Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обосновать и описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В настоящей курсовой работе ставятся такие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую, периодическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический аспект физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
1.3. Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………..............................................26
2.1. Физкультурные занятия как форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………...33
Заключение………………………………………………………………….........38
Список литературы……………………………………………………………....39

Файлы: 1 файл

Курсовая по дошкольной педагогике.docx

— 74.12 Кб (Скачать)
 

     В конце занятия построение детей в шеренгу. И как итог, педагог  предлагает детям оценить свою работу на занятии: похлопать в ладоши так сильно, как хорошо они занимались. 
 

Вывод: рассмотрев опыт работы инструктора по физической культуре Абакшиной Ольги Николаевны, мы выявили, что физкультурные занятия наиболее эффективно способствуют развитию у дошкольников физических качеств, а именно: ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость и координация. Они также приучают детей запомнить план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. На физкультурных занятиях дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений, руководствуясь которыми ребенок способен действовать самостоятельно и усваивать доступные закономерности выполнения разучиваемых движений. 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

     Планирование  физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня должно опираться  на суточный объем необходимых для  дошкольников движений (в среднем 2-2,5 часа). К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, гимнастика после сна.

     Утренняя  гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. Приведем пример утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста:

1. «Бегущие  спортсмены». Бег на месте,  руки согнуты в локтях, под  прямым углом, плечи свободно  опущены вниз, движение рук вперед-назад.

2. «Великаны». И.п. – стоя на носках, руки  поднять вверх, подтянуться. Ходьба  на месте, тянуться все выше  и выше, не сводя глаз с кончиков  пальцев.

3. «Ветряная  мельница». И.п. – ноги на  ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые  вращения рук вперед-назад.

4. «Маятник  качается» И.п. – ноги вместе, руки свободно вверху. 1-2 – руки  вправо, наклон вправо, 3-4 – руки  влево, наклон влево.

5. «Ветер  елочки качает». И.п. – ноги  на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться налево, руки налево, 2 – то же направо, не останавливаясь.

6. «Пружинка». И.п. – стойка, руки на поясе. 1-2-3 – медленно присесть, 4 – быстро  вернуться в и.п.

7. Ходьба  на месте.

8. Упражнение  на внимание. Выполнять все команды  педагога, кроме запрещенной, например  «присесть».

     Физкультминутки. В режим дня необходимо включать и физкультминутки, т.к. в процессе занятий у детей возникают сдвиги в ряде функциональных систем. А физические упражнения позволяют снять эти отрицательные сдвиги и повысить работоспособность детей.

Приведем  пример физкультминутки для детей  старшей группы:

Вот поезд  наш едет,             (Движения рук, согнутых в локтях, вперед-назад).

Колеса  стучат,                    (Стучат кулаком о кулак).

А в  поезде нашем               (Четыре приседания, руки вперед).

Ребята  сидят.                         (Движения рук, согнутых в локтях, вперед-назад).

Чу-чу-чу-чу-чу-чу

    Бежит паровоз.                   (Бег на месте).

    Далеко, далеко                   (Бег на месте).

    Ребят он повез.                   (Бег на месте).

    Подвижные игры и упражнения между занятиями.

     Главное назначение организации двигательной активности между занятиями –  приостановить развивающееся в  процессе занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить  развитие хронического умственного  утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Наиболее эффективны игры малой и средней интенсивности. Чаще всего для старших дошкольников педагоги ДОУ используют такие игры, как «Море волнуется», «Совушка, сова», «Сторож», «Жучок», «Фигуры», «Шмель», «Колечко».

Подвижные игры и упражнения на прогулке.

     На  прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников.

     Педагоги  используют следующие упражнения, подобранные  для детей старшего дошкольного  возраста:

  • ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;
  • медленная и быстрая ходьба;
  • бег медленный и быстрый;
  • прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперед, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;
  • броски и ловля мячей, метание на дальность, в различные цели;
  • ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий;
  • упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх;

     А также подвижные игры для старших  дошкольников: «Горелки», «Классы», «Колобок», игры с мячом, «Перебежки», «Ловишки», игры-эстафеты с бегом, «Салочки», спортивные игры, «Дружно все вместе», «Кто впереди?», «Считай шаги!», «Хоровод», «Бабочки, лягушки и цапли»,  «Горелки», «Гуси, гуси!», «Невидимки»,  «Переправа», «У медведя во бору».

Гимнастика после сна облегчает пробуждение детей, стимулироует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие. Приведем гимнастику после сна, которую проводил педагог МДОУ «Детский сад №45 «Росинка» г. Старый оскол Т.Н.Собакина:

Мишка вылез  из берлоги,

 Огляделся  на пороге.

 (Лежа в кровати откинуть одеяло в сторону, поворот головы вправо, влево)

 Потянулся  он со сна

 К нам опять  пришла весна.

 (Руки вверх – потянулись)

 Чтоб скорей  набраться сил,

 Он ногами  покрутил

 (Движение «велосипед»)

 Почесал медведь  за ухом,

 (Имитируют движение медведя)

 Повилял слегка  хвостом.

 Наклонился взад-вперед,

 (Наклоны из положения лежа)

 И ногами  еле-еле  

 Он выходит  за порог.

 (Встают с кроватей)

 По лесу  медведь идет 

 Это мишка  ищет мед.

 (Ходьба на месте с поворотом головы вправо, влево)

 Он голодный, невеселый,

 Разговор  ведет с весною:

 (Выходят медвежьим шагом из спальни и рычат)

 «Подскажи-ка  мне, весна,

 Где бы  меду взять сполна?

 (Идут по солевой дорожке)

 Вижу пенья,  корешки,

 Нет ни  меда, ни травы…»

 (Идут, наклоняются, заглядывают «ищут мед»)

 Замахал медведь  руками,

 Словно тучи  разгоняя.

 Гонит взад  их и вперед,

 Ну, а меда  не найдет.

 (Вращение прямыми руками взад, вперед)

 Приседал  он ниже, глубже,

 Отыскал пчелиный  рой

 (Присели, встали)

 Но пчелиная  семья

 Прочь прогнала  медведя.

 (Разбегаются, идут умываться). 

Вывод: рассмотрев опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы выявили, что если использовать все формы организации физического воспитания в комплексе, то в результате дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В настоящей курсовой работе мы изучили  психолого-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы обратились к таким авторам, как Козлова С. А., Куликова Т. А., Степаненкова Э. Я., Филиппова С. О. и др.

     Также мы раскрыли сущность физического воспитания, рассмотрев точки зрения различных ученых по этой проблеме, таких как Змановский Ю. Ф., Кенеман А. В., Хухлаева Д. В., Осокина Т. И., Вавилова Е. И. и др.

     В данной курсовой работе мы рассмотрели опыт организации физического воспитания детей на примере МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка» г. Старый Оскол Белгородской области. Организованные физкультурные занятия, а также активная двигательная деятельность детей в режиме дня улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

           Таким образом, мы пришли к выводу, что физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – сложный педагогический процесс, эффект которого определяется комплексным подходом к решению перечисленных задач, полноценным использованием всех основных форм работы: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке). Полноценное осуществление физического воспитания дошкольников закладывает базу для физического совершенствования человека в последующие годы жизни.

Список  литературы

1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

2. Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребенка // Дошкольное воспитание / В. Г. Алямовская. 1993. - № 1. - С.4-18.

3. Белоусова В. В., Решетень И. Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 94 с.

4. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей детского сада / Е. Н. Вавилова. М.: Физкультура и спорт, 1981. – 96 с.

5. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет / Е. Н. Вареник. – М.: Сфера, 2008. – 128 с.

6. Васильева Н. Н. Физическое воспитание дошкольника / Н. Н. Васильева. Ярославль: Академия развития, 2001. - 122 с.

7. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений  / Л. Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 264 с.

8. Горькова Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий / Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2007. – 112 с.

9. Ермакова 3. И. Физическая подготовка детей пяти-шестилетнего возраста. 2-е изд., перераб. и доп. / 3. И. Ермакова. - Минск, 1999. - 255 с.

10. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.

11. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студ. пед. ин-тов по спец. «Дошкольная пед-ка и псих-я (дошк)» / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.

Информация о работе Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста