Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:05, курсовая работа
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности.
креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
интеграционная
- создание единого образовательного пространства
школы;
функция социализации - освоение ребенком
социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и
личностных качеств, необходимых для жизни;
функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный
перечень функций показывает, что
дополнительное образование детей
должно быть неотъемлемой частью любой
образовательной системы. Поэтому
не соперничество и конкуренция
за ребенка, а тесное сотрудничество
должны характеризовать отношения
педагогов основного и
2.2 Содержание дополнительного образования в школе.
Как и
в учреждениях дополнительного
образования детей, в общеобразовательной
школе дополнительное образование
может быть представлено целым рядом
направлений - от художественно-эстетического
и научно-технического до культурологического
и экономико-правового. Этот список
является открытым и может быть пополнен
в соответствии с запросами детей
и их родителей. А организация
дела зависит, в конечном счете, от самих
педагогов и администрации
Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.
Первая характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Третья
модель организации дополнительного
образования строится на основе тесного
взаимодействия общеобразовательной
школы с одним или несколькими учреждениями
дополнительного образования детей или
учреждением культуры - центром детского
творчества, клубом по месту жительства,
спортивной или музыкальной школой, библиотекой,
театром, музеем и др. Такое сотрудничество
осуществляется на регулярной основе.
Школа и специализированное учреждение,
как правило, разрабатывают совместную
программу деятельности, которая во многом
определяет содержание дополнительного
образования в данной школе. При этом в
практической реализации дополнительных
образовательных программ значительно
возрастает роль специалистов этих учреждений.
Обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное - создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
Четвертая
модель организации дополнительного
образования детей в современной школе
существует в учебно-воспитательных комплексах
(УВК). На сегодняшний день она является
наиболее эффективной с точки зрения интеграции
основного и дополнительного образования
детей, поскольку здесь органично сочетаются
возможности обоих видов образования.
В УВК, как правило, создается солидная
инфраструктура внешкольного дополнительного
образования, на основе чего появляются
условия для удовлетворения разнообразных
потребностей ребенка и его реального
самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного
соединения в единую организационную
структуру учреждений основного и дополнительного
образования. Например, в самой школе может
функционировать профильное учреждение
дополнительного образования - художественная,
музыкальная, спортивная школа, центр
технического творчества учащихся и т.п.
Также в одно целое со школой может быть
объединен многопрофильный центр детского
творчества, включающий целую сеть кружков,
студий, секций, клубов. Общеобразовательная
школа может входить и в состав еще более
сложных объединений, например: школа
- учреждение дополнительного образования
- вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов
особенно эффективна для удаленных от
центра районов современных крупных мегаполисов,
а также для небольших городов, где УВК
играют роль культурных центров для значительной
части населения.
Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у детей и подростков формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования, повышение интереса у детей стабилизирует состав творческих коллективов, особенно в старшей возрастной группе. Все это позволяет стабильно удерживать детей и подростков в рамках воспитательного пространства социально-педагогического комплекса и постоянно расширять это пространство.
Органичное
сочетание в учебно-
В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот: вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы:
Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Многие
учителя понимают, что между знаниями,
которые даются в школе, и теми,
что нужны учащимся в жизни, пока
имеется большой разрыв. Это суждение
разделяют и сами школьники, которые
сегодня больше всего ценят: здоровье,
уверенность в себе, любовь, то есть
ценности индивидуально-психологического
плана. Следом идут: интересная работа,
материальный достаток, дружная семья,
домашний уют. Причем интересно, что
отдых и развлечения как
Молодежь
неравнодушна к образованию, но хотела
бы, чтобы оно было более жизненно
и личностно ориентированным. Очевидно,
что только базовое образование
не в состоянии решить эту проблему.
Поэтому так важно умело
Заключение
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, а в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.
Это тем
более важно, что на подрастающем
поколении болезненно сказываются
издержки проводящихся социально-экономических
реформ. Размытость нравственных ориентиров,
определенный идеологический вакуум,
агрессивное наступление худших
образцов массовой культуры, превратно
понимаемая свобода и демократия
являются питательной средой для
роста многочисленных негативных явлений
в среде школьников. Между тем
через систему дополнительного
образования, основанную на деятельности
по интересам, можно значительно
усилить нравственное влияние школы
на ее питомцев, ненавязчиво подводя
детей к решению сложных
В данной
курсовой работе дополнительное образование
детей было рассмотрено как составная
часть современного общего образования.
Изучив педагогическую, методическую
и нормативную литературу по данной
проблеме, были определены цели, задачи,
принципы современного дополнительного
образования детей, а также выявлены
условия организации
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс проблем, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
Информация о работе Дополнительное образование детей как составная часть современного образования