Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обосновать и описать опыт работы современного ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В настоящей курсовой работе ставятся такие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую, периодическую литературу по проблеме физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический аспект физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Сущность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
1.3. Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Опыт работы ДОУ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………..............................................26
2.1. Физкультурные занятия как форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………...33
Заключение………………………………………………………………….........38
Список литературы……………………………………………………………....39

Файлы: 1 файл

Курсовая по дошкольной педагогике.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

     Целью физического воспитания детей дошкольного  возраста является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. [24]

     Значение  физического воспитания детей дошкольного возраста обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина общества. Оно обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина общества.

     Гармоничное развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка: у него активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и незакаленностью. Отсюда одной из главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей. [12]

     Радикальным средством психофизиологической реабилитации организма является оптимизация  общего и двигательного режима детей  за счет широкого использования разнообразных  форм занятий физическими упражнениями.

     В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями  физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного  опыта и переноса его в повседневную жизнь. [23]

     Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

     Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка  и направлены на:

  • формирование правильной осанки;
  • своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
  • формирование изгибов позвоночника;
  • развитие сводов стопы;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • развитие гармоничного телосложения;
  • регулирование роста и массы костей;
  • развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей. [23]

     Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

     В процессе физического воспитания ребенок:

  • приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
  • осознает свои двигательные действия;
  • усваивает физкультурную и пространственную терминологию, получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
  • узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
  • ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия. [23]

     Воспитательные  задачи.

     С раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Также важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.

     В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

  • потребность в ежедневных физических упражнениях;
  • умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
  • приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
  • самостоятельность, творчество, инициативность;
  • самоорганизация, взаимопомощь.

     Все вышеперечисленные задачи физического  воспитания дошкольников решаются в  единстве. Они способствуют всестороннему  воспитанию ребенка, направленному  на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую  готовность к труду и учебе  в школе. [23] 
 

Вывод: проанализировав педагогическую литературу по физическому воспитанию, мы представили понятие физического воспитания, цель, значение и задачи. Таким образом, мы пришли к выводу, что полноценное осуществление физического воспитания дошкольников закладывает базу для физического совершенствования человека в последующие годы его жизни. И успех работы ДОУ по физическому воспитанию зависит от усилий всего педагогического коллектива, родителей, и общественности. 
 
 

1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

     Дошкольный  возраст - очень важный этап в жизни  человека. В этот период происходит функциональное совершенствование  головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

     Знание  возрастных особенностей развития ребенка  поможет воспитателям детских садов  и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: следить за их физическим и психическим  развитием, подбирать упражнения, закаливающие процедуры. Великий русский педагог  К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». [12]

     Пяти-шестилетние  дети успешно овладевают основными  движениями. У них усиленно развиваются  мелкие мышцы, активно идет процесс  окостенения мелких костей запястья, движения кисти и пальцев рук  становятся устойчивее, точнее, улучшается согласованность движения. Но следует  помнить, что костная система  даже старшего дошкольника еще мягка, эластична. Если ребенок этого возраста носит тяжелые для него предметы, особенно в одной руке (например, ведро, лейку с водой), или во время  какой-либо работы неправильно сидит  за столом (криво, опустив одну руку вниз), его позвоночник может принять  ненормальную форму. Так возникают  сутулость или сколиоз — боковое  искривление позвоночника, требующие  специального лечения. Недостаточно развиты  у пяти-шестилетних детей мышцы, разгибающие позвоночник, распрямляющие грудную клетку. В движении, физической работе (особенно на воздухе) мышцы крепнут и развиваются, но надо знать, что работоспособность мышц старшего дошкольника значительно ниже, чем детей более старшего возраста, и утомление наступает скорее. [9]

     Работа  мышц по своему характеру может быть различна. Так называемая динамическая работа, когда в течение определенного  времени движения меняются, напряжение чередуется, наиболее полезна, менее  утомительна для детей (поэтому, например, прополкой ребенок пяти-шести лет должен быть занят не более 15 минут). Сердце его работает хорошо при условии частых, но кратковременных передышек, так как, работая без перерывов, ребенок быстро утомляется.

     С пятилетнего возраста наступает  период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные  предпосылки: заметно изменяются пропорции  тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций  нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц. [7]

     В ходьбе наблюдается координация  движений рук и ног, ритмичный  отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются  с большей уверенностью, легкостью  и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности  позвоночника и возможности уплощения  несформировавшегося свода стопы  прыжки должны проводиться под строгим  контролем педагога.

     В беге, лазании и метании дети достигают  заметного совершенствования: большая  уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация  действий.

Дети  старшего дошкольного возраста более  совершенны в координации движений, большей их экономии, устранении лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет  произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий. В  движениях видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов  движений, как своих, так и товарищей.[24]

В этом возрасте происходят изменения в  коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших  дошкольников. Развивается умение следовать  образцу, выполнять задания и  указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.

       У детей этого возраста заметно  повышается произвольность психических  процессов — восприятия, мышления  и речи, внимания, памяти, воображения.  Внимание становится более сосредоточенным,  устойчивым (ребенок способен им  управлять), в связи с этим развивается способность запоминать. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения. [7]

       Отмечается большая выносливость  головного мозга, его коры при  воздействии внешних раздражителей.  В связи с этим более выраженной  становится способность к торможению  эмоциональных порывов, уже легче  при необходимости ограничить  свои желания, быть сдержаннее.

       Заметно повышается умственная  и физическая работоспособность  дошкольника, степень которой  тесно связана, во-первых, с интересом  к делу, а во-вторых, с чередованием  игры, труда, занятий. Это необходимо  учитывать при организации деятельности  ребенка.

  По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире, например о труде взрослых, необходимости   взаимопомощи,   добросовестного отношения к работе для достижения хороших результатов.

     В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания – легкий и быстрый бег. [24] 

Вывод: зная о психофизиологическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные воспитательные задачи — развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку этого возраста нельзя быть столь же требовательным, как к взрослому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Средства, методы и формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     Физическая  культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное  использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни, разумной организации здорового  досуга.

Информация о работе Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста