………………………………………….......стр. 23
Заключение……………………………………………………………стр. 30
Список литературы………………………………………………….стр. 32
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!.doc

— 208.50 Кб (Скачать)


 

Курсовая работа.

Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта

 

 

Ижевск. 2012

 

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт  педагогики, психологии и социальных технологий.

Кафедра «специальной психологии и коррекционной педагогики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка IV курса

Чурина Светлана

Николаевна

 

Научный руководитель:

Обухова Наталья

Аркадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Оглавление.

 

   Введение………………………………………………………………стр. 3

I.     Глава. Анализ проблемы графических навыков

младших школьников с нарушением интеллекта

в исследованиях отечественных специалистов……………………..стр. 7

I.1.Особенности формирования графических навыков письма

учащихся на начальном этапе школьного обучения……………….стр. 7

I.2.Специфика становления графических навыков

младших школьников с нарушением интеллекта…………………..стр. 14

II.          Глава. Практическое изучение особенностей

графических навыков учащихся с интеллектуальными

нарушениями в младшем школьном возрасте ……………………..стр. 20

II.1. Обоснование применения диагностических методик исследования………………………………………………………..стр. 20

II.2. Описание результатов практического исследования

графических навыков…………………………………………….......стр. 23

Заключение……………………………………………………………стр. 30

  Список литературы………………………………………………….стр. 32

  Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями   обучения письму  и  нарушениями  письма увеличивается с каждым годом.

              Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.

Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Формирование графических навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Особенно важна проблема формирования графических навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Актуальность темы исследования исходит из того, что, письмо, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Процесс формирования навыков письма у учащихся этой категории имеет свои специфические особенности.

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма, другое).

              По мнению Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер существенно сниженный уровень сенсорных процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями приводит к несформированности навыка зрительно-двигательных  образов  буквенных знаков, а так же связан с затруднениями на письме, например, выражается в неумении писать буквы связно.

В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования состоит в изучении особенностей графических навыков учеников младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Объект исследования – графические навыки учащихся с умственной отсталостью.

Предмет исследования – особенности графических навыков письма учащихся с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1. Анализ работ отечественных специалистов посвященных изучению графических навыков учащихся младшего школьного возраста.

2. Исследование проблемы формирования графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями в младшем школьном возрасте.

3. Практическое исследование состояния графических навыков учащихся второго класса, имеющих интеллектуальные нарушения.

Методы исследования:

-   теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель и задачи исследования, его объект и предмет, сформулированы методы исследования.

В первой главе дан анализ 20 теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы, определено направление практического исследования.

Во второй главе содержится описание организации практического исследования, методики его проведения и дается анализ полученных результатов.

В заключении приведены полученные результаты и сделаны соответствующие выводы.

Список литературы содержит двадцать источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Глава. Анализ проблемы графических навыков младших школьников с нарушением интеллекта в исследованиях отечественных специалистов

I.1. Особенности формирование графических навыков письма учащихся на начальном этапе школьного обучения       

В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [15].

Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и  сам  процесс изображения ее.

              Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [2].

              По мнению Н.Г. Агарковой графический навык вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

              А.К. Аксенова отмечает, что графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное [1]. Данный автор подчеркивает, что письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

Такими специалистами, как А.Г. Зикеевой, Е.А., Кинаш, А.Р. Лурия, указывается, что графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Так, А.Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. При этом подчеркивается, что графические навыки формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Процесс формирования графических навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

Как отмечала И.Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [18].

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графическим навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки [17].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности.

Важным условием полноценного овладения навыками письма для ученика начальной школы является достаточное развитие моторного компонента двигательного анализатора и готовности руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений, считает А.К. Аксенова.

В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что формирование графических навыков необходимо начинать задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте дети учатся чертить на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и другое развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее, отмечает Е.А. Кинаш.

А.Р. Лурия в своих исследованиях указывал, что при овладении графическим навыком письма для младших учеников, особенно первоклассников, характерна очень большая затрата энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение в исполнение лишних движений мышц. Данное замечание мы находим и у В.И. Лубовского [10]. Так, В.И. Лубовский отмечает, что ученики в первом классе очень сжимают ручку в руке, сильно жмут на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела. Движение руки в процессе письма сначала также осуществляется очень медленно.

На начальной стадии формирования навыка письма, движения учеников дробные, одно усилие рассчитано на небольшой отрезок письма. Остановка движения при этом возможна в любой части буквы, так как еще нет ритма в движении, указывает Т.П. Сальникова. Дробность связана с большим усилием, которое прилагает ученик во время письма с трудностью выполнения движений, с отсутствием координации всех нужных звеньев руки во время письма вдоль строки, с отсутствием предвосхищения последующего движения.

Н.Г. Агаркова называет и наличие таких проблем формирования графического навыка, как колебания наклона, различная ширина букв, неравномерная  отставленность  букв  друг   от   друга, несоответствие в пропорциях и так далее. Одна и та же буква в  одном  и  том  же  слове, предложении порой оказывается выполненной по-разному [2].

      Профессор Н.А. Бернштейн отмечал, что каждый ученик начального звена, независимо от применяемого к нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз становления графического навыка. На первом этапе обучения школьник пишет крупно, и это связано не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки, то есть тем проще и доступнее перешифровка, и это подтверждено циклографическими наблюдениями исследователя. Только по мере освоения этой перешифровки ребенок выучивается переносить на кончик пера сначала зрительные, а потом и проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечивать кончику пера любую требуемую траекторию. Благодаря этому, постепенно, уменьшается величина выписываемых букв. Одновременно с этим процессом совершенствуется и освоение письма по линейке. Движение предплечья, ведущего перо вдоль строки, постепенно переводится из компетенции зрительного контроля в область проприоцептивного. Тогда ровная расстановка и направленность строк удаются уже на неразграфленной бумаге [1].

              Скоропись письма, так же служит показателем сформированности  графического навыка. Профессор Н.А. Бернштейн отмечал, что акт скорописи включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы, вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна; осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора; реализацию начертательной стороны письма (контуров букв и того, что составляет существенную часть почерка).

              Скорость письма проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные  акты письма,  объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко,  без особых затрат нервных и физических сил, отмечала Н.Г. Агаркова.

Информация о работе Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта