Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обосновать и описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В настоящей курсовой работе ставятся такие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую, периодическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический аспект физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
1.3. Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………..............................................26
2.1. Физкультурные занятия как форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………...33
Заключение………………………………………………………………….........38
Список литературы……………………………………………………………....39

Файлы: 1 файл

Курсовая по дошкольной педагогике.docx

— 74.12 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретический аспект физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5

1.1. Сущность  физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5

1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13

1.3. Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17

Глава II. Опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………..............................................26

2.1. Физкультурные занятия как форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26

2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………...33

Заключение………………………………………………………………….........38

Список  литературы……………………………………………………………....39 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Дошкольный  возраст является периодом интенсивного физического, психического и личностного  развития, формирования мышления, становления  эмоциональной и мотивационной  сферы ребенка (Э. С. Вильчковский, Г. П. Юрко, В. Г. Фролов, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Л. Д. Глазырина, Н. Н. Кожухова, Э. Я. Степаненкова, и др.).

     В этом возрасте закладываются основы здоровья ребенка, формируются жизненно значимые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества (Э. С. Вильчковский, В. С. Людоговская, Л. Е Любомирский, Э. И. Адашкявичене, Е. Н.Вавилова, В. К. Бальсевич).

     По  данным комплексного диагностического обследования детей, поступивших в 2005 году в первый класс, проведенного сотрудниками лаборатории психофизического развития ребенка РАО, у большинства  из них наблюдается низкий уровень  психомоторного развития. В этой связи  специалисты приходят к заключению, что традиционная система физического  воспитания детей в ДОУ функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования (В. Г. Алямовская, В. Ю. Давыдов, Ю. К. Чернышенко,  А. И. Кравчук и др.).

     В 2002 году принята «Концепция содержания непрерывного и начального образования (дошкольное и начальное звено)», в которой перед ДОУ были поставлены задачи совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей, содействия их физическому и психическому развитию с учетом индивидуальности каждого ребенка.

     В «Концепции развития воспитания и обучения детей 5-7 лет в стационарном ДОУ (обеспечение  равных возможностей)», разработанной  группой ученых под руководством Д. И. Фельдштейна, стратегической целью  воспитательного процесса называется задача формирование готовности детей  к обучению в школе, с учетом закономерностей  физического развития ребенка.

     В «Концепции организации содержания и методического обеспечения  подготовки детей к школе», опубликованной в 2007 году, в качестве одного из важных критериев готовности ребенка к  школьному обучению выделяется состояние  физической готовности, под которой  понимается состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимая  степень развития двигательных навыков  и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. [2]

     Содержание  этих нормативных, документов определяет социальную актуальность проблемы совершенствования  физического воспитания детей дошкольного  возраста.

     Цель данной работы: теоретически обосновать и описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

     В настоящей курсовой работе ставятся такие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую, методическую, периодическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

2) раскрыть сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3) описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     Физическое  воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование  формы и функций организма  человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств. [18]

     Физическое  воспитание детей существовало уже  в первобытном обществе в форме  организованных подвижных игр и  развлечений. По свидетельству историков, физическое воспитание возникло на основе трудовой деятельности. Первоначальные формы труда и добывание средств  существования потребовали от человека необходимых физических способностей и выделили физическое воспитание в  особую сферу деятельности, особенно в детском возрасте.

     Вопросы физического воспитания детей дошкольного  возраста были предметом многих исследований. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания детей дошкольного возраста внесли Ю. Ф. Зманов-ский, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Е. И. Вавилова, Ю. К. Чернышенко, А. И. Кравчук (1999), М. А. Рунова, Е. А. Черепов, С. О. Филиппова, Э. Я. Степаненкова и др. [24]

     Огромная  историческая заслуга в развитии начно-обоснованной теории и методики физического воспитания детей принадлежит  доктору медицины и хирургии, профессору П.Ф. Лесгафту. В его научных работах нашли отражение передовые идеи русских философов-материалистов, достижения отечественной медицины, психологии, анатомии и физиологии. Наиболее полно идеи его оригинальной системы представлены в трудах «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание». Одной из главных идей его системы физического образования является познавательный характер занятий физическими упражнениями, развитие посредством физических упражнений не только телесных, но и интеллектуальных сил человека, воспитание «идеально-нормальной личности». [24]

     В.В. Гориневский, ученик П.Ф. Лесгафта, врач-педиатр, гигиенист экспериментально определил специфические особенности физического развития в разные возрастные периоды жизни человека. Среди большого количества научных работ по вопросам физического воспитания особую популярность имела книга «Физическая культура дошкольного возраста».

С 30-50-х  гг. существенный вклад в развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста был  сделан научными сотрудниками Центрального научно-исследовательского института  физической культуры и Государственного Центрального института физической культуры Е. Г. Леви-Гориневской и А. И. Быковой.

     Врач  по образованию, кандидат медицинских  наук Е. Г. Леви-Гориневская в основных своих публикациях «Физическое  воспитание ребенка-дошкольника», «Физическое воспитание в детском саду» заложила стратегию создания и функционирования системы физического воспитания в дошкольных учреждениях.

     А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая  воспитывающий характер обучения, А. И.Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Она совместно с Н. А. Метловым, М. М. Канторович, Л. И. Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений. [6]

     Особую  роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Написал учебник  для педагогических училищ «Методика  физического воспитания», а также  книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».

     Большое внимание вопросам теории и методики обучения дошкольников физическим упражнениям  уделяли А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаева. Ими были выделены общие закономерности формирования двигательных навыков  у детей: роль сознания, эмоций, постановки задач, мотивов деятельности, психологической  установки, создания условий для  эмоционально-положительного состояния  психики, влияния музыки на совершенствование  двигательных навыков. [15]

     Наиболее  крупным исследованием, приближенным к практике дошкольного воспитания, явились работа Э. С. Вильчковского  «Развитие двигательных функций  у детей» и его докторская диссертация  «Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет».

     Важную  роль для развития физической культуры дошкольников сыграла также деятельность многочисленных научно-исследовательских  институтов и центров по дошкольному  воспитанию при Академии педагогических наук СССР и Министерства здравоохранения  СССР с их высокопрофессиональными  кадрами, всячески способствовавшими  углублению и совершенствованию  практической работы в дошкольных учреждениях: НИИ дошкольного воспитания АПН  СССР (А. В. Запорожец, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Поддъяков, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова, А. М. Фонарев); НИИ  гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (С. М. Громбах, Г. П. Юрко, Л. Б. Ященко, В. В. Белоярцева), а также многие педагоги и энтузиасты своего дела. [24]

     Сегодня значительную роль в развитии теории и методики физического воспитания дошкольников играет взаимообогащение исследований ученых и методистов Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России и стран ближнего зарубежья. В  настоящее время активные исследования в области физической культуры дошкольников в Москве проводят: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (В. А. Сагайдачная, М. А. Рунова, Т. С. Яковлева, Т. И. Богина, И. Б. Туркина), кафедра педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ (Э. Я. Степаненкова) и др. [27]

     К основным понятиям теории физического  воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая  культура»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическая подготовленность»; 5) «физическое совершенство»; 6) «спорт».

     Физическое  воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. [18]

     Физическая  культура – учебный предмет в школе, способствующий разностороннему физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, выработке у учащихся сознательного отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и нравственных (смелость, находчивость, дисциплинированность и др.) качеств личности. [18]

     Физическое  развитие — комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени. [18]

     Физическая  подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. [18]

     Физическое  совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. [18]

     Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. [18].

     Физическое  воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных  занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

     Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического  процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное  формирование двигательных умений и  навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Информация о работе Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста