Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:38, доклад
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение - это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. В последние годы внимание учителей всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение - это
целостная педагогическая система,
альтернативная традиционной системе
школьного обучения. В последние
годы внимание учителей всё чаще привлекают
идеи развивающего обучения, с которыми
они связывают возможность
В конце 80-х гг. ХХ века появились первые школы, взявшие на вооружение концепцию развивающего обучения.
Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Согласно теории о двух типах общения и мышления, существует 2 составляющие мышления: эмпирическое и теоретическое.
В основе эмпирических знаний лежат наблюдения, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путём выделения общих свойств при сравнении предметов. Эмпирическое мышление направлено на группировку предметов и явлений, их классификацию. Эмпирические обобщения и понятия играют в жизни людей большую роль, позволяя упорядочить окружающий предметный мир и хорошо ориентироваться в нем.
В основе теоретического мышления
лежит содержательное обобщение. Содержательное
обобщение - это постижение предмета
не через его наглядное, внешнее
сходство с другими, а через его
скрытые конкретные взаимосвязи, через
противоречивый путь его внутреннего
развития. Человек, анализируя некоторую
развивающуюся систему
В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. По В.В. Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные и разумные, или диалектические.
Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция абстрагирование, анализ, синтез и д.р.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф. Энгельс).
Разумно-теоретическое связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. При этом рассудочная логика входит в диалектическую, как в логику более высокой формы. Суть теоретического мышления по В.В. Давыдову состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.
Содержательный анализ является способом обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта. Он направлен на поиск и вычленение существенного отношения среди привходящих и частных его особенностей.
Содержательное абстрагирование - это выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково - символической форме.
Особое значение в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.
Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому пониманию.
Теоретическое, содержательное обобщение, по В. В.Давыдову, осуществляется путем анализа целого, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, как основу внутреннего единства этого целого.
Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций.
Содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий.
Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.
Главная цель современной школы: обеспечить усвоение школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им потребуются в различных сферах жизни.
В практической деятельности учителя используют следующие технологии развивающего обучения: проектное, проблемное, коллективное взаимодействие (КСО).
Проектное обучение создает
условия, при которых учащиеся самостоятельно
и охотно приобретают недостающие
знания из различных источников, коммуникативные
умения, работая в различных группах.
Развивают исследовательские
Формами представления результатов исследовательской деятельности являются: альбомы, ученические выставки, видеофильмы, натуральные объекты. Более эффективно проектный метод реализуется в рамках преподавания на профильном уроке. Одним из его вариантом на уроке - проектирование опорных конспектов, которые являются результатом коллективного «мозгового» штурма.
Система проектирования опорных конспектов осваивается учащимися через логико-смысловые модели. Основной составляющей проектного обучения является проблемное обучение, которое помогает развитию умения учащихся мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
Реализуя технологию проблемного обучения преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной задачи.
Учебная задача понимается,
как ситуация «разрыва», в которую
с помощью учителя «
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем - то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Главным результатом такого образовательного процесса становится способность к продуктивному мышлению и действию. У учащихся формируются:
- предметная компетентность - способность позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры (позиционно - значит, рассматривать природные процессы с разных позиций: на разных уровнях , в разных условиях);
- социальная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию и быть понятым;
- развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг предметных социально - ориентированных, личностных задач;
- образовательная компетентность - учебная самостоятельность.
Таким образом, построение учебного процесса на принципах развитого обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - путь формирования не только мыслящего человека, но и личности, способной адаптироваться в современном мире.
Список используемой литературы:
1. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – М.: 2007. – 235 с.
2. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: 2009. – 189 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 2001.