Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:29, доклад
Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства. 
Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
 
Мы – матрешки, мы – 
сестрички,               В прятки с нами поиграй,  
Все подружки-невелички.           
Как начнем плясать и петь,                         Если будешь 
ошибаться,  
Никому не усидеть!                      
                              
Сначала игру следует проводить с двусложной 
матрешкой, затем с трехсложной и т.д.  (Рис.37)  
Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, 
открывающиеся коробочки, вкладыши 
различных форм и т.п.  (Рис.38)  
СОБЕРИ ПИРАМИДКУ  
Оборудование: 
Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих 
по величине.  
Ход: 
Воспитатель показывает ребенку пирамидку, 
и помогает разобрать ее. Вместе с малышом 
воспитатель рассматривает колечки, отмечая 
их форму и цвет и делая акцент на их величину. 
Затем воспитатель предлагает ребенку 
собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала 
нужно выбрать самое большое колечко и 
надеть его на стержень (малыш выполняет 
задание). Далее воспитатель предлагает 
сделать то же самое с оставшимися колечками 
до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. 
В дальнейшем ребенку предоставляется 
возможность самостоятельно манипулировать 
с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. 
  (Рис.39)  
Можно собирать различные пирамидки 
в зависимости от того, какие цели преследуются. 
Например: пирамида, состоящая из колец 
одного размера или цвета; из кубиков, 
шариков, призм одного или разного размера 
и цвета; из предметов возрастающих по 
величине и т.д.  (Рис.40)  
СОБЕРИ БУСЫ  
Оборудование: 
Любые предметы с отверстиями для нанизывания 
различной величина, формы и цвета, шнур 
или мягкая проволока.  
Ход: 
Воспитатель предлагает ребенку собрать 
бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, 
как это нужно делать и предлагает малышу 
продолжить. Если ребенок затрудняется, 
воспитатель помогает ему.  
Можно собирать различные бусы 
в зависимости от того, какие цели преследуются. 
Например: бусы, состоящие из шариков и 
кубиков различного размера и цвета; из 
катушек от ниток, маскаронов, колечек, 
пробочек с отверстиями различных цветов 
и размеров и т.д.   (Рис.41)  
ПОСТРОЙ БАШЕНКУ  
Оборудование: 
Кубики различного цвета и размера.  
Ход: 
Воспитатель предлагает ребенку построить 
башенку, накладывая кубики один на другой 
и возводя постройку вверх.  
Эту игру можно проводить различными способами 
в зависимости от того, какие цели преследуются. 
Например: построить башенку из кубиков 
одного цвета и разного размера; из больших 
или маленьких кубиков разного цвета; 
из больших или маленьких кубиков одного 
цвета и т.д.   (Рис.42)  
 
Упражнения, способствующие развитию 
мелкой моторики  
Прищепки  
Можно использовать следующие упражнения 
с прищепками: «Ежик», «Елочка», 
«Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, 
солнышка, сделанных из картона, дети прицепляют 
колючки и лучики. Для закрепления 
цвета можно использовать разноцветные 
силуэты и соответствующие им по цвету 
прищепки.  (Рис.43)  
Пробочки  
Можно использовать следующие упражнения 
с пробками: «Цветочки», «Жучок» 
- дети раскручивают и закручивают пробки 
от пластиковых бутылок к их горлышкам 
– серединки цветов или пятнышки на спине 
жука. Для закрепления 
цвета прикручивают разноцветные 
пробки к соответствующим по цвету горлышкам. 
  (Рис.44)  
Застежки  
Можно использовать следующие упражнения 
с застежками: «Застегни сапожки», 
«Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу» 
и т.д. – дети вдевают шнурок в отверстия. 
Так же используются различные коврики, подушечки, 
на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, 
крючки, кнопки и т.п., с которыми манипулируют 
дети.   (Рис.45)  
Крупа  
На крупе можно рисовать, искать в ней 
какие-либо предметы, пересыпать ее из 
одной емкости в другую щепотками или 
кулачками и т.д. Так же можно использовать 
следующие упражнения: «Накормим птичку» 
- дети щепотками рассыпают крупу в кормушку 
для птицы, «Помоги Золушке» 
- дети сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» 
- дети по одной горошине собирают горох 
или фасоль в сосуд с узким горлышком. 
ИЕ  
ТАБЛИЦА №1  
  | 
  
  | 
  
  | 
РИС.1                         
  | 
  
  | 
  ||||
  | |||||
   
РИС.4                         
  | 
  
  | 
  
  | 
РИС.7                         
  | |||||
  | 
  
  | 
  ||||
РИС.13                        
  | 
  
  | 
  
  | 
   
РИС.22                        
  | 
  
  | ||||
  | 
  |||||
РИС.25                        
  | 
  
  | 
  ||||
  | 
РИС.28                        
  | 
  
  | 
  
  | |||
РИС.31-32                     
  | 
  
  | 
  
  | 
ИС.35                                             
  | 
  
  | 
  
  | |||
ИС.37 (а)                           
  | 
  
  | 
  ||||
  | |||||
РИС.39                                              РИС.
 
  | 
  |||||
  | 
  
  | ||||
РИС.42                        
  | 
  
  | 
  
  | 
ТАБЛИЦА №2  
Примерное перспективное 
планирование игр и упражнений для развития 
речи и ознакомления с окружающим 
МЕСЯЦ  | 
  ДИДАКТИЧЕСКАЯ   | 
  ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  | 
  ОБОРУДОВАНИЕ  | 
Сентябрь  | 
  1.Покажи, кого назову    | 
  Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.  | 
  |
5.Кто что услышит?  | 
  Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.  | 
  Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.  | |
6.Громко – тихо  | 
  Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.  | 
  Большая и маленькая собачки или другие игрушки.  | |
7.Листопад  | 
  Учить плавному, свободному выдоху.  | 
  Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.  | |
8.Кто с нами рядом живет  | 
  Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.  | 
  Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».  | |
Октябрь  | 
  1.Кружок    | 
  Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.  | 
  |
5.Угадай, что делать  | 
  Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.  | 
  Бубен, два флажка.  | |
6.Идемте с нами играть  | 
  Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.  | 
  Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.  | |
7.Принеси игрушку  | 
  Продолжать развивать 
  понимаемую речь, учить выполнять 
  несложные и двух-трех сложные 
  инструкции, ориентироваться в   | 
  4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).  | |
8.Парные картинки  | 
  Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.  | 
  Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.  | |
9.Дети обедают  | 
  Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.  | 
  Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками.  | |
Ноябрь  | 
  1.Кто внимательный?  | 
  Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.  | 
  Кукла, игрушечный мишка, машинка.  | 
2. Не разбуди куклу  | 
  Развивать умение пользоваться тихим голосом.  | 
  Кукла с закрывающимися глазами, 
  кроватка с постельными   | |
3.Найди и принеси  | 
  Продолжать развивать 
  понимаемую речь, учить выполнять 
  несложные и двух-трех сложные 
  инструкции, ориентироваться в   | 
  Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.  | |
4.Во дворе  | 
  Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.  | 
  Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.  | |
5.Олины помощники  | 
  Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.  | 
  Кукла.  | |
6.Уложим куклу спать  | 
  Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.  | 
  Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.  | |
7.Кукла проснулась  | 
  Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.  | 
  Кукла на кроватке, комплект ее одежды.  | |
8.Посуда для куклы  | 
  Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.  | 
  Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.  | |
9.Мальчик с дудочкой  | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
Декабрь  | 
  1.Дует ветер  | 
  Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.  | 
  2 картинки, на одной из 
  которых изображен легкий   | 
2.Снежинки  | 
  Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).  | 
  Несколько рыхлых кусочков ваты.  | |
3.Поручения  | 
  Продолжать развивать 
  понимаемую речь, учить выполнять 
  несложные и двух-трех сложные 
  инструкции, ориентироваться в   | 
  ||
4.Песня – песенка  | 
  Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.  | 
  Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.  | |
5.Спрячь мячик  | 
  Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.  | 
  Мяч.  | |
6.Нарядим куклу  | 
  Активизировать словарь по теме.  | 
  Картонная кукла, набор бумажной одежды.  | |
7.Угостим кукол чаем  | 
  Закрепить название предметов посуды, ее величины.  | 
  Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.  | |
8.Что купили на базаре?  | 
  Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.  | 
  Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.  | |
9.Праздник елки в детском саду  | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
Январь  | 
  1.Положи на место  | 
  Продолжать развивать 
  понимаемую речь, учить выполнять 
  несложные и двух-трех сложные 
  инструкции, ориентироваться в   | 
  |
2.Курочка и цыплята  | 
  Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.  | 
  Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)  | |
3.Часы тикают  | 
  Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.  | 
  Большие и маленькие часы.  | |
4.Кто, где спрятался?  | 
  Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.  | 
  Игрушечная кошечка или собачка.  | |
5.К кукле пришли гости  | 
  Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.  | 
  Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка.  | |
6.В гостях у куклы  | 
  Уточнять название предметов мебели, ее назначение.  | 
  Кукольная мебель, кукла.  | |
7. Чудесный мешочек  | 
  Уточнить и активизировать словарь по теме.  | 
  Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.  | |
8.Кого мы встретили в лесу?  | 
  Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.  | 
  Предметны картинки из серии «Дикие животные».  | |
9.Дети играют в группе  | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
Февраль  | 
  1.Чья птичка дальше улетит?  | 
  Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.  | 
  Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.  | 
2.Гав-гав  | 
  Закреплять произношение звуков по подражанию.  | 
  Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.  | |
3.Лошадка  | 
  Обучение отчетливому произношению звука «и».  | 
  Игрушечная лошадка.  | |
4.Где машина?  | 
  Учить детей понимать предложные конструкции.  | 
  Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.  | |
5.Угостим медведей чаем  | 
  Закрепить название предметов посуды, ее величины.  | 
  Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине.  | |
6.Пригласим мишутку в гости  | 
  Уточнять название предметов мебели, ее назначение.  | 
  Игрушечная мебель, медвежонок.  | |
7.Узнай игрушку  | 
  Уточнить и активизировать словарь по теме  | 
  Любимые игрушки детей в мешочке.  | |
8.Что в саду растет?  | 
  Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.  | 
  Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи.  | |
9.Мальчик играет с собакой  | 
  Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет.  | 
  Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака.  | |
Март  | 
  1.На птичьем дворе  | 
  Закреплять произношение звуков по подражанию.  | 
  Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.  | 
2.Где зайчик?  | 
  Учить детей понимать предложные конструкции.  | 
  Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.  | |
3.Автомобиль  | 
  Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.  | 
  Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.  | |
4.Назови ласково  | 
  Учить образовывать существительные 
  с уменьшительно-ласкательными   | 
  Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.  | |
5.Помоем посуду  | 
  Расширять словарь по теме, активизировать словарь.  | 
  Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.  | |
6.У куклы дома  | 
  Закрепить название предметов мебели, ее величины.  | 
  Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.  | |
7.Узнай и назови  | 
  Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.  | 
  Натуральные овощи или муляжи в мешочке.  | |
8.На чем мы ездим?  | 
  Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.  | 
  Предметные картинки «Транспорт».  | |
9.Мама купает ребенка  | 
  Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.  | 
  Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.  | |
Апрель  | 
  1.Барабан  | 
  Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.  | 
  Барабан.  | 
2.Кап-кап-кап  | 
  Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо.  | 
  Картинка с изображением дождя.  | |
3.Друзья  | 
  Формировать у детей навык 
  образования существительных с 
  уменьшительно-ласкательными   | 
  Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.)  | |
4.Кто чем питается?  | 
  Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.  | 
  Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.  | |
5.Покатаем в машине игрушки  | 
  Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.  | 
  Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.  | |
6.Что в корзиночке лежит?  | 
  Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.  | 
  Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.  | |
7.Чего не стало?  | 
  Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.  | 
  Игрушки  | |
8.Лото  | 
  Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.  | 
  Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей).  | |
9.Кошка играет мячом  | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
Май  | 
  1.Тук-тук  | 
  Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.  | 
  Игрушечный молоточек.  | 
2.Один – много  | 
  Формировать у детей умение 
  и навык образования   | 
  Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.  | |
3.Дай что скажу  | 
  Закрепить название транспорта, активизировать словарь.  | 
  Игрушечные автобус, грузовик, 
  легковая машина, самолет, кораблик.                       | |
4.Давай познакомимся  | 
  Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.  | 
  Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.  | |
5. Кто что ест?  | 
  Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».  | 
  Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.  | |
6.Во саду ли, в огороде?  | 
  Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.  | 
  Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.  | |
7.Комната для куклы  | 
  Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.  | 
  Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.  | |
8.Голубь летит    | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
Июнь  | 
  1.Солнце или дождик?  | 
  Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.  | 
  Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.  | 
2.Одуванчик  | 
  Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.  | 
  ||
3.Иголочка и ниточка  | 
  Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.  | 
  ||
4.Поворята  | 
  Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.  | 
  Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.  | |
5.Кто так кричит?  | 
  Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.  | 
  Игрушки или картинки домашних животных.  | |
6.Мишка спит в кроватке    | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
8.Песня – песенка  | 
  Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.  | 
  Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.  | |
9.Где машина?  | 
  Учить детей понимать предложные конструкции.  | 
  Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.  | |
Июль  | 
  1.Где позвонили?  | 
  Развивать направленность слухового 
  внимания, умение определять направление 
  звука, ориентироваться в   | 
  Колокольчик.  | 
2.Пузырь  | 
  Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.  | 
  ||
3.Кто где живет?  | 
  Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.  | 
  Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.  | |
4.Бабочка, лети!  | 
  Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.  | 
  2 – 3 бумажные ярко 
  окрашенные бабочки (к каждой 
  бабочке привязывают нитку   | |
5.Коза ест траву    | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
7.Гав-гав  | 
  Закреплять произношение звуков по подражанию.  | 
  Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.  | |
8.Где зайчик  | 
  Учить детей понимать предложные конструкции.  | 
  Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.  | |
9.Кто что ест?  | 
  Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».  | 
  Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.  | |
Август  | 
  1.Угадай, на чем играю  | 
  Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.  | 
  Барабан, бубен, дудочка и др.  | 
2.Кораблик  | 
  Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.  | 
  Таз с водой и бумажные кораблики.  | |
3.Пирамида любви  | 
  Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.  | 
  ||
4.Дети кормят курицу 
  и цыплят    | 
  Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.  | 
  Сюжетная картинка  | |
6.На птичьем дворе  | 
  Закреплять произношение звуков по подражанию.  | 
  Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.  | |
7.Кто чем питается?  | 
  Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.  | 
  Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.  | |
8.Один – много  | 
  Формировать у детей умение 
  и навык образования   | 
  Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.  | |
9.Во дворе  | 
  Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.  | 
  Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.  | 
ТАБЛИЦА №3  
Примерное перспективное 
планирование игр и упражнений для сенсорного 
развития 
МЕСЯЦ  | 
  ДИДАКТИЧЕСКАЯ   | 
  ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  | 
  ОБОРУДОВАНИЕ  | 
Сентябрь  | 
  1.Ежик  | 
  Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев  | 
  Картонный силуэт ежа, прищепки  | 
2.Жучок  | 
  Подушка в виде жука, вделанные в нее горлышками от пластиковых бутылок, пробки  | ||
3.Осьминожка  | 
  Подушка в виде осьминога с разнообразными застежками на ней  | ||
4.Сложи пирамидку  | 
  Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).  | 
  Пирамидка, состоящая из любых колец  | |
Октябрь  | 
  1.Солнышко  | 
  Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев  | 
  Картонный силуэт солнца, прищепки  | 
2.Цветочки  | 
  Подушка, вделанные в нее горлышки от пластиковых бутылок в виде цветков, пробки  | ||
3.Накормим птичку  | 
  Игрушечная птица, ее кормушка, пшено  | ||
4. Какой мяч больше?  | 
  Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.  | 
  Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.  | |
Ноябрь  | 
  1.Елочка  | 
  Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев  | 
  Картонный силуэт елки, прищепки  | 
2.Волшебный коврик  | 
  Коврик с разнообразными застежками на нем  | ||
3.Поручения  | 
  Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.  | 
  Большие и маленькие собачки, 
  машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, 
  матрешка.    | |
4.Угости зайчика  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | ||
5.Собери пирамидку  | 
  Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов  | 
  Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков  | |
Декабрь  | 
  1.Куклы заблудились  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | 
  Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.  | 
2.Большие и маленькие  | 
  Научить ребенка чередовать предметы по величине  | 
  По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.  | |
3.Волшебная коробочка  | 
  Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.  | 
  Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.  | |
4.Заштопай штанишки  | 
  Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.  | 
  Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.  | |
5.Сложи матрешку  | 
  Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов  | 
  Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.  | |
Январь  | 
  1.Какой это формы  | 
  Научить ребенка чередовать предметы по форме  | 
  По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.  | 
2.Круг, квадрат  | 
  Учить группировать предметы по форме.  | 
  По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.  | |
3.Помоги матрешке найти свои игрушки  | 
  Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.  | 
  Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.  | |
4.Курочка и цыплята  | 
  Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.  | |
5.Собери пирамидку  | 
  Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов  | 
  Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.  | |
Февраль  | 
  1.Веселые человечки  | 
  Учить детей группировать предметы по форме  | 
  Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.  | 
2.Елочки и грибочки  | 
  Научить ребенка чередовать предметы по цвету.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.  | |
3.Угостим медведя ягодой  | 
  Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.  | |
4.Помоги кукле собрать кубики  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | 
  Кукла, большая и маленькая коробка, большие и маленькие кубики  | |
5.Сложи бочонки  | 
  Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов  | 
  Разноцветные складные бочонки  | |
Март  | 
  1.Гуси с гусятами  | 
  Научить ребенка чередовать предметы по цвету.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены элементы белого и желтого цвета  | 
2.Найди солнышко  | 
  Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов желтого цвета и по пять элементов синего и зеленого цвета.  | |
3.Поставь букет цветов в вазу  | 
  Учить детей группировать предметы по цвету.  | 
  Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.  | |
4.Положи мячи в корзинки  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | 
  Большая и маленькая корзинка, по пять больших и маленьких мячей  | |
5.Собери бусы  | 
  Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению формы предметов  | 
  Шары и кубики с отверстиями 
  для нанизывания различной   | |
Апрель  | 
  1.Поставь машины в гараж  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | 
  Большая и маленькая коробка, по пять больших и маленьких машин  | 
2.Заштопай у матрешки сарафан  | 
  Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.  | 
  Картонное изображение матрешки с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и сарафан.  | |
3.Домики и флажки  | 
  Научить ребенка чередовать предметы по цвету.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены элементы белого и красного цвета  | |
4.Разноцветные бусы  | 
  Научить ребенка чередовать предметы по цвету.  | 
  По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.  | |
5.Сложи стаканчики  | 
  Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов  | 
  Разноцветные складные стаканчики  | |
Май  | 
  1.Покатаем мишек на машинах  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | 
  Несколько больших и маленьких мишек, большие и маленькие машины.  | 
2.Посади травку  | 
  Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов зеленого цвета и по пять элементов желтого и красного цвета.  | |
3.Разноцветные шары  | 
  Учить детей соотносить предметы по цвету.  | 
  Карточка с вертикально 
  наклеенными на ней разноцветными 
  полосками – «ниточками»   | |
4.На каком цветке сидят бабочки?  | 
  Учить детей соотносить предметы по величине  | 
  Большие и маленькие цветы и бабочки, вырезанные из картона  | |
5.Собери пирамиду  | 
  Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов  | 
  Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков  | |
Июнь  | 
  1.Угости собачек косточкой  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | 
  Большая и маленькая собачка, большая и маленькая косточка  | 
2.Облачка на небе  | 
  Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.  | 
  Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов синего цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.  | |
3.Подбери чашки к блюдцам  | 
  Учить детей соотносить предметы по цвету.  | 
  Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.  | |
4.Волшебная коробочка  | 
  Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.  | 
  Коробки с отверстиями круглой, треугольной и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики, шарики и призмы  | |
5.Застегни сапожки  | 
  Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев  | 
  Вырезанные из плотного картона силуэты сапожек с проделанными в них отверстиями, шнурок  | |
Июль  | 
  1.Собери цветы  | 
  Учить детей группировать предметы по величине.  | 
  Большая и маленькая корзинка, большие и маленькие цветы, вырезанные из картона  | 
2.Магазин игрушек  | 
  Учить детей группировать предметы по цвету.  | 
  Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)  | |
3.С какого дерева листик  | 
  Учить детей соотносить предметы по величине  | 
  Нарисованные большое и маленькое дерево без листвы, вырезанные из бумаги большие и маленькие листья  | |
4.Закрой окошко  | 
  Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.  | 
  Вкладыши различной формы  | |
5.Пришей пуговицу  | 
  Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев  | 
  Плотный картон с отверстиями, вырезанные из картона или настоящие пуговицы, шнурок  | |
Август  | 
  1.Посади птичек в свои гнезда  | 
  Учить детей соотносить предметы по величине  | 
  Нарисованные большие и маленькие гнезда, вырезанные из бумаги большие и маленькие птицы  | 
2.Варежки  | 
  Учить детей соотносить предметы по цвету.  | 
  Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.  | |
3.Волшебный кубик  | 
  Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.  | 
  Куб с отверстиями различной формы, соответствующие вкладыши  | |
4.Завяжи рубашку  | 
  Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев  | 
  Вырезанные из плотного картона силуэт рубашек с проделанными в них отверстиями, шнурок  | |
5.Помоги Золушке  | 
  Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев  | 
  Две тарелочки, фасоль и горох  | 
Информация о работе Дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста