Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель исследования: изучить систему и структуру социально – педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть становление социальной педагогики в России.
Изучить специфику работы социального педагога в школе.
На основе анализа научно – методических источников проанализировать деятельность социального педагога в образовательном учреждении.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Профессиональная деятельность социального педагога в общеобразовательной школе………………………………………………........5
§ 1. Становление социальной педагогики в России: от истоков до современности……………………………………………………………………5
§ 2. Специфика работы социального педагога в школе в современных условиях…………………………………………………………………………..12
§ 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ......................................................................31
Приложение………………………………………………………………………34
Профессиональная успешность
Заключение
Принципиальной позицией, на которой строится научно теоретическая и методическая база исследований по социальному воспитанию, является понимание воспитание человека как важнейшего социально - культурного, духовно-мобилизационного ресурса, освоение которого способно дать России мощный стимул повышения социальной, производственной, творческой активности молодежи. Ресурс в данном случае означает способ и направленность активизации социальной сферы, которая сегодня является одной из немногих, еще остающихся эффективных сил, способных позитивно повлиять на будущее России.
Одной из реакций на социальные и кризисные проблемы, негативные явления и процессы, происходящие в обществе, стало резкое возрастание сугубо индивидуалистических ценностей. В связи с этим мы отмечаем, что противоречия и многочисленные деформации реформируемого общества, осуществление внутренней политики без учёта интересов различных социальных групп, её асоциальные проявления способствуют развитию у подрастающего поколения ценностей, не соответствующих образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии.
Система социального – педагогического сопровождения в настоящее время предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей: гражданственности и патриотизма в образовательном процессе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, направленную на рассмотрение и освещение проблем воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и патриота Отечества.
Социальный
педагог заботится о том, чтобы
социальная работа носила активный характер,
включая в социальную работу все компоненты
социума.
Список используемой литературы
Приложение 1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 1936 года
О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ
ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ
ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых "педологов" и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся. Распоряжениями Наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса "с точки зрения педологизации школы и педагога", определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т.д.
Создание в школе, наряду с педагогическим составом, организации педологов, независимой от педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических кабинетов, областных лабораторий и научно-исследовательских институтов, раздробление учебной и воспитательной работы между педагогами и педологами при условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов, - все это не могло не снижать на деле роль и ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не создавать фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу советской школы.
Этот вред был усугублен характером и методологией педологической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные "обследования", проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы, с "научной" "биосоциальной" точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива.
В этих же целях действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6 - 7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый "педологический" возраст и степень его умственной одаренности.
Все
это вело к тому, что все большее и большее
количество детей зачислялось в категории
умственно отсталых, дефективных и "трудных".
На основании отнесения подвергшихся
педологическому "изучению" школьников
к одной из указанных категорий педологи
определяли подлежащих удалению из нормальной
школы детей в "специальные" школы
и классы для детей "трудных", умственно
отсталых, психо-невротиков и т.д.
ЦК ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной деятельности педологов комплектование "специальных" школ производилось в широком и все увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР о создании двух-трех школ для дефективных и дезорганизующих учебу школьников Наркомпросом РСФСР было создано большое количество "специальных" школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы. В этих школах, наряду с дефективными детьми, обучаются талантливые и одаренные дети, огульно отнесенные педологами на основании ложно-научных теорий к категории "трудных". Что же касается постановки дела в этих "специальных" школах, то ЦК ВКП(б) признает положение с учебной и воспитательной работой в них совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью. "Специальные" школы являются по существу безнадзорными, постановка учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отданы в руки наименее квалифицированных воспитателей и педагогов. Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками, - в условиях "специальной" школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми.
ЦК ВКП(б) считает, что такие извращения воспитательной политики партии в практике органов Наркомпросов могли сложиться в результате того, что Наркомпросы до сих пор находятся в стороне от коренных и жизненных задач руководства школой и развития советской педагогической науки.
Только пренебрежением Наркомпросов к руководству педагогической наукой и практикой можно объяснить тот факт, что антинаучная и невежественная теория отмирания школы, осужденная партией, продолжала до последнего времени пользоваться признанием в Наркомпросах, и ее адепты в виде недоучившихся педологов насаждались во все более и более широких масштабах.
Только вопиющим невниманием Наркомпросов к задачам правильной постановки дела воспитания подрастающего поколения и невежеством ряда их руководителей можно объяснить тот факт, что в системе Наркомпросов педагогика была пренебрежительно объявлена "эмпирикой" и "наукообразной дисциплиной", а несложившаяся еще, вихляющая, неопределившая своего предмета и метода и полная вредных антимарксистских тенденций так называемая педология была объявлена универсальной наукой, призванной направлять все стороны учебно-воспитательной работы, в том числе педагогику и педагогов.
Только головотяпским пренебрежением к делу развития советской педагогической науки можно объяснить тот факт, что широкий, разносторонний опыт многочисленной армии школьных работников не разрабатывается и не обобщается и советская педагогика находится на задворках у Наркомпросов, в то время как представителям нынешней так называемой педологии предоставляется широкая возможность проповеди вредных лженаучных взглядов и производство массовых, более чем сомнительных, экспериментов над детьми.
ЦК
ВКП(б) осуждает теорию и практику современной
так называемой педологии. ЦК ВКП(б) считает,
что и теория и практика так называемой
педологии базируется на ложно-научных,
антимарксистских положениях. К таким
положениям относится, прежде всего, главный
"закон" современной педологии
- "закон" фаталистической обусловленности
судьбы детей биологическими и социальными
факторами, влиянием наследственности
и какой-то неизменной среды. Этот глубоко
реакционный "закон" находится в
вопиющем противоречии с марксизмом и
со всей практикой социалистического строительств
ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас". Такое перенесение в советскую науку антинаучных принципов буржуазной педологии тем более вредно, что оно прикрывается "марксистской" фразеологией.
ЦК ВКП(б) считает, что создание марксистской науки о детях возможно лишь на почве преодоления указанных выше антинаучных принципов современной так называемой педологии и суровой критики ее идеологов и практиков на основе полного восстановления педагогики как науки и педагогов как ее носителей и проводников.
ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Восстановить
полностью в правах педагогику и педагогов.
2. Ликвидировать звено педологов в школах
и изъять педологические учебники.
3. Предложить Наркомпросу РСФСР и Наркомпросам
других союзных республик пересмотреть
школы для трудновоспитуемых детей, переведя
основную массу детей в нормальные школы.
4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и Постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 года "Об организации педологической работы в республике".
5. Упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах.
6. Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги теперешних педологов.
7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.
8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц представить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего Постановления.
ЦК ВКП(б)
Приложение 2
КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР
ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 1990 г. N 14/4
О ВВЕДЕНИИ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Революционные изменения, происходящие в советском обществе, реформа народного образования требуют новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и склонностей.
Для решения этих задач необходимы специально подготовленные кадры. Назрела необходимость введения института социальных педагогов - специалистов по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями.
Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе