Дидактика развивающего обучения А. Дистервега

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:59, контрольная работа

Краткое описание

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики серединоссийской ы XIX века.
Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.

Оглавление

Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега.
Взгляды А. Дистервега на сущность воспитания, его цели и принципы, законы и правила обучения.
Влияние педагогических идей А. Дистервега на развитие школы.
Список литературы

Файлы: 1 файл

дистервег_2.docx

— 33.95 Кб (Скачать)

  В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать основные положения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить самому учителю). Вредная привычка, по его мнению, – превращать уроки в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем говорить.

 

  1. Влияние педагогических идей А. Дистервега на развитие школы.

 Ф.В.А.  Дистервег является одним из известных немецких педагогов XIX века. Он сосредоточил свои усилия на исследованиях в сфере народной массовой школы. Достоинство Дистервега, в первую очередь, заключено в блестящей интерпретации и популяризации идей Руссо, Песталоцци, Немецкого просвещения и немецкой классической философии.

Основной  педагогический труд Дистервега – это «Руководство к образованию немецких учителей». В нём он сформулировал взаимосвязанные принципы обучения и воспитания – природосообразности, культуросообразности и самостоятельности. Во главу угла в воспитании Дистервег ставил развивающее обучение. В воспитании и обучении он предлагал следовать природе, персональным свойствам ребёнка. Принцип культуросообразности в его интерпретации означал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой внешней, внутренней и общественной культуры.

Как дидакт, Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод в его терминологии).полезными для школы оказались и его дидактические правила – ясность, чёткость, последовательность, наглядность, самостоятельность учащегося.

В Германии Дистервег пользуется признанием со стороны официальной педагоги¬ки. Во всём мире передовые педагогические взгляды Дистервега получили вы¬сокую оценку, в Германии учреждена медаль его имени, которой награждаются заслуженные учителя, издаётся полное собрание сочинений Дистервега. Педагогика ценит Дистервега как прогрессивного обще¬ственного деятеля, видного теоретика и практика педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Давыдов  В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1- 2.

2. Джуринский  А.Н. История образования и  педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с. 

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447 с.

4. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – 608 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

1. Обучай природосообразно,

2. Руководствуйся при  обучении естественными ступенями  развития подрастающего человека 

3. Начинай обучение, исходя  из уровня развития ученика,  и продолжай его последовательно,  непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для  ученика, пока он это учит, еще  не нужно, и не учи тому, что  для ученика впоследствии не  будет более нужно. 

5. Обучай наглядно.

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

7. Веди обучение не  научным, а элементарным способом.

8. Преследуй всегда формальную  цель или одновременно формальную  и материальную; возбуждай ум  ученика посредством одного и  того же предмета, по возможности  разносторонне, и именно: связывай  знание с умением и заставляй  его упражняться до тех пор,  пока выученное не сделается  достоянием подсознательного течения  его мыслей.

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии  усвоить. 

10. Заботиться о том,  чтобы ученики не забывали  того, что выучили. 

11. Не муштровать, не воспитывать  и образовывать для данного  случая, а заложить общие основы  человеческого, гражданского и  национального образования. 

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить  работу, но настолько с ней  сродниться, чтобы она стала его  второй натурой. 

13. Считайся с индивидуальностью  твоих учеников.

 

II. Правила  обучения, касающиеся учебного материала,  объекта. 

1. Распределяй материал  каждого учебного предмета в  соответствии с уровнем развития  и законами развития ученика. 

2. Задерживайся, главным  образом, на изучении основ. 

3. При обосновании производных  положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

4. Распределяй каждый  материал на известные ступени  и небольшие законченные части. 

5. Указывай на каждой  ступени отдельные части последующего  материала и, не допускай существенных  перерывов, приводи из него  отдельные данные, чтобы возбудить  любознательность ученика, не  удовлетворяя ее, однако, в полной  мере.

6. Распределяй и располагай  материал таким образом, чтобы  (где только возможно) на следующей  ступени при изучении нового  снова повторялось предыдущее.

7. Связывай родственные  по содержанию предметы.

8. Переходи от предмета  к его обозначению, а не наоборот.

9. Считайся при выборе  метода обучения с природой  предмета.

10. Распределяй учебный  материал не на основе надуманных  понятий, общих схем, а всегда  рассматривай его всесторонне. 

11. Выводи последующие  положения не посредством общих  действий, но развивай их из  природы предмета.

12. Содержание обучения  должно соответствовать уровню  современной науки. 

 

III. Правила  обучения в соответствии с  внешними условиями, временем, местом, положением и т.д. 

1. Проходи со своими  учениками предметы скорее последовательно,  чем одновременно.

2. Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.

3. Обучай культуросообразно.

IV. Правила обучения, касающиеся  учителя. 

1. Старайся сделать обучение  увлекательным (интересным).

2. Обучай энергично. 

3. Заставляй ученика правильно  устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором,  отчетливым ударением, ясным изложением  и логическим построением речи.

4. Никогда не останавливайся.

 

 


Информация о работе Дидактика развивающего обучения А. Дистервега