Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:05, курсовая работа
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности.
В настоящее время система дополнительного образования детей является, помимо прочего, механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования: бесплатность этого типа образования - одна из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей, в первую очередь, для малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.
Главным
для учреждений дополнительного
образования детей был и есть
приоритет интересов
каждого ребенка. Поэтому деятельность
учреждений дополнительного образования
детей предполагает защиту права детей
на выживание, образование, воспитание,
развитие, возможность оказания помощи
каждому ребенку.
1.2 Учреждение дополнительного образования детей как социально-педагогический институт
За
последнее время система
В новых общественно-политических условиях, возникает необходимость выявления и системного раскрытия социально-педагогических функций, которые приобретают новый смысл и наполнение, соответствующие современным потребностям общества, государства, семьи и личности.
Именно
поэтому в сфере
Существует и ряд частных проблем - разрыв связей между поколениями, кризис духовных основ жизни общества и др. Как ни странно, большинство из этих проблем не замечено основным образованием: дошкольное, общее и профессиональное образование проходят мимо них. А ведь в недалеком прошлом эти проблемы решались целой системой социального устройства жизни общества - детскими организациями, библиотеками, спортивными школами, клубами по месту жительства, кинотеатрами и т.п. Сегодня многие звенья этой цепи разрушены, и на учреждения дополнительного образования "свалилась" сегодня ответственность за решение многих из перечисленных проблем.
Функции
учреждений дополнительного образования
детей обусловлены также
Социально-ориентированное дополнительное образование детей является действенным фактором развития социума, что подтверждают следующие его характеристики:
Учреждения
дополнительного образования
Формирование
и развитие внешкольными учреждениями
социально-педагогических функций
явилось закономерным и естественным
процессом их деятельности, но в
то же время потребовалось уточнение
спектра социально-
А.Г. Асмолов дает наиболее полный набор функций, выделяя следующие: непрерывности образования, мотивационную, учебно-информационную, ценностную, воспитательную, личностно образующую, психолого-терапевтическую. Особо подчеркивая социальную роль дополнительного образования, А.Г. Асмолов выделяет его социальные функции: функцию обеспечения занятости детей в свободное от основных занятий в школе время и функцию профилактики детской преступности.
И.И. Буева
выделяет следующие функции, присущие
дополнительному образованию
Социальные функции направлены на удовлетворение потребностей родителей и детей в:
Психологические функции:
Образовательные функции:
Досуговая функция: удовлетворение потребности личности в содержательном и развивающем отдыхе.
Обобщая различные подходы можно обозначить в системе дополнительного образования детей следующие социально-педагогические функции:
Все эти функции тесно взаимосвязаны и в своей совокупности составляют содержание социально-педагогической деятельности современного учреждения дополнительного образования детей. Рассмотрим подробнее каждую из названных функций.
Образовательная функция заключается в обеспечении знаний, умений и навыков обучающихся как средства полноценного развития личности, совершенствования физических, духовных, нравственных, интеллектуальных сил ребенка. Это обеспечивается через многообразие образовательных программ, дающих, кроме общеобразовательных знаний, также прикладные знания, развивающих самостоятельность в их приобретении, творческие умения, мастерство, культуру, технику исполнения.
Социально-воспитательная функция учреждений дополнительного образования детей заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структур учреждения на поведение и деятельность обучающихся.
Социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и формирования ценностных ориентаций человека. Содержание воспитательной функции задается программой воспитательной работы учреждения.
Социокультурная функция отражает цели и задачи учреждения дополнительного образования в области культуры и досуга. Она реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, что позволяет им в дальнейшем плодотворно овладевать школьными программами.
Функция социализации. Основным назначением современного учреждения дополнительного образования детей является осуществление целенаправленной социализации личности, т.е. введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, "погружение" в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
В учреждении
дополнительного образования
Учащимся
предлагаются специализированные, интегрированные
и комплексные программы
Функция социальной защиты детей в учреждении дополнительного образования реализуется в системе мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей, поддерживающих жизнедеятельность учащегося. Социальная защита - система мер, защищающих ребенка, дающих право на полноценную жизнь, образование и отдых, учитывающих возрастные интересы и потребности обучающихся.
Социальная защита основывается на совокупности следующих гарантий, которые предоставляет детям учреждение дополнительного образования:
Функция социальной адаптации сегодня приобретает особую значимость, так как чрезвычайно важно подготовить детей к новой реальности, к вступлению в жизнь в новых социально-экономических условиях. Причем готовить - не значит приспосабливать их к включению в отношения, а значит - обучить их выполнять социально значимое дело, воспитать человека, способного к социальному творчеству. Ведь социальная адаптация представляет собой вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Социальная
адаптация осуществляется посредством
специальных образовательных
Особую группу составляют программы реабилитации и адаптации детей-инвалидов к современному обществу, которые помогают им преодолеть свои комплексы и быть востребованными в социуме.
Профориентационная функция (в том числе допрофессиональная подготовка) реализуется в ходе формирования у детей устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, который в ходе занятий закрепляется выработкой умений и навыков операциональных действий в сфере определенных профессий.
Информация о работе Дополнительное образование детей как составная часть современного образования