Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:27, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически обосновать и описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В настоящей курсовой работе ставятся такие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую, периодическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический аспект физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
1.3. Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………..............................................26
2.1. Физкультурные занятия как форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………...33
Заключение………………………………………………………………….........38
Список литературы……………………………………………………………....39
Целью физического воспитания детей дошкольного возраста является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. [24]
Значение физического воспитания детей дошкольного возраста обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина общества. Оно обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина общества.
Гармоничное развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка: у него активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и незакаленностью. Отсюда одной из главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей. [12]
Радикальным
средством психофизиологической реабилитации
организма является оптимизация
общего и двигательного режима детей
за счет широкого использования разнообразных
форм занятий физическими
В
соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими
и психологическими особенностями
физическое воспитание решает оздоровительные,
образовательные и
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:
Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
В процессе физического воспитания ребенок:
Воспитательные задачи.
С раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Также важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.
В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:
Все
вышеперечисленные задачи физического
воспитания дошкольников решаются в
единстве. Они способствуют всестороннему
воспитанию ребенка, направленному
на физическое, интеллектуальное, духовное,
эмоциональное развитие; психофизическую
готовность к труду и учебе
в школе. [23]
Вывод:
проанализировав педагогическую литературу
по физическому воспитанию, мы представили
понятие физического воспитания, цель,
значение и задачи. Таким образом, мы пришли
к выводу, что полноценное осуществление
физического воспитания дошкольников
закладывает базу для физического совершенствования
человека в последующие годы его жизни.
И успех работы ДОУ по физическому воспитанию
зависит от усилий всего педагогического
коллектива, родителей, и общественности.
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.
Знание
возрастных особенностей развития ребенка
поможет воспитателям детских садов
и родителям правильно
Пяти-шестилетние
дети успешно овладевают основными
движениями. У них усиленно развиваются
мелкие мышцы, активно идет процесс
окостенения мелких костей запястья,
движения кисти и пальцев рук
становятся устойчивее, точнее, улучшается
согласованность движения. Но следует
помнить, что костная система
даже старшего дошкольника еще мягка,
эластична. Если ребенок этого возраста
носит тяжелые для него предметы,
особенно в одной руке (например,
ведро, лейку с водой), или во время
какой-либо работы неправильно сидит
за столом (криво, опустив одну руку
вниз), его позвоночник может принять
ненормальную форму. Так возникают
сутулость или сколиоз —
Работа мышц по своему характеру может быть различна. Так называемая динамическая работа, когда в течение определенного времени движения меняются, напряжение чередуется, наиболее полезна, менее утомительна для детей (поэтому, например, прополкой ребенок пяти-шести лет должен быть занят не более 15 минут). Сердце его работает хорошо при условии частых, но кратковременных передышек, так как, работая без перерывов, ребенок быстро утомляется.
С
пятилетнего возраста наступает
период интенсивного формирования двигательных
навыков. Для этого имеются известные
предпосылки: заметно изменяются пропорции
тела, что создает устойчивость позы,
совершенствуется чувство равновесия,
улучшается координация движений на
основе совершенствования функций
нервной системы и
В
ходьбе наблюдается координация
движений рук и ног, ритмичный
отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются
с большей уверенностью, легкостью
и мягкостью приземления. Однако
ввиду еще значительной подвижности
позвоночника и возможности уплощения
несформировавшегося свода
В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.
Дети
старшего дошкольного возраста более
совершенны в координации движений,
большей их экономии, устранении лишних
движений. Благодаря развитию высших
нервных центров ребенок
В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.
У детей этого возраста
Отмечается большая
Заметно повышается умственная
и физическая
По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире, например о труде взрослых, необходимости взаимопомощи, добросовестного отношения к работе для достижения хороших результатов.
В
условиях воспитания и обучения у ребенка
складываются простейшие формы учебной
деятельности: понимание учебной задачи,
стремление к качеству выполнения ее,
проявление любознательности и интереса
к результату своих усилий, удовлетворение
от достигнутого. В связи с этим отмечается
значительный сдвиг в качестве движений.
Ребенок понимает, например, что от лучшего
замаха и устойчивости тела зависит сила
и дальность броска при метании, от сильного,
упругого отталкивания – легкий и быстрый
бег. [24]
Вывод:
зная о психофизиологическом развитии
детей старшего дошкольного возраста,
мы можем решать более сложные воспитательные
задачи — развивать познавательный интерес,
способность преодолевать трудности,
самостоятельно, добросовестно выполнять
поручения и свои обязанности, сдерживать
эмоции, стараться поступать хорошо и
др. Вместе с тем к ребенку этого возраста
нельзя быть столь же требовательным,
как к взрослому.
1.3 Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Физическая
культура личности как сторона ее
культуры является фактором, влияющим
на поведение человека. От ее сформированности
в значительной мере зависит самостоятельное
использование средств
Информация о работе Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста