Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 12:10, реферат
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Физические упражнения для детей
дошкольного возраста
(с 3 до 7лет)………………………………………………………………4
Глава 2. Физкультурные занятия на воздухе …………………...….…8
Глава 3. Спортивные развлечения….………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………..17
реквизит, спортивную одежду и обувь с таким расчетом, чтобы не было
переохлаждения и перегревания во время занятий.
Принципиально важно то, чтобы в занятиях с 3—4-летними детьми
постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия
включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных
предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят
такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими
упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов—турника,
лесенки, бревна и др.
В
соответствии с «Программой
должны заниматься как физической культурой на основных занятиях, которые
проводят 2 раза в неделю по 15—20 мин, так и утренней гимнастикой,
продолжительность которой составляет 4—5 мин. Основные занятия проводят не
ранее, чем через 30 мин после завтрака или сразу после дневного сна.
Утренняя гимнастика состоит из бега, 3—4 общеразвивающих упражнений,
ходьбы, бега и подскоков. Обычно гимнастику начинают с кратковременной
ходьбы и медленного бега (20—30 с). После построения дети выполняют
движения типа потягиваний. Для утренней гимнастики используют упражнения из
числа рекомендованных для обычных занятий физической культурой:
имитационные движения, движения сидя на скамье, лежа на спине и на животе.
Каждое движение повторяют 4—5 раз, затем бег или подпрыгивание. Заканчивают
утреннюю гимнастику спокойной ходьбой.
Бег
и подпрыгивания должны быть
непременной составной
комплексов утренней гимнастики. Установлено, что именно эти упражнения
являются наиболее эффективными для детей во время утренней гимнастики.
Однако бег и подскоки не должны осуществляться в быстром темпе, в частности
для подпрыгивании темп должен составлять 12—15 подскоков за 10 с, прыжки
должны быть невысокими, следует слегка отрывать носки от пола.
М. Н. Алябьева предлагает повышенный двигательный режим для детей
подготовительной группы детского сада с целью снижения у них простудных
заболеваний.
Повышенный двигательный режим состоит из недельных циклов ежедневных
физических упражнений в специально выделенные 2 дня и из полуторачасовых
прогулок в остальные 3 дня, когда занятия по физкультуре не запланированы,
а также 2 дня отдыха в домашних условиях.
Рационализация
обязательных занятий по
оптимальном варианте организации детей, повышении физической нагрузки,
увеличении моторной плотности занятий, включении упражнений скоростно-
силового характера. При планировании прогулок 35 мин отводят подвижным
играм, спортивным развлечениям и эстафетам. Проведенные исследования
показали, что допустимыми в функциональном отношении для часто болеющих
детей являлись физические нагрузки, при которых частота сердечных
сокращений (ЧСС) составляла от 150—170, при наличии у детей хронического
очага инфекции (хронического тонзиллита, аденоидов и др.), до 130 (в начале
цикла занятий). С учетом изложенного физиологическая кривая проводимых
занятий имеет многовершинный характер с ЧСС в диапазоне 110—130с отдельными
пиковыми нагрузками, соответствующими ЧСС 150 и 170. Иными словами, занятия
физической культурой должны осуществляться так, как проявляется
естественная двигательная активность в раннем постнатальном возрасте.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что одноразовое
занятие физкультурой и однократная прогулка с повышенным объемом физической
нагрузки оказывали более выраженный эффект по сравнению с проводившимся по
общепринятой методике. Период восстановления изучаемых показателей равнялся
5 мин, как и у детей, занимавшихся по обычной методике. Восстановление
гемодинамических показателей не превышало 5 мин.
При систематических занятиях с повышенной физической нагрузкой в
течение 5 мес. уменьшился минутный объем дыхания (МОД), увеличился
кислородный запрос, уменьшился кислородный долг. Период восстановления этих
показателей не превышал 4 мин.
При
двигательном режиме с
кардиогемодинамики детей характеризовалось более экономным уровнем
функционирования. Отмечалось снижение ЧСС, систолического, диастолического
и среднего артериального давления.
К концу курса занятий физическая работоспособность по тесту у
обследованных детей существенно увеличилась по сравнению с контрольной
группой. Дети обследованной группы в 4 раза меньше болели респираторными
вирусными заболеваниями.
Таким образом, повышенный двигательный режим может быть фактором
существенного снижения
заболеваемости детей простудными
заболеваниями.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ
В
последние годы разработаны
детьми дошкольного возраста на открытом воздухе на протяжении круглого года
[Иванова О. Г., Фролов В. Г., Юрко Г. П.]. Установлено, что при соблюдении
разработанной методики у детей повышается уровень здоровья, снижается
заболеваемость.
Занятия
целесообразно начинать с
когда они уже полностью владеют навыками самообслуживания (переодевание в
спортивный костюм, растирание кожи после занятий и др.). Наиболее
предпочтительное время для начала занятий — летний период. Не обязательно
проводить все занятия на открытом воздухе. Вначале могут быть различные
варианты сочетания проведения занятий на открытом воздухе и в помещении,
например одно занятие на воздухе и два — в зале, в дальнейшем два на
воздухе, одно — в зале. На воздухе в зимний период года дети должны
заниматься не чаще, чем 3 раза в неделю, а летом ежедневно. При организации
таких занятий существенным фактором является переодевание детей в
спортивную форму и в повседневную одежду после занятий с предварительным
сухим растиранием тела. Для получения хорошего конечного результата —
снижения заболеваемости детей при проведении занятий на воздухе — имеет
значение и система подготовки воспитателей, детей и родителей.
Методика и организация физкультурных занятий на воздухе. Особенность
проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении
двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Для
этого используют как фронтальные, так и групповые методы организации
занятий, производят специальный подбор игр. Структура занятий на воздухе не
отличается от таковой в залах. Она включает вводную, основную и
заключительную части. Продолжительность занятий — от 20—25 мин в средней
группе детского сада до 30—35 мин в старшей группе.
Во
вводной части занятий в
площадке не проводится
и после непродолжительной
в течение 2—4 мин. После бега выполняются прыжки на одной или двух ногах, с
ноги на ногу и др.
В основной части занятий выполняются общер взвивающие упражнения,
после чего проводится небольшая пробежка — от 40 с до 2 мин в зависимости
от возраста. После выполнения упражнений и бега организуются игры, которые
повторяются 4—5 раз, паузы между ними короткие.
В
заключительной части
во время которой выполняются дыхательные упражнения.
В
холодное время года
большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению
подвижности. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места,
наиболее укрытые от ветра.
В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить при
температуре воздуха —15—18°С. При температуре воздуха ниже —18°С
продолжительность занятий должна быть сокращена до 15—20 мин, и заниматься
могут группы детей 2—3-го года обучения. В очень сырые, дождливые и
морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых
окнах, именно так, как проводятся занятия с детьми на Севере. В этих
случаях дети надевают на майку и колготки спортивный костюм, кеды без
шерстяных носков, а зимой еще и шапочку.
Начинать занятия на открытом воздухе лучше в теплое время года. При
постепенном снижении температуры среды не происходит срыва механизмов
адаптации.
Одежда для проведения физкультурных занятий на воздухе летом должна
быть следующей: трусы и майки, на ногах — тапочки или полукеды. В холодный
период года (+3°С,—6°С) — спортивный костюм, майка, футболка с длинными
рукавами, колготки, шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, носки
простые или шерстяные, кеды (в сырую и холодную ветреную погоду — варежки).
В зимний период (—6—11°С) надеваются спортивный костюм, майка, рубашка
фланелевая с длинными рукавами, колготки, шерстяная шапочка на
хлопчатобумажной подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки. Необходимо
иметь две пары варежек на случай, если одна промокнет.
В зимний период при ветре и снижении температуры воздуха до —12 —15°С
надеваются дополнительно шерстяная кофта и рейтузы, поверх спортивного
костюма— куртка из не продуваемой ткани.
В
начале зимних занятий
—7—10°С можно рекомендовать надевать под спортивный костюм шерстяную кофту,
а кеды заменить легкими сапожками. Необходимо следить за тепловым
Информация о работе Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста