Дополнительное образование детей как составная часть современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности.

Файлы: 1 файл

дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования.docx

— 57.96 Кб (Скачать)
p align="justify">воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

интеграционная - создание единого образовательного пространства школы; 
функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что  дополнительное образование детей  должно быть неотъемлемой частью любой  образовательной системы. Поэтому  не соперничество и конкуренция  за ребенка, а тесное сотрудничество должны характеризовать отношения  педагогов основного и дополнительного  образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Содержание дополнительного образования в школе.

Как и  в учреждениях дополнительного  образования детей, в общеобразовательной  школе дополнительное образование  может быть представлено целым рядом  направлений - от художественно-эстетического  и научно-технического до культурологического  и экономико-правового. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей  и их родителей. А организация  дела зависит, в конечном счете, от самих  педагогов и администрации школ.

Анализ  развития дополнительного образования  детей показывает, что сегодня  в общеобразовательной школе  существует четыре основных модели его организации.

Первая характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая  модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья  модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. 

Обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное - создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.  
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т.п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа - учреждение дополнительного образования - вуз.  
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Интеграция  различных видов образования  создает целый ряд преимуществ  и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у детей и подростков формируется  устойчивый интерес к различным  направлениям дополнительного образования, повышение интереса у детей стабилизирует состав творческих коллективов, особенно в старшей возрастной группе. Все это позволяет стабильно удерживать детей и подростков в рамках воспитательного пространства социально-педагогического комплекса и постоянно расширять это пространство.

Органичное  сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования  с многопрофильным дополнительным образованием создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства - гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему  личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских  коллективах, так и на уровне школьного  коллектива в целом.

В УВК  по единому плану работают большие  педагогические коллективы, где, кроме  школьных учителей, есть специалисты  по дополнительному образованию  детей, работники культуры. Нередко  здесь образование строят, идя  не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот: вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние  на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает  воздействие на образовательный  процесс школы:

  • дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам,
  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся,
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников,
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Многие  учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые  сегодня больше всего ценят: здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что  отдых и развлечения как жизненные  ценности ставятся ими на одно из последних  мест в ранжировании.

Молодежь  неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненно и личностно ориентированным. Очевидно, что только базовое образование  не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного  образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность  самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный  путь. 

Заключение

Простейшие  арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, а в  оставшиеся дни года еще треть  его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех  возможностей выбора, которые ему  предоставляет естественное течение  жизни, среди ценностей и приоритетов  быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

Это тем  более важно, что на подрастающем поколении болезненно сказываются  издержки проводящихся социально-экономических  реформ. Размытость нравственных ориентиров, определенный идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов массовой культуры, превратно  понимаемая свобода и демократия являются питательной средой для  роста многочисленных негативных явлений  в среде школьников. Между тем  через систему дополнительного  образования, основанную на деятельности по интересам, можно значительно  усилить нравственное влияние школы  на ее питомцев, ненавязчиво подводя  детей к решению сложных этических  проблем, формируя нравственную позицию  ребенка. 
 

В данной курсовой работе дополнительное образование  детей было рассмотрено как составная  часть современного общего образования. Изучив педагогическую, методическую и нормативную литературу по данной проблеме, были определены цели, задачи, принципы современного дополнительного  образования детей, а также выявлены условия организации дополнительного  образования детей в современной  системе образования.

Таким образом, дополнительное образование  в школе способно решить целый  комплекс проблем, направленных на гуманизацию  всей жизни школы:

Информация о работе Дополнительное образование детей как составная часть современного образования