Развивающее обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:38, доклад

Краткое описание

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение - это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. В последние годы внимание учителей всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.

Файлы: 1 файл

технология развив обуч.docx

— 18.03 Кб (Скачать)

Под развивающим обучением  понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу (типу).

Развивающее обучение - это  целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе  школьного обучения. В последние  годы внимание учителей всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.

В конце 80-х гг. ХХ века появились  первые школы, взявшие на вооружение концепцию развивающего обучения.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Согласно теории о двух типах общения и мышления, существует 2 составляющие мышления: эмпирическое и теоретическое.

В основе эмпирических знаний лежат наблюдения, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путём выделения  общих свойств при сравнении предметов. Эмпирическое мышление направлено на группировку предметов и явлений, их классификацию. Эмпирические обобщения и понятия играют в жизни людей большую роль, позволяя упорядочить окружающий предметный мир и хорошо ориентироваться в нем.

В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение. Содержательное обобщение - это постижение предмета не через его наглядное, внешнее  сходство с другими, а через его  скрытые конкретные взаимосвязи, через  противоречивый путь его внутреннего  развития. Человек, анализируя некоторую  развивающуюся систему предметов, может обнаружить её генетически  исходное, существенное и всеобщее отношение.

В дидактической структуре  учебных предметов преобладает  дедукция на основе содержательных обобщений. По В.В. Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные и разумные, или диалектические.

Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение  свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция абстрагирование, анализ, синтез и д.р.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф. Энгельс).

Разумно-теоретическое связано  с исследованием природы самих  понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. При этом рассудочная логика входит в диалектическую, как в логику более высокой формы. Суть теоретического мышления по В.В. Давыдову состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.

Содержательный анализ является способом обнаружения генетически  исходной основы некоторого целостного объекта. Он направлен на поиск и  вычленение существенного отношения  среди привходящих и частных  его особенностей.

Содержательное абстрагирование - это выделение исходного общего отношения в данном материале  и формулирование его в знаково - символической форме.

Особое значение в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.

Эмпирическое обобщение  идет от частных предметов и явлений  через их сравнение к общему эмпирическому  пониманию.

Теоретическое, содержательное обобщение, по В. В.Давыдову, осуществляется путем анализа целого, чтобы открыть  его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, как основу внутреннего  единства этого целого.

Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций.

Содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных  мыслительных действий.

Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его  преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.

Главная цель современной  школы: обеспечить усвоение школьниками  определенного круга умений, знаний и навыков, которые им потребуются  в различных сферах жизни.

В практической деятельности учителя используют следующие технологии развивающего обучения: проектное, проблемное, коллективное взаимодействие (КСО).

Проектное обучение создает  условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие  знания из различных источников, коммуникативные  умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, построение гипотез, обобщение) развивают системное мышление.

Формами представления результатов  исследовательской деятельности являются: альбомы, ученические выставки, видеофильмы, натуральные объекты. Более эффективно проектный метод реализуется  в рамках преподавания на профильном уроке. Одним из его вариантом  на уроке - проектирование опорных конспектов, которые являются результатом коллективного  «мозгового» штурма.

Система проектирования опорных  конспектов осваивается учащимися  через логико-смысловые модели. Основной составляющей проектного обучения является проблемное обучение, которое помогает развитию умения учащихся мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Реализуя технологию проблемного  обучения преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной задачи.

Учебная задача понимается, как ситуация «разрыва», в которую  с помощью учителя «погружаются»  учащиеся. Они сами фиксируют «разрыв» между имеющимися у них знаниями и умениями, необходимыми для решения  данной задачи.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем - то новым, неизвестным, но решение  учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании  общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных  задач.

Главным результатом такого образовательного процесса становится способность к продуктивному  мышлению и действию. У учащихся формируются:

- предметная компетентность - способность позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры (позиционно - значит, рассматривать природные процессы с разных позиций: на разных уровнях , в разных условиях);

- социальная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;

- коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию и быть понятым;

- развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг предметных социально - ориентированных, личностных задач;

- образовательная компетентность - учебная самостоятельность.

Таким образом, построение учебного процесса на принципах развитого  обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - путь формирования не только мыслящего человека, но и личности, способной адаптироваться в современном мире.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – М.: 2007. – 235 с.

2. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: 2009. – 189 с.

3. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. – М.: 2001.  

 


Информация о работе Развивающее обучение