Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:05, курсовая работа
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности.
Сегодня
проблемы жизненного и профессионального
самоопределения становятся проблемами
выживания на рынке труда. Школьное
образование не гарантирует выпускнику
ни рабочего места, ни продолжения образования
в вузе, что ставит ребенка и
его семью перед проблемой
раннего выбора профессии. В системе
дополнительного образования
Рекреативно-оздоровительная деятельность учреждения дополнительного образования детей обусловлена необходимостью создания условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка, формирования здорового образа жизни. По существу, эта деятельность состоит в разработке и реализации множества спортивных, развлекательных, оздоровительных программ для различных категорий детей с целью восстановления сил, затраченных в процессе учебы, устранения напряженности и, в то же время, обеспечения развивающего воздействия.
Содержание
рекрективно-оздоровительной
Таким
образом, современное учреждение дополнительного
образования детей - это социально-педагогическая
система, которая функционирует
на основе социального заказа общества
и выполняет заданную социальную
роль. Оно оказывает широкий спектр
разнообразных услуг, удовлетворяет
постоянно изменяющиеся индивидуальные
образовательные потребности
Учреждение
дополнительного образования
Глава 2 Условия организации дополнительного образования детей в современных условиях
2.1 Некоторые направления интеграции общего и дополнительного образования
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях школа смогла бы преодолеть интеллектуальный перевес в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Необходимость
полного цикла образования в
школе обусловлена прежде всего
новыми требованиями к образованности
человека. Сегодня образованность человека
определяется не столько специальными
(предметными) знаниями, сколько его
разносторонним развитием как личности,
ориентирующейся в традициях
отечественной и мировой
Указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения. Именно поэтому модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.
Необходимость
интеграции обоих видов образования
обусловлена также тем, что на
фоне кризисных явлений российского
общества в детской, подростковой и
молодежной среде в последние
годы произошел катастрофический рост
всевозможных форм асоциального поведения.
Наблюдается негативная тенденция
повышения криминальной активности
детей младших возрастов: продолжает
увеличиваться подростковая преступность,
увеличивается численность
Истоки
детской агрессивности кроются
в неблагополучной социально-
Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Педагогическое
сотрудничество школ и учреждений дополнительного
образования является важным фактором
решения таких сложных
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Система
дополнительного образования
Еще важнее
то обстоятельство, что система дополнительного
образования детей заметно
Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.
Но
роль системы дополнительного
Для того
чтобы дополнительное образование
могло в полной мере реализовать
заложенный в нем потенциал, необходима
четкая и слаженная работа всей педагогической
системы. Поэтому педагогам так
важно знать и понимать проблемы
друг друга - тех, кто профессионально
занимается дополнительным образованием
детей, и тех, кто связан с предметным
обучением в школе. Только их взаимопомощь
и совместные продуманные действия
могут стать основой для
Единая педагогическая позиция способствовала бы развитию взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования детей. Можно выделить направления такого педагогического сотрудничества:
Одним
из направлений интеграции общего и
дополнительного образования
Несмотря на то, что дополнительное образование имеет единые подходы и принципы деятельность, его своеобразие в условиях школы проявляется:
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:
образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
<Информация о работе Дополнительное образование детей как составная часть современного образования