Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему и структуру социально – педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть становление социальной педагогики в России.
Изучить специфику работы социального педагога в школе.
На основе анализа научно – методических источников проанализировать деятельность социального педагога в образовательном учреждении.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Профессиональная деятельность социального педагога в общеобразовательной школе………………………………………………........5
§ 1. Становление социальной педагогики в России: от истоков до современности……………………………………………………………………5
§ 2. Специфика работы социального педагога в школе в современных условиях…………………………………………………………………………..12
§ 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ......................................................................31
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Р.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

       Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.[5, с. 36] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Принципиальной  позицией, на которой строится научно теоретическая и методическая база исследований по социальному воспитанию, является понимание воспитание человека как важнейшего социально - культурного, духовно-мобилизационного ресурса, освоение которого способно дать России мощный стимул повышения социальной, производственной, творческой активности молодежи. Ресурс  в данном случае означает способ и направленность активизации социальной сферы, которая сегодня является одной из немногих, еще остающихся эффективных сил, способных позитивно повлиять на будущее России.

     Одной из реакций на социальные и кризисные  проблемы, негативные явления и процессы, происходящие в обществе, стало резкое возрастание сугубо индивидуалистических ценностей. В связи с этим мы отмечаем, что противоречия и многочисленные деформации реформируемого общества, осуществление внутренней политики без учёта интересов различных социальных групп, её асоциальные проявления способствуют развитию у подрастающего поколения ценностей,  не соответствующих образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии.

     Система социального – педагогического сопровождения в настоящее время предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей: гражданственности и патриотизма в образовательном процессе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, направленную на рассмотрение и освещение проблем воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и патриота Отечества.

     Социальный  педагог заботится о том, чтобы  социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу все компоненты социума.  

Список  используемой литературы

  1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.
  2. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.
  3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, - стр.14 стр. 373-375. стр.339
  4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. – С.45-49.
  5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика,  1993, № 4. – С.54-58.
  6. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере. //Специалист, 1996, № 11/12. – С.28-29.
  7. . Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей, 1999г. - М. : Школа-Пресс, 1999. - 144 с. - (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу "Дефектология". Вып.1).
  8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник, / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн. : Харвест; 2004. - 576 с.
  9. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М.: Российское пед.агентство. - 1996. - № 5. -
  10. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь – справочник, / В.Г. Крысько. - СПб. : Питер, 2003. - 415 с.
  11. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с.
  12. Лебедев О. Когда крепости пали. // Народное образование, 1994, № 5. – с.26.
  13. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью. // Воспитание школьников, 1996,  № 5. – С.35-38.
  14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: «Гардики», 2008.- 269с.
  15. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-200с.
  16. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: «Московский психолого – социальный институт», 2009. – 568с.
  17. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. – СПб.: КАРО, -  с. 20.
  18. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.36, с.34
  19. Реан А.А., Бордовский Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика, - СПб.: Питер, 2002.- с.15
  20. Социальная педагогика: курс лекций. / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  21. Степанова И.В. Работа социального педагога в школе и микрорайоне//методический журнал,  2009, №1. - с.7 – 15.
  22. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ВАКО, 2007.- с.101-104.
  23. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н.  Социальная педагогика; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.-
  24. Энциклопедия социальной работы. Т.3. / Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994. – С.183 - 203.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 1936 года

О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ 

     ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых "педологов" и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся. Распоряжениями Наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса "с точки зрения педологизации школы и педагога", определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т.д.

     Создание в школе, наряду с педагогическим составом, организации педологов, независимой от педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических кабинетов, областных лабораторий и научно-исследовательских институтов, раздробление учебной и воспитательной работы между педагогами и педологами при условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов, - все это не могло не снижать на деле роль и ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не создавать фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу советской школы.

     Этот вред был усугублен характером и методологией педологической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные "обследования", проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы, с "научной" "биосоциальной" точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива.

     В этих же целях действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6 - 7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый "педологический" возраст и степень его умственной одаренности.

     Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и "трудных". 
На основании отнесения подвергшихся педологическому "изучению" школьников к одной из указанных категорий педологи определяли подлежащих удалению из нормальной школы детей в "специальные" школы и классы для детей "трудных", умственно отсталых, психо-невротиков и т.д.

     ЦК ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной деятельности педологов комплектование "специальных" школ производилось в широком и все увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР о создании двух-трех школ для дефективных и дезорганизующих учебу школьников Наркомпросом РСФСР было создано большое количество "специальных" школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы. В этих школах, наряду с дефективными детьми, обучаются талантливые и одаренные дети, огульно отнесенные педологами на основании ложно-научных теорий к категории "трудных". Что же касается постановки дела в этих "специальных" школах, то ЦК ВКП(б) признает положение с учебной и воспитательной работой в них совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью. "Специальные" школы являются по существу безнадзорными, постановка учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отданы в руки наименее квалифицированных воспитателей и педагогов. Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками, - в условиях "специальной" школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми.

     ЦК ВКП(б) считает, что такие извращения воспитательной политики партии в практике органов Наркомпросов могли сложиться в результате того, что Наркомпросы до сих пор находятся в стороне от коренных и жизненных задач руководства школой и развития советской педагогической науки.

     Только пренебрежением Наркомпросов к руководству педагогической наукой и практикой можно объяснить тот факт, что антинаучная и невежественная теория отмирания школы, осужденная партией, продолжала до последнего времени пользоваться признанием в Наркомпросах, и ее адепты в виде недоучившихся педологов насаждались во все более и более широких масштабах.

     Только вопиющим невниманием Наркомпросов к задачам правильной постановки дела воспитания подрастающего поколения и невежеством ряда их руководителей можно объяснить тот факт, что в системе Наркомпросов педагогика была пренебрежительно объявлена "эмпирикой" и "наукообразной дисциплиной", а несложившаяся еще, вихляющая, неопределившая своего предмета и метода и полная вредных антимарксистских тенденций так называемая педология была объявлена универсальной наукой, призванной направлять все стороны учебно-воспитательной работы, в том числе педагогику и педагогов.

     Только головотяпским пренебрежением к делу развития советской педагогической науки можно объяснить тот факт, что широкий, разносторонний опыт многочисленной армии школьных работников не разрабатывается и не обобщается и советская педагогика находится на задворках у Наркомпросов, в то время как представителям нынешней так называемой педологии предоставляется широкая возможность проповеди вредных лженаучных взглядов и производство массовых, более чем сомнительных, экспериментов над детьми.

     ЦК ВКП(б) осуждает теорию и практику современной так называемой педологии. ЦК ВКП(б) считает, что и теория и практика так называемой педологии базируется на ложно-научных, антимарксистских положениях. К таким положениям относится, прежде всего, главный "закон" современной педологии - "закон" фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Этот глубоко реакционный "закон" находится в вопиющем противоречии с марксизмом и со всей практикой социалистического строительства, успешно перевоспитывающего людей в духе социализма и ликвидирующего пережитки капитализма в экономике и сознании людей.

     ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас". Такое перенесение в советскую науку антинаучных принципов буржуазной педологии тем более вредно, что оно прикрывается "марксистской" фразеологией.

     ЦК ВКП(б) считает, что создание марксистской науки о детях возможно лишь на почве преодоления указанных выше антинаучных принципов современной так называемой педологии и суровой критики ее идеологов и практиков на основе полного восстановления педагогики как науки и педагогов как ее носителей и проводников.

     ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов. 
2. Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники. 
3. Предложить Наркомпросу РСФСР и Наркомпросам других союзных республик пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей, переведя основную массу детей в нормальные школы.

4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и Постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 года "Об организации педологической работы в республике".

5. Упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах.

6. Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги теперешних педологов.

7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.

8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц представить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего Постановления.

 
ЦК ВКП(б)

 

Приложение 2

КОЛЛЕГИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР 

ПО  НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 

РЕШЕНИЕ 

от 13 июля 1990 г. N 14/4 

О ВВЕДЕНИИ ИНСТИТУТА  СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ 

Революционные изменения, происходящие в советском  обществе, реформа народного образования требуют новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и склонностей. 

Для решения  этих задач необходимы специально подготовленные кадры. Назрела необходимость введения института социальных педагогов - специалистов по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. 

Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе