Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему и структуру социально – педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть становление социальной педагогики в России.
Изучить специфику работы социального педагога в школе.
На основе анализа научно – методических источников проанализировать деятельность социального педагога в образовательном учреждении.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Профессиональная деятельность социального педагога в общеобразовательной школе………………………………………………........5
§ 1. Становление социальной педагогики в России: от истоков до современности……………………………………………………………………5
§ 2. Специфика работы социального педагога в школе в современных условиях…………………………………………………………………………..12
§ 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ......................................................................31
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Р.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

     В начале 20 – х гг. государство берет функцию воспитания в целом и социального воспитания в частности на себя. Причем государственные формы Социально – педагогической деятельности характеризуются всеобщей идеологизированностью, жестким контролем со стороны государства над всеми ее сферами.

       Создаются специальные учреждения социального воспитания. Следует отметить, что в них трудились талантливые педагоги, которые внесли огромный вклад в развитие педагогики: А.С.Макаренко, организовавший трудовую колонию для несовершеннолетних преступников;  С.Т. Шацкий, основавший Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса, где осуществлялся комплексный подход к обучению и воспитанию детей; В.Н. Сорока – Росинский, создавший «Школу социально – индивидуального воспитания им. Ф.М.Достоевского»,  воспитанниками которого стали социально запущенные, беспризорные, нравственно покалеченные уголовном миром дети. 

     Советская Россия поставила задачу борьбы с  детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались соцвосы – отделы  социального воспитания при органах власти всех уровней. Были  созданы учреждения по социально – правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

      Педагогика  среды и педология начали активно  развиваться. Педология ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями.

      Однако  система социального воспитания, педагогика среды и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» [Приложение 1]. Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде.  Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

     С 1930 – х гг., названных в нашей  истории «великим переломом», опустился  «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической идеи  построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.

     Новые социальные потрясения, связанные с  Великой Отечественной войной (1941 – 1945), вновь обострилось положение в стране, тысячи детей остались без родных. Государство попыталось решить их проблемы путем создания школ – интернатов, расширения сети детских домов. Начинает возрождаться благотворительность, которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов.

     Начиная с 1950 – х и до середины 1980 –  х гг. в качестве одной из основных форм негосударственной помощи детским  учреждениям было шефство. Идеология  шефства связана с общественной деятельностью по оказанию систематической  помощи кому – либо в производственном, культурном, политическом и др. отношениях. После ликвидации модели частной благотворительности была использована модель благотворительности общественной, которая приняла форму коллективного шефства.

     С конца 1970 – х гг. начинается  возрождение интереса и педагогов – практиков, и ученых к педагогике среды, связанное с разработкой системного подхода в обучении и воспитании, с поиском организационных форм использования воспитательных возможностей различных общественных структур, объединение в единый комплекс школьной и внешкольной воспитательной работы.

     В конце 1980 – х гг. по инициативе Министерства просвещения СССР Академией педагогических наук была проведена исследовательская  работа по научному обоснованию новой  педагогической профессии «социальный  педагог», ориентированной на работу с детьми по месту жительства, в микрорайоне. Был создан временный научно – исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон». В нем участвовали более 100 региональных научно-практических групп непосредственно на местах, на экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские микрорайоны. Были апробированы модели социально-педагогической деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования к нему. Этому вопросу много своих работ посвятили Гуров В.Н. “Опыт организации социально-педагогической работы”, Гурьянова М.Н. “Новая профессия в социальной сфере”, Вульфов Б.З. “Социальный педагог в системе общественного воспитания”; Березкина В., Бруднев А., Ермоленко Г. посвятили ряд статей социально-педагогической работе в школе.[6, с.28-29]

     Должность социального педагога была введена  в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию  от 13 июля 1990г. № 14/4 «О введении института социальных педагогов» [Приложение 2].

     В решении коллегии указывалось, что  социально – экономические преобразования общества и образования требуют  «новых подходов к воспитанию детей  и молодежи социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и способностей». В этой связи, считала коллегия, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно – бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов и назвали социальными педагогами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1Содержание работы социального педагога в образовательной школе 

     Социальный педагог – новая профессия, рождение которой, в большей степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социально-политических, экономических, национальных и экономических противоречий современного мира (С.А.Расчетина). В БСЭ профессия рассматривается как «род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы». Т.е. профессия есть - деятельность, имеющая оригинальный предмет, субъект и объект деятельности, обладающая собственной целью, нормами и средствами. Предметом деятельности социального педагога является проблемная ситуация развития ребенка, сутью которой является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых социальных пропорций, травмирующие его личность. Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы. По мнению В.А. Сластенина, назначением профессиональной деятельности социального педагога является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.[2, с.2-3]

     В нашей работе мы будем говорить о понятии «социальный педагог» не в широком смысле, а, в первую очередь, коснёмся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах.

     В чем основное назначение социального педагога?

     Социальный  педагог – это новый тип  педагога. У него новое отношение  к ребенку, новые отношения и  ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную  личность, способную иметь свое мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.[5, с.54-55]

     Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе. Социальному педагогу должны быть присущи гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организованность и смелость. Важно найти подход к каждому ребенку, разглядеть индивидуальность, помочь раскрыть положительные качества личности. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, поэтому педагог должен обладать педагогической интуицией и интеллектом, нравственностью и гражданственностью;  а так же будет профессионально владеть методами воспитания детей, умением общаться, артистичностью, профессиональной честностью.[19, с.15]

     Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.[17, с.20]

     Кроме того, в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической  и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитанника.

     В отличие от учителя – предметника  место социального педагога в  школе не за учительским столом в  кабинете, а в школьном клубе, в  секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить проблемы детей: школьная дезадаптация, девиация, социальная дезадаптация и т.д.; изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи.

Задачами  школьного социального педагога являются:

1.      Создание здорового климата в коллективе;

2.      Гуманизация межличностных отношений;

3.      Содействие реализации способностей каждого;

4.      Защита интересов личности;

5.      Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;

6.      Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

7.      Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

8.      Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;

9.      Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

     Социальный  педагог, объединяясь в своей  воспитательной работе с родителями, становится организатором внеучебного  времени школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы. 

     Особого внимания требует от социального  педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоится в новом коллективе.

     Социальный  педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует возвращению  их в школу, проверяет выполнения трудовых норм, в том числе его  оплату. Он контролирует получение  многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов.[13, с.35-36]

     Социальный  педагог ведет исследовательскую  работу, он выявляет социально - демографическую  структуру микрорайона, наличие  семей «группы риска», подростков – правонарушителей, больных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праздники для больных детей и детей – сирот.

Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе