Дополнительное образование детей как составная часть современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности.

Файлы: 1 файл

дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования.docx

— 57.96 Кб (Скачать)

Сегодня проблемы жизненного и профессионального  самоопределения становятся проблемами выживания на рынке труда. Школьное образование не гарантирует выпускнику ни рабочего места, ни продолжения образования  в вузе, что ставит ребенка и  его семью перед проблемой  раннего выбора профессии. В системе  дополнительного образования детей  создается уникальная возможность  ранней профессиональной подготовки школьников, имеются благоприятные условия  для того, чтобы ребенок мог  попробовать себя в разного рода деятельности, активно искать свое дело в жизни, которое будет отвечать потребностям, интересам и способностям его личности.

Рекреативно-оздоровительная деятельность учреждения дополнительного образования детей обусловлена необходимостью создания условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка, формирования здорового образа жизни. По существу, эта деятельность состоит в разработке и реализации множества спортивных, развлекательных, оздоровительных программ для различных категорий детей с целью восстановления сил, затраченных в процессе учебы, устранения напряженности и, в то же время, обеспечения развивающего воздействия.

Содержание  рекрективно-оздоровительной деятельности составляют специальные программы, которые пропагандируют здоровый образ  жизни, физическое развитие и совершенствование.

Таким образом, современное учреждение дополнительного  образования детей - это социально-педагогическая система, которая функционирует  на основе социального заказа общества и выполняет заданную социальную роль. Оно оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет  постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских  объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, неформальное общение, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.

Учреждение  дополнительного образования детей  не может изменить жизнь, но оно способно перевести социальную ситуацию в  педагогическую: любые социальные обстоятельства могут выступать фактором развития личности. Социально-ориентированное  дополнительное образование способно непосредственно удовлетворять  образовательные запросы и потребности  людей, раскрыть внутренний потенциал  каждого и создать условия  для творческой самореализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Условия организации дополнительного образования детей в современных условиях

2.1 Некоторые направления интеграции общего и дополнительного образования

В современных условиях возникла настоятельная  необходимость в том, чтобы современная российская школа начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях школа смогла бы преодолеть интеллектуальный перевес в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Необходимость полного цикла образования в  школе обусловлена прежде всего  новыми требованиями к образованности человека. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его  разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях  отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию  и самосовершенствованию. Поэтому  образовательный процесс в школе  должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое  развитие ребенка, раскрытие его  творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как  инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что  относится к индивидуальности человека.

Указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения. Именно поэтому модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Необходимость интеграции обоих видов образования  обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского  общества в детской, подростковой и  молодежной среде в последние  годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция  повышения криминальной активности детей младших возрастов: продолжает увеличиваться подростковая преступность, увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми  участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему  поколению, растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также  политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские  движения.

Истоки  детской агрессивности кроются  в неблагополучной социально-психологической  атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в  каникулярное время.

Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди  детей и подростков. Для этого  в первую очередь необходимо увеличить  педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Педагогическое  сотрудничество школ и учреждений дополнительного  образования является важным фактором решения таких сложных социально-педагогических проблем как профилактика детской  безнадзорности и социально-педагогическая реабилитация "детей улицы" путем  их вовлечения в какие-либо формы  образовательной деятельности, объединение  усилий всех типов образовательных  учреждений для повышения уровня готовности детей к обучению в  школе за счет расширения масштабов  развивающих занятий для детей  дошкольного возраста, создание условий  для достижения школьниками творческих успехов в различных сферах деятельности. К тому же учреждения дополнительного  образования детей имеют большие  возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей  деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого  развития, осознанному выбору профессии, социализации.

По  большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности  они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок  во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование  обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и  интересов.

Система дополнительного образования детей  может и должна сыграть существенную роль в реализации новых целей  образования, т.к. позволяет расширить  содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые  не представлены или представлены в  слабой степени в школьных программах, - различные области искусства, техники  и технологии.

Еще важнее то обстоятельство, что система дополнительного  образования детей заметно расширяет  спектр видов деятельности, освоение которых и рассматривается как  цель общего образования. Речь идет о  различных видах творческой, исследовательской, эстетической, досуговой, коммуникативной  деятельности. Опыт, полученный учащимися  в этих видах деятельности, имеет  исключительно важное значение для  развития названных выше качеств  личности: конструктивности, коммуникативности, толерантности, мобильности, обучаемости.

Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.

Но  роль системы дополнительного образования  детей не ограничивается возможностью достижения педагогических результатов. Важно и то, что в системе дополнительного образования детей сформирован методический опыт, освоение которого может помочь школе в достижении целей образования. В дополнительном образовании уже реализуется такой подход к определению педагогических целей, который ориентирован на формирование у ребенка социальной компетентности, готовности к общественной и профессиональной деятельности.

Для того чтобы дополнительное образование  могло в полной мере реализовать  заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так  важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально  занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так  и целого города, региона, страны.

Единая  педагогическая позиция способствовала бы развитию взаимодействия школ и  учреждений дополнительного образования  детей. Можно выделить направления такого педагогического сотрудничества:

  • создание педагогических условий для востребованности школьных знаний в практике дополнительного образования и опыта дополнительного образования в школьной практике;
  • использование кадровых и материальных ресурсов учреждений дополнительного образования детей для проведения на их базе школьных уроков по изобразительному искусству, музыке, уроков труда, биологических практикумов и т.д.;
  • использование методического опыта учреждений дополнительного образования для реализации программ дополнительного образования детей непосредственно в школах.

Одним из направлений интеграции общего и  дополнительного образования является развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности, общественных организаций в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.

Несмотря  на то, что дополнительное образование  имеет единые подходы и принципы деятельность, его своеобразие в условиях школы проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя  из перечисленных особенностей дополнительного  образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:

образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

<

Информация о работе Дополнительное образование детей как составная часть современного образования