Дополнительное образование детей как составная часть современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности.

Файлы: 1 файл

дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования.docx

— 57.96 Кб (Скачать)

Введение

      Развитие  системы образования на современном  этапе характеризуется усилением  роли дополнительного образования  детей в жизненном становлении  и профессиональном самоопределении  ребенка. Сегодня общеобразовательная  школа не в полной мере удовлетворяет  потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования  –  раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося  от базового иным способом педагогического  руководства: обучающемуся предоставляется  право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной  программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.

основной  целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Системе образования надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального  достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Новое качество образования - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы  знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных  способностей, представляющих собой  условие для успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации  на рынке труда, освоению молодыми поколениями  базовых социальных способностей и  умений, воспитанию гражданского сознания средствами дополнительного образования. При этом воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Таким образом, достижение вышеобозначенных целей требует рассмотрения дополнительного образования детей в качестве составляющей современного общего образования.

Цель  курсовой работы: рассмотреть и обосновать дополнительное образование детей  как составную часть современного общего образования.

Задачи:

  1. Изучить педагогическую,  методическую, нормативную литературу по проблеме курсовой работы;
  2. Определить цели, задачи, принципы современного дополнительного образования детей;
  3. Выявить условия организации дополнительного образования детей в современной системе образования.

Методы  исследования: анализ, обобщение.

Глава 1 Основные подходы к организации дополнительного образования детей

1.1 Цели, задачи, принципы дополнительного образования детей

Становление современного дополнительного образования  происходит на базе интересного опыта  и богатых традиций внешкольной  работы с детьми.  С 1992 года начался процесс преобразования внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В новых социально-экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей.

 
Цель дополнительного  образования детей - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс  учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую  направленность. Поэтому практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Ценность  дополнительного  образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:

  • демократизация учебно-воспитательного процесса;
  • поддержка и развитие детского творчества;
  • воспитание культуры здорового образа жизни;
  • саморазвитие личности;
  • создание условий для педагогического творчества;
  • открытость системы;
  • создание дополнительных образовательных программ нового поколения;
  • научно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей;
  • системное развитие на основе информационных технологий.

В процессе реализации названных ценностных приоритетов  решаются следующие задачи:

  1. Обеспечение доступности дополнительного образования для детей.
  2. Сохранение и развитие системы дополнительного образования детей.
  3. Повышение качества содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий.
  4. Совершенствование нормативной правовой базы системы дополнительного образования детей.
  5. Мониторинг состояния и перспективы развития системы дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности.
  6. Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основного и дополнительного образования.
  7. Использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов.
  8. Разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы дополнительного образования детей.
  9. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.
  10. Развитие международного сотрудничества в области воспитания и творческого развития личности ребенка.

Дополнительное  образование отличается многообразием  видов деятельности, ориентировано  на освоение ребенком новых социальных ролей, опыта неформального общения, формирование познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям  на основе свободного выбора видов  и форм деятельности. Дополнительное образование, как и любой другой вид образования, ведется по конкретным образовательным программам, но есть определенные принципы, методы и технологии, которые выделяют его в особый вид образования, что зафиксировано в ст. 26 Закона РФ "Об образовании".

Дополнительное  образование многообразно, разнонаправлено, вариативно: дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Дополнительное  образование - образование целевого выбора: сюда приходят дети не потому что "надо", а потому что есть интерес, спрос, цель. И выстраивается это образование в соответствии с потребностями тех, кто пришел.

Дополнительное  образование - образование авторской разработки: в отличие от школы, здесь нет жестких рамок, нет жесткой оценки, нет стандарта, зато есть много авторских разработок.

Дополнительное  образование - свободное образование: свобода выбора направлений, условий, группы, педагога, содержания обучения и формы аттестации; в школе эти позиции жестко регламентируются.

Дополнительное  образование - творческое образование: главное здесь - не научить (передать определенные знания, умения, навыки), а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитию.

Дополнительное  образование - образование через успех: программы дополнительного образования содействуют самореализации ребенка и создают "ситуации успеха". В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для тех детей, которые испытывают трудности в процессе школьного обучения. Также выход ребенка в другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.

Дополнительное  образование всеохватно по своему содержанию: нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности и является самым широким путем личности в культуру через творчество. Оставаясь вне возрастных цензов, дополнительное образование открывает широкие перспективы для работы с семейными объединениями, для стирания граней между поколениями. В этом его огромная социальная и культурообразующая ценность.

Одной из основных структур реализации дополнительного  образования являются специализированные образовательные учреждения - учреждения дополнительного образования детей. В Концепции модернизации российской системы образования (заседание  Госсовета Российской Федерации  от 29 августа 2001 года) определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Педагогическая  ценность этих учреждений заключается  в том, что личностно-ориентированные  подходы, положенные в основу их деятельности, позволяют удовлетворять образовательные  и социокультурные запросы  различных категорий детей разного возраста (социально незащищенных, инвалидов, детей с отклонениями в развитии, одаренных и др.), используя потенциал свободного времени.

Любое учреждение дополнительного образования  является результатом сложного процесса саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретного социума. Это объясняет уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей, его отличие от других как по содержанию, так и по организационной структуре. Вместе с тем, поскольку речь идет о государственных учреждениях, то к характеру и результатам их деятельности предъявляются определенные требования.

Учреждения  дополнительного образования детей  располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся, т.к. именно они в большей мере, чем другие образовательные учреждения, близки к идее свободного образования, в котором образовательный путь гармонизируется с природой детей, их интересами, потребностями и способностями. Для многих детей дополнительное образование становится естественным процессом профессионального самоопределения.

Информация о работе Дополнительное образование детей как составная часть современного образования