Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему и структуру социально – педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть становление социальной педагогики в России.
Изучить специфику работы социального педагога в школе.
На основе анализа научно – методических источников проанализировать деятельность социального педагога в образовательном учреждении.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Профессиональная деятельность социального педагога в общеобразовательной школе………………………………………………........5
§ 1. Становление социальной педагогики в России: от истоков до современности……………………………………………………………………5
§ 2. Специфика работы социального педагога в школе в современных условиях…………………………………………………………………………..12
§ 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ......................................................................31
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Р.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Социальный  педагог должен уметь обеспечивать социально-психологическую поддержку  процесса социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье  и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом. Он должен помогать подросткам в период их социального и профессионального определения, защищать их права. 

Программа подготовки социальных педагогов предполагает сочетание широкого образования, включающего овладение общей педагогикой, теорией воспитания, психологией, историей, литературой, основами экономики, экологии, эстетики, этики, права, физической культуры, режиссуры и драматического искусства, прикладной медицины, со специальным - социологией, социальной психологией, семейной педагогикой, а также изучение молодежной субкультуры и др. 

Социальный  педагог может работать в различных  учебно-воспитательных учреждениях, в  общественных организациях. 

Коллегия  постановляет: 

1. Считать  целесообразным введение должности социального педагога в список должностей рабочих и служащих. Одобрить проект квалификационной характеристики социального педагога. 

2. Главным  учебно-методическим управлениям  высшего и среднего специального  образования (В.Н. Афанасьев, В.Г.  Шипунов), Управлению подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (Л.В. Борикова) подготовить предложения о введении специальности "Социальная педагогика" в высших и средних специальных учебных заведениях. В 3-месячный срок разработать соответствующую учебно-методическую документацию. 

3. Органам  управления народным образованием  союзных республик рассмотреть  вопрос об открытии с 1990/91 учебного  года подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  в высших и средних специальных учебных заведениях по специальности "Социальная педагогика". 

4. Главному  учебно-методическому управлению  высшего образования, Главному  планово-экономическому управлению (С.А. Валуев), Отделу перспективного  развития и информации (А.Г. Асмолов,  А.А. Овсянников) организовать по предложениям заинтересованных ведомств, организаций, учреждений, предприятий и др. подготовку специалистов в области социальной педагогики на специальных факультетах по переподготовке кадров по новым перспективным направлениям науки, техники и технологии высших учебных заведений в рамках действующих направлений "Психология" и "Прикладная социология". 

5. Управлению  подготовки, повышения квалификации  и переподготовки педагогических  кадров, Управлению организации  внешкольной и внеклассной работы (А.К. Бруднов): 

5.1. До 1 января 1991 г. разработать учебные  планы и программы переподготовки  и повышения квалификации кадров  социальных педагогов. 

5.2. Совместно  с Министерствами народного образования  РСФСР (на базе Марийского АССР, Московского областного, Центрального институтов усовершенствования учителей) и УССР (на базе ФППК Донецкого университета и областного Дворца пионеров и школьников) рассмотреть вопрос об открытии с 1 октября 1990 г. курсовой переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов. 

6. Управлению  организации внешкольной и внеклассной  работы: 

6.1. С  целью организации научных исследований, внедрения прогрессивных форм  научно-практической деятельности  в области социальной педагогики  до 1 января 1991 г. подготовить предложения о создании при Гособразовании СССР и Президиуме АПН СССР научно-исследовательского Центра социальной педагогики. 

6.2. В  целях развития международных  связей в сфере социальной  педагогики и преодоления разрыва  в состоянии науки и практики в данной области до 1 января 1991 г. разработать предложения по международному сотрудничеству. 

7. Главному  управлению внешних связей (В.И.  Зубарев) проработать вопрос о  вступлении Гособразования СССР, учебных заведений и организаций  в Европейскую и Международную ассоциацию отдыха и развлечений, а также в Международную дирекцию учебных заведений по вопросам отдыха и развлечений. 

8. Контроль  за выполнением настоящего решения  возложить на заместителя председателя  Гособразования СССР Г.Ф. Куцева.   

За председателя коллегии 

Первый  заместитель председателя 

Гособразования  СССР 

В.Д.ШАДРИКОВ  

    Приложение 3

СОЦИАЛЬНЫЙ  ПЕДАГОГ

      (должностная  инструкция)

      1. Общие положения

      1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

      1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.

      1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по социальной защите и охране детства.

      1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются

      • классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.

      1.5. В своей деятельности социальный  педагог руководствуется Конституцией  Российской Федерации, Законом  Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном  учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

      2. Функции

      Основными направлениями деятельности социального  педагога являются:

      2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.

      2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.

      2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

      2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

      3. Должностные обязанности

      Социальный  педагог выполняет следующие  должностные обязанности:

      3.1. Анализирует:

      • личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;

      • перспективные возможности школы  в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;

      • ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.

      3.2. Прогнозирует

      • последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;

      • тенденции изменения ситуации в  обществе и в образовании для  внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.

      3.3. Планирует и организует

      • процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям;

      • мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;

     • сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;

      • систему внешних связей школы, необходимых  для успешного осуществления  проектов и программ по адаптации  учащихся;

      • систему контроля за ходом проектов и программ адаптации учащихся к  современным социальным условиям.

      3.4. Координирует:

      • совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;

      • взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

      3.5. Руководит:

      • деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;

      • созданием установления гуманных, нравственно  здоровых отношений в социальной среде.

      3.6. Контролирует

      • реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;

      • выполнение принятых решений в области  социальной адаптации;

      • дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.

      3.7. Корректирует

      • ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.

      3.8. Разрабатывает

      • нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;

      • отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.

      3.9. Консультирует

      • родителей (законных представителей) и  классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;

      • лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.

      3.10. Содействует

      • созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;

      • установлению гуманных, нравственно  здоровых отношений в социальной среде.

      4. Права

      Социальный  педагог имеет право в пределах своем компетенции:

      4.1. Принимать участие:

      • в разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;

      • н разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;

      • в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

      • в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.

      4.2.  Вносить предложения:

      • о создании и ликвидации временных  коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами  социальной адаптации учащихся;

      • о начале, прекращении иди приостановлении  конкретных проектов н программ социальной адаптации.

      4.3. Устанавливать от имени школы

      • деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.

      4.4. Запрашивать

      • для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.

Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе