Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:27, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически обосновать и описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В настоящей курсовой работе ставятся такие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую, периодическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический аспект физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
1.3. Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………..............................................26
2.1. Физкультурные занятия как форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………...33
Заключение………………………………………………………………….........38
Список литературы……………………………………………………………....39
Формирование у детей физической культуры и решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся.
Для
решения задач физического
Основным средством физической культуры дошкольников являются физические упражнения. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям. Физические упражнения формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и совершенствуют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазанье и др.
Важное
значение имеет выбор упражнений
и методика их проведения. При выборе
физических упражнений надо учитывать
анатомо-физиологические и
Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, чередование нагрузки на различные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры.
Самое большое внимание необходимо уделять формированию правильной осанки, являющейся важным фактором для нормальной жизнедеятельности организма, развития скелета и скелетной мускулатуры.
Естественная потребность детей в движениях как необходимый фактор роста и развития жизненных функций должна быть не только удовлетворена, но и умело использована для воспитания подлинно здоровых, жизнерадостных, инициативных, дружных членов коллектива.
Важное место в физическом воспитании детей занимают естественные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы. [15]
Естественные силы природы усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к перепадам температур. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм приобретает способность своевременно реагировать на резкие изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их. [24]
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Здоровье человека невозможно без правильного, научно-обоснованного и полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.
Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха. [23]
Обязательным условием полноценного решения задач физической культуры является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. С первых дней жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы, естественные силы природы, безусловные рефлексы. С возрастом ребенка их роль не снижается, но затрачивается меньше времени на сон и питание, создаются условия для использования более сложных видов физических упражнений.[24]
Метод – это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий. [18]
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом. Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные и практические методы.[23]
В физическом воспитании применяются две группы методов: общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные только для процесса физического воспитания).
Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия;
3) практические методы.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
К специфическим методам физического воспитания дошкольников относятся:
1) метод строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод;
3) соревновательный метод;
4) метод круговой тренировки. [23]
Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Этот метод реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
Метод
регламентации направлен на обеспечение
оптимальных условий для
В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
Наиболее
характерные признаки игрового метода:
ярко выраженное соперничество и
эмоциональность в игровых
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности детей. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Этот метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество. [23]
Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие: максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения; ограниченные возможности в управлении детьми, в регулировании их нагрузки.
Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Пользоваться этим методом на занятиях с дошкольниками надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. [24]
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения и задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода – достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:
Формы работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
По мнению Т. И. Осокиной, физическое воспитание детей в дошкольном учреждении предполагает проведение комплекса оздоровительно-образовательных мероприятий, в основе которых лежит удовлетворение потребности в движениях. Поэтому формы работы по физическому воспитанию представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. [17]
В практике образования дошкольников целесообразно деление форм по признаку организации обучения и воспитания. В соответствии с этим признаком формы могут быть урочными и неурочными.
К урочным формам относятся:
К неурочным формам относятся:
Информация о работе Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста