Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель исследования: изучить систему и структуру социально – педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть становление социальной педагогики в России.
Изучить специфику работы социального педагога в школе.
На основе анализа научно – методических источников проанализировать деятельность социального педагога в образовательном учреждении.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Профессиональная деятельность социального педагога в общеобразовательной школе………………………………………………........5
§ 1. Становление социальной педагогики в России: от истоков до современности……………………………………………………………………5
§ 2. Специфика работы социального педагога в школе в современных условиях…………………………………………………………………………..12
§ 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ......................................................................31
Приложение………………………………………………………………………34
Федеральное агентство по образованию Р.Ф.
ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова
Педагогический факультет
Кафедра
теории и методики воспитательной
работы
Курсовая работа
по дисциплине «социальная педагогика»
Тема: Деятельность
социального педагога в общеобразовательной
школе
Автор: Захарова Ирина Евгеньевна,
студентка 3-его курса (3,5)
специальность 050711
«Социальная педагогика»
Научный руководитель: Фарниева Марианна Герсановна,
кандидат наук, доцент
Москва
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Профессиональная
деятельность социального педагога
в общеобразовательной школе………
§ 1. Становление
социальной педагогики в России: от истоков
до современности……………………………………………
§ 2. Специфика работы
социального педагога в школе в современных
условиях…………………………………………………………
§ 3. Содержание
работы социального педагога в образовательном
учреждении……………………………………………………
Список используемой
литературы ..............................
Приложение……………………………………………………
Введение
Главной целью современного общества является воспитание личности.
Одной из главных задач учебных заведений, основанной на научных положениях и принципах, а также определение условий, позволяющих осуществлять данную деятельность последовательно и целенаправленно, является создание системы воспитания учащейся молодёжи в условиях сложной экономической ситуации. А также обеспечение высокой эффективности процесса воспитания учащихся, объединение воспитательного потенциала всех субъектов воспитания в учебном заведении. Основным институтом, обеспечивающим организацию процесса воспитания, является школа.
Современная
школа остро нуждается в
В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями.
Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального педагога входит широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
В настоящее время проблема заключается в противоречии между желаемым результатом достижения эффективности воспитания и реальными неудовлетворительными итогами, что объясняется недостаточно сформированной системой работы, эпизодической организацией воспитания: проведение мероприятий только накануне государственных праздников, проверок вышестоящих инстанций и т.д. Очевидно, что если государство и общество проявят равнодушие к подобного рода явлениям, то в ближайшее время могут возникнуть непредсказуемые последствия, например, низкий уровень воспитанности.
В своей работе мы рассмотрим принципы, содержание, формы и методы работы социального педагога в общеобразовательной школе.
Значимость
и острота выбранного направления
исследования очевидна.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования: Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить систему и структуру социально – педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Глава I. Профессиональная деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
§ 1.
Становление социальной
педагогики в России:
от истоков до современности.
Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.
Начиная с VI века, появляются различные формы призрения детей. Община была главным субъектом помощи. Философия жизни языческого сообщества вызывала определенные формы поддержки и защиты в социальной, хозяйственной и культовой деятельности наших предков. Следует отметить, что основой этой помощи являлся принцип «взаимо» или «ты мне – я тебе». Общинный образ жизни воспитывал у славян такие черты, как коллективизм, корпоративность. Они помогали друг другу, потому что
были уверенны в том, что в случаи возникновения проблемы община поможет. И эта уверенность была главным стимулом к оказанию помощи.
С появлением у славян государственности община постепенно отходит на второй план, уступая место вначале князьям, а после принятия христианства – церкви. Но это не означает, что общинные формы почти исчезли. Они сохранялись и оставались чрезвычайно значимыми для русских крестьян вплоть до XX века.[23, с.17]
В период с X по XV веков благотворительность начиналась с деятельности князей, отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.
С принятием христианства на Руси устанавливается традиция обязательной помощи нуждающимся. Появляется новый «Церковный устав», а так же первый свод законов «Русская правда», в котором восемь законов были посвящены проблемам детской защищенности. Создаются приходы и монастыри, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. Строятся скудельницы, где содержались сироты за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, продукты питания, игрушки.
При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.
В период правления первых царей из династии Романовых с XVI по XVII веков оформляются следующие виды призрения детей: создание специализированных институтов помощи (сиротские дома, школы); кроме того, законодательно закрепляется мера и степень необходимой помощи в виде пособий. Тем самым наряду с церковной системой помощи и поддержки закладываются государственно – правовые и развиваются индивидуальные основы благотворительной деятельности.
С XVII века до реформы 1861г. Происходит дальнейшее развитие государственной формы призрения. Постепенно церковь утрачивает свои лидирующие позиции, и оказание помощи становится прерогативой государства, хотя церковно – христианская благотворительность как социальный институт сохраняется.
В России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – детей, нуждающихся в помощи. Государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. Создаются общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватило своим вниманием.
С 60 – х годов XIX века до начала XX века благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально – нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.
Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра Общественного призрения» (октябрь 1911г.).[23, с.23-25]
Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков было построение системы воспитательно – исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные.
В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. Открывались благотворительные общества, которые на собственные деньги создавали учреждения для оказания помощи детям, вставшим на путь преступления.
В начале XX в. В России успешно развивалась система различных социальных служб. Создавались учебно – воспитательные учреждения, дома для бедных детей, ночные приюты для бродяжек, народные столовые, амбулатории и больницы. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.
Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Отменялось преподавание религиозных вероучений во всех общеобразовательных учебных заведениях. Провозглашалась свобода вероисповедания и атеизм. Все учебные заведения, ранее находившиеся в ведении церкви, закрывались или преобразовывались в светские и передавались Наркомпросу. Соответственно церковь потеряла возможность проводить какую – либо социально – педагогическую деятельность.
Уничтожив Благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко выросло. Сиротство, беспризорность, правонарушение среди подростков, проституция несовершеннолетних – острейшие социальные и педагогические проблемы требовали решения.
Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе