Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обосновать и описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В настоящей курсовой работе ставятся такие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую, периодическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический аспект физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
1.3. Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………..............................................26
2.1. Физкультурные занятия как форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………...33
Заключение………………………………………………………………….........38
Список литературы……………………………………………………………....39

Файлы: 1 файл

Курсовая по дошкольной педагогике.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

     Формирование  у детей физической культуры и решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся.

     Для решения задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения др. [23]

     Основным  средством физической культуры дошкольников являются физические упражнения. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям. Физические упражнения формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и совершенствуют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазанье и др.

     Важное  значение имеет выбор упражнений и методика их проведения. При выборе физических упражнений надо учитывать  анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. В связи с особенностями детского организма не следует допускать длительных статических положений, однообразных движений, односторонних нагрузок.

     Необходимо  обеспечить пропорциональное развитие, чередование нагрузки на различные  мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры.

     Самое большое внимание необходимо уделять  формированию правильной осанки, являющейся важным фактором для нормальной жизнедеятельности  организма, развития скелета и скелетной  мускулатуры.

Естественная  потребность детей в движениях  как необходимый фактор роста  и развития жизненных функций  должна быть не только удовлетворена, но и умело использована для воспитания подлинно здоровых, жизнерадостных, инициативных, дружных членов коллектива.

     Важное  место в физическом воспитании детей  занимают естественные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы. [15]

     Естественные  силы природы усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к перепадам температур. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм приобретает способность своевременно реагировать на резкие изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их. [24]

     Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна  и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря  и др.) повышают эффективность воздействия  физических упражнений на организм. Здоровье человека невозможно без правильного, научно-обоснованного и полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.

     Достаточно  длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность  нервной системы. Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха. [23]

     Обязательным  условием полноценного решения задач физической культуры является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. С первых дней жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы, естественные силы природы, безусловные рефлексы. С возрастом ребенка их роль не снижается, но затрачивается меньше времени на сон и питание, создаются условия для использования более сложных видов физических упражнений.[24]

     Метод – это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий. [18]

     Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

     Основу  методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание  с отдыхом. Активизация психических  и физических сил ребенка и  отдых после нагрузок ускоряют восстановительные  процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные и практические методы.[23]

     В физическом воспитании применяются  две группы методов: общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные  только для процесса физического воспитания).

     Общепедагогические  методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия;

3) практические методы.

     Ни  одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического  воспитания.

     К специфическим методам физического воспитания дошкольников относятся:

1) метод строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод;

3) соревновательный метод;

4) метод круговой тренировки. [23]

     Сущность  метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Этот метод реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

  • наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
  • точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
  • создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за ее воздействием и т.д.).

     Метод регламентации направлен на обеспечение  оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств. [13]

     В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.

     Наиболее  характерные признаки игрового метода: ярко выраженное соперничество и  эмоциональность в игровых действиях, чрезмерная изменчивость условий ведения  борьбы, условий выполнения действий; высокие требования к творческой инициативе в действиях; отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и физических качеств; во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-либо предметы, например мячи. [13]

     Соревновательный  метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности детей. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

     Этот  метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество. [23]

Наиболее  характерными признаками соревновательного метода являются следующие: максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство,  за высокие спортивные достижения; ограниченные возможности в управлении детьми, в регулировании их нагрузки.

     Соревновательный  метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Пользоваться этим методом на занятиях с дошкольниками надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. [24]

     Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения и задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода – достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.

Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:

  • начинать с нагрузки не более 50% от максимально возможной для каждого ребенка;
  • оптимальное количество упражнений 6-8 (они выполняются в быстром темпе и подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка);
  • постепенно повышать скорость преодоления кругов. [27]
 

     Формы работы по физическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

По мнению Т. И. Осокиной, физическое воспитание детей в дошкольном учреждении предполагает проведение комплекса оздоровительно-образовательных мероприятий, в основе которых лежит удовлетворение потребности в движениях. Поэтому формы работы по физическому воспитанию представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. [17]

     В практике образования дошкольников целесообразно деление форм по признаку организации обучения и воспитания. В соответствии с этим признаком формы могут быть урочными и неурочными.

К урочным  формам относятся:

  • физкультурные занятия;
  • дополнительные занятия физическими упражнениями (занятия в физкультурных кружках и секциях, совместные занятия физическими упражнениями детей с родителями).

К неурочным  формам относятся:

Информация о работе Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста