Дополнительное образование детей как составная часть современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности.

Файлы: 1 файл

дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования.docx

— 57.96 Кб (Скачать)

В настоящее  время система дополнительного  образования детей является, помимо прочего, механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования: бесплатность этого типа образования - одна из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей, в первую очередь, для малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.

Главным для учреждений дополнительного  образования детей был и есть приоритет интересов каждого ребенка. Поэтому деятельность учреждений дополнительного образования детей предполагает защиту права детей на выживание, образование, воспитание, развитие, возможность оказания помощи каждому ребенку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Учреждение дополнительного  образования детей  как социально-педагогический  институт

За  последнее время система дополнительного  образования детей претерпела значительные изменения и приобрела целый  ряд качественных характеристик, придающих этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. Среди них:

  • личностная ориентация процессов обучения и воспитания;
  • профильность, практическая направленность, профессиональная ориентация;
  • мобильность и многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования (как следствие свободы педагога, работающего в такой системе);
  • индивидуализация методик образования (что является реакцией на изменившийся спрос на рынке образовательных услуг);
  • развитие воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • оздоровление детей и их социальное воспитание в изменившихся условиях жизни общества.

В новых общественно-политических условиях, возникает необходимость выявления и системного раскрытия социально-педагогических функций, которые приобретают новый смысл и наполнение, соответствующие современным потребностям общества, государства, семьи и личности.

Именно  поэтому в сфере дополнительного  образования детей, сегодня ведется поиск путей решения многих социально-педагогических проблем, стоящих перед системой образования. К числу таких проблем относятся:

  • социальная защита прав подрастающего поколения;
  • трудовая и социальная адаптация подростков;
  • подготовка детей к жизни в обществе;
  • целенаправленная организация свободного времени детей;
  • поддержка различных категорий детей (одаренных, инвалидов, детей-сирот и социально незащищенных).

Существует  и ряд частных проблем - разрыв связей между поколениями, кризис духовных основ жизни общества и др. Как  ни странно, большинство из этих проблем  не замечено основным образованием: дошкольное, общее и профессиональное образование  проходят мимо них. А ведь в недалеком  прошлом эти проблемы решались целой  системой социального устройства жизни  общества - детскими организациями, библиотеками, спортивными школами, клубами по месту жительства, кинотеатрами и  т.п. Сегодня многие звенья этой цепи разрушены, и на учреждения дополнительного  образования "свалилась" сегодня  ответственность за решение многих из перечисленных проблем.

Функции учреждений дополнительного образования  детей обусловлены также социальным заказом и социальной средой, в  которой протекает деятельность конкретного учреждения. Социальная среда и учреждение дополнительного  образования детей постоянно  находятся во взаимодействии и выступают  как необходимые условия взаиморазвития. Условия, влияющие на деятельность образовательного учреждения, подразделяются на:

  • макроусловия (государственно-правовое устройство, социально-экономические и общественно-политические условия, уровень демократизации общества, состояние природы и т.д.);
  • мезоусловия (специфические региональные условия);
  • микроусловия (местные условия, ценности, традиции, характер социума и т.д.).

Социально-ориентированное  дополнительное образование детей  является действенным фактором развития социума, что подтверждают следующие  его характеристики:

  • муниципальность как форма преодоления межведомственных противоречий и средство развития территории (т.е. дополнительное образование становится наиболее приближенным к потребностям жителей и способно осуществить взаимосвязь между различными образовательно-воспитательными институтами социума);
  • социальная ориентация содержания дополнительного образования как форма удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и родителей;
  • постоянная обновляемость образовательных программ как средство, обеспечивающее социальный заказ.

Учреждения  дополнительного образования детей  как социально-педагогический институт современного общества осуществляют разноплановую  социально-педагогическую деятельность, направленную на решение социально-педагогических задач по удовлетворению разнообразных потребностей детей, их социальной защите и адаптации к жизни в обществе. Особенности функционирования этого вида учреждений создают ряд благоприятных условий для развития их социально-педагогической деятельности:

  • отсутствие жесткой регламентации деятельности;
  • гуманные взаимоотношения детей и взрослых;
  • добровольность посещения детьми творческих объединений данных учреждений;
  • наличие широких возможностей удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Формирование  и развитие внешкольными учреждениями социально-педагогических функций  явилось закономерным и естественным процессом их деятельности, но в  то же время потребовалось уточнение  спектра социально-педагогических функций и анализ их развития в  новых социальных условиях.

А.Г. Асмолов  дает наиболее полный набор функций, выделяя следующие: непрерывности  образования, мотивационную, учебно-информационную, ценностную, воспитательную, личностно  образующую, психолого-терапевтическую. Особо подчеркивая социальную роль дополнительного образования, А.Г. Асмолов  выделяет его социальные функции: функцию  обеспечения занятости детей  в свободное от основных занятий  в школе время и функцию  профилактики детской преступности.

И.И. Буева  выделяет следующие функции, присущие дополнительному образованию детей.

Социальные  функции направлены на удовлетворение потребностей родителей и детей в:

  • стремлении развить индивидуальные способности;
  • коммуникации;
  • социализации.

  Психологические функции:

  • релаксационная;
  • компенсаторная;
  • развивающая.

Образовательные функции:

  • интенсификация образования;
  • экстенсификация образования;
  • допрофессиональная подготовка;
  • профессиональное самоопределение.

Досуговая функция: удовлетворение потребности личности в содержательном и развивающем отдыхе.

Обобщая различные подходы можно обозначить в системе дополнительного образования детей следующие социально-педагогические функции:

  • образовательную,
  • воспитательную,
  • социокультурную,
  • функцию социализации,
  • функцию социальной защиты,
  • функцию социальной адаптации,
  • профориентационную функцию,
  • рекреативно-оздоровительную функцию.

Все эти  функции тесно взаимосвязаны  и в своей совокупности составляют содержание социально-педагогической деятельности современного учреждения дополнительного образования детей. Рассмотрим подробнее каждую из названных функций.

Образовательная функция заключается в обеспечении знаний, умений и навыков обучающихся как средства полноценного развития личности, совершенствования физических, духовных, нравственных, интеллектуальных сил ребенка. Это обеспечивается через многообразие образовательных программ, дающих, кроме общеобразовательных знаний, также прикладные знания, развивающих самостоятельность в их приобретении, творческие умения, мастерство, культуру, технику исполнения.

Социально-воспитательная функция учреждений дополнительного образования детей заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структур учреждения на поведение и деятельность обучающихся.

Социальное  воспитание представляет собой планомерное  создание условий для целенаправленного  развития и формирования ценностных ориентаций человека. Содержание воспитательной функции задается программой воспитательной работы учреждения.

Социокультурная функция отражает цели и задачи учреждения дополнительного образования в области культуры и досуга. Она реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, что позволяет им в дальнейшем плодотворно овладевать школьными программами.

Функция социализации. Основным назначением современного учреждения дополнительного образования детей является осуществление целенаправленной социализации личности, т.е. введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, "погружение" в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В учреждении дополнительного образования ребенок  приобретает качества, необходимые  ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей.

Учащимся  предлагаются специализированные, интегрированные  и комплексные программы обучения, которые способствуют приобретению качеств, необходимых для жизни  в обществе.

Функция социальной защиты детей в учреждении дополнительного образования реализуется в системе мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей, поддерживающих жизнедеятельность учащегося. Социальная защита - система мер, защищающих ребенка, дающих право на полноценную жизнь, образование и отдых, учитывающих возрастные интересы и потребности обучающихся.

Социальная  защита основывается на совокупности следующих гарантий, которые предоставляет  детям учреждение дополнительного  образования:

  • бесплатность образовательных, досуговых, информационных услуг,
  • бесплатное обеспечение отдыха детей в каникулярный период,
  • организация допрофессиональной подготовки.

Функция социальной адаптации сегодня приобретает особую значимость, так как чрезвычайно важно подготовить детей к новой реальности, к вступлению в жизнь в новых социально-экономических условиях. Причем готовить - не значит приспосабливать их к включению в отношения, а значит - обучить их выполнять социально значимое дело, воспитать человека, способного к социальному творчеству. Ведь социальная адаптация представляет собой вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальная  адаптация осуществляется посредством  специальных образовательных программ, способствующих самоутверждению личности, обучению способам взаимодействия со средой, становлению активной личностной позиции, адекватному осознанию  своего статуса и поведения.

Особую  группу составляют программы реабилитации и адаптации детей-инвалидов к  современному обществу, которые помогают им преодолеть свои комплексы и быть востребованными в социуме.

Профориентационная  функция (в том  числе допрофессиональная подготовка) реализуется в ходе формирования у детей устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, который в ходе занятий закрепляется выработкой умений и навыков операциональных действий в сфере определенных профессий.

Информация о работе Дополнительное образование детей как составная часть современного образования