Частная психопатология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:24, реферат

Краткое описание

Психические расстройства, возникающие на фоне основного или после перенесенного заболевания (соматического, инфекционного и т.д.), называются симптоматическими психозами.
Соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к нарушению функции нервной системы в результате изменений обменных процессов, всасывания токсических веществ, авитаминозов и гипоксии. Поражение Н.С. приводит к ЗПР. На развитие ребенка отрицательно влияют кишечные инфекции.

Оглавление

1.Психические расстройства при соматических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, травмах черепа
Соматические заболевания
Детские инфекции
Нейроинфекции
Интоксикации
Травмы черепа
2. Психические расстройства при психоневрологических болезнях
1.Эпилепсия
2.Шизофрения
3.Маниакально-депрессивынй синдром
4.Реактивные состояния
5.Психопатия
Литература

Файлы: 1 файл

Chastnaya_psikhopat.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

- нарастает снижение  памяти, критической оценки своего состояния;

- суживается круг интересов,  плохо адаптируются в окружающей  среде;

-  проявляются низшие инстинкты: влечение к пище, возникает сексуальная расторможенность, асоциальные действия (убийство).

Расстройства психики  зависят от частоты судорожных состояний, тяжести течения болезни.

Особенности характера  могут отмечаться до появления приступа.

 В произведениях Ф.М. Достоевского  приведены характеристики героев  с эпилептическими чертами характера: (князь Мышкин в «Идиоте», Сонечка Мармеладова  в «Бедных людях», Смердяков  в «Братьях Карамазовых»).

Пед. помощь: необходимо уметь отличать эпилептический приступ от истерического состояния

 

Характеристика проявлений эпилепсии и посттравматического  состояния

Эпилепсия наследственно-органического  генеза

Судорожные состояния  после травмы черепа

1. Приступ зависит от ситуации

1. Приступ после физического  напряжения

2. Личностные изменения по эпилептическому  типу

2. Личностные изменения по травматическому   типу

3. Эгоцентризм, педантизм, злобность,  обидчивость, долго сохраняется  обида, жестокость

3. Раздражительность, взрывчатость, астения, неспособность к напряжению

4. Льстивость, угодливость, елейность,  вязкость, детализация, плохая переключаемость  и застреваемость, медлительность

4. Бурный аффект с двигательной  реакцией, нет обиды на замечания,  слезливость, просьба о прощении.


Педагог должен учитывать особенности  деятельности эпилептика: медлительность, плохую переключаемость. Материал должен быть доступным, ярким, наглядным, с неоднократным повторением. При опросе необходимо заранее предупреждать, что он будет отвечать на конкретный вопрос. Учет личностных особенностей при возникновении конфликтов.

 

2.Шизофрения («шизо» – расщепляю, «френ» ум, душа) – хронически текущее заболевание, преимущественно возникающее на основе наследственной предрасположенности (генетически обусловленное нарушение обмена веществ, преимущественно, белково-углеводного). Передается по материнской линии.

Провоцирующие моменты: травмы, инфекции, интоксикации, заболевания с гнойными или ожоговыми процессами, во время которых высвобождается большое количество белковых структур. Редко – после родов.

Симптомы болезни: аутизм, ослабление эмоций, снижение активности, расщепление  психических процессов в сочетании с бредом, галлюцинациями, двигательными расстройствами.

Начинается в детском, молодом  возрасте, протекает приступообразно или непрерывно, имеет тенденцию к прогредиентному течению.

Хроническая болезнь. Выделяют несколько  стадий течения: начальная, стадия расцвета симптоматики, стадия  улучшения (ремиссии), стадия исхода.

Выделяют формы шизофрении: простую, кататоническую, геберфреническую, галлюцинаторно-параноидную.

Начальная стадия: общая вялость, утомляемость, вегетативные расстройства, раздражительность. Больные жалуются на боли без видимых соматических расстройств. На этом фоне появляются навязчивые мысли о болезнях; страхи, обманы восприятия (оклики).

 Стадия расцвета симптоматики характеризуется основными симптомами проявления болезни (у подростков): простая форма: теряют интерес к учебе, появляются аутистические проявлениям, появляется интерес к философским проблемам – «философская интоксикация», к коллекционированию (названия улиц, заголовки газет). Личность становится опустошенной, появляется апатико-абулический синдром (вялость, отсутствие волевого стимула к любой деятельности). Больных кормят насильно, опорожняют кишечник и мочевой пузырь. Исход в этих случаях летальный.

Кататоническая форма: начинается остро, без соматических расстройств, характеризуется кататоническим возбуждением (гримасы на лице, бесцельное хождение по комнате, повторяет движения и слова окружающих), которое сменяется  кататоническим ступором (больные застывают в крайне неудобных позах – симптом «восковой гибкости», мутизм, негативизм – выполняет действия, противоположные инструкциям). Ступорозное состояние может длиться годами. Выйдя из ступора, больные живут в мире.

 Геберфреническая форма: начинается в юношеском возрасте: отмечаются приступы гневливости, истерические реакции. Во время приступа: двигательное возбуждение, дурашливость, разорванная речь, больные гримасничают, бредят, смеются, показывают язык, лают, ходят на четвереньках, говорят непристойные слова, отвечают бессвязно, в речи – неологизмы.

Галлюцинаторно-параноидная форма характеризуется наличием бреда (внешность больного кажется ему изменой, внушают себе болезни и лечатся от них, говорят, что внутренности  их сгнили, мозги вытекли; жалуются в разные инстанции) и галлюцинации  (характеризуются «открытостью» - больным кажется, что их мысли стали доступны всем или ему насильно вложили в голову мысли, руководят его поступками. Отказываются от еды.

 Стадия ремиссии и исхода. В подростковом возрасте болезнь характеризуется 2 формами: периодической (приступы обострения и улучшения) и непрерывной. Иногда болезнь ограничивается одним приступом, но сохраняются личностные особенности (эмоциональное снижение, аутистическое мышление). При неблагоприятных формах светлые промежутки становятся все короче и приводят к исходу (бред, галлюцинации, грубые нарушения мышления, аутизм, эмоциональная тупость).

Детские формы  шизофрении

Относятся формы заболевания, возникшие  до 16 лет. Наибольшее количество проявлений относится к возрасту 3-5 лет., чаще страдают мальчики.

Основные симптомы: аутизм, утрата интересов, аффективные расстройства.

Два типа течения: прерывистый, непрерывный.

Существуют особенности поведения, игровой деятельности детей, предшествующие проявлению шизофрении. Выделяют 4 группы детей: с нормальным развитием, со стигматизированным развитием, с искаженным развитием, с задержанным развитием.

с нормальным развитием: пищеварение и сон нормальные, психофизическое развитие в норме.

со стигматизированным развитием: повышенная чувствительность к шумам, плохой аппетит, недостаточность ночного сна. Затруднено формирование навыков самообслуживания, движений. Не возникает желание общаться со сверстниками, пассивные, не играют, не защищаются.

С искаженным развитием: укороченный период сна, пониженная или повышенная чувствительность к дискомфорту, вялость. Затруднено формирование навыков самообслуживания, движений, медлительность. Не возникает желание общаться со сверстниками, пассивные, не осваивают детские игрушки, холодны к родителям. Не отстаивают своих интересов, скрытны, играют одни.

 с задержанным развитием: задержка общего и моторного развития, неправильное строение черепа, деформированность ушных раковин, неправильный рост волос. Не проявляют интереса к родителям, не переносят прихода посторонних людей. С течением времени заболевание либо затухает, либо переходит в непрерывное с нарастанием симптомов болезни.

Пед. помощь: осторожно беседовать с родителями, не высказывать предположений о дальнейшем состоянии ребенка, учитывать ограниченность контакта с детьми, сниженную эмоциональную активность и повышенную эмоц. чувствительность; прививать доброе отношение к детям, учить играть, рисовать и т. д. Доброжелательное отношение к детям!

3.Маниакально-депрессивынй психоз (МДП) относится к эндогенным заболеваниям, редко встречающимся в детском возрасте (чаще у подростков).

Причина: наследственные нарушения  обмена веществ.

Выделяют три основных симптома: повышенное  или пониженное настроение; двигательное и речевое возбуждение  или торможение; интеллектуальное возбуждение или торможение. В промежутках между приступами психических нарушений не наблюдается.

При маниакальной фазе у больных наблюдается повышенно хорошее настроение, ощущение радости и здоровья. Они веселы, пляшут, смеются, очень деятельны, многоречивы. Психические расстройства: нестойкость активного внимания, мышление непоследовательное, выводы поспешны. Больные рассказывают о наплыве мыслей, одна мысль сменяет другую, не успевая реализоваться. Наблюдаются идеи величия: восхваляют свою красоту и ум,  свои открытия, стихи.

При депрессивной фазе: пониженное настроение, чувство тоски, соматические изменения (сжатие и боли в области сердца, желудка). Больные лежат часами в постели, имеют скорбное выражение лица, речь тихая, замедленная, отвечают на вопросы врача после длительного перерыва. Больные отказываются от еды и лекарства. Психические расстройства: снижение самооценки, недовольство собой, появляются идеи виновности, безысходности, греховности, что приводит к мысли о суициде (необходимо помещение в стационар). Мышление замедлено и затруднено, память ослаблена, не могут сделать нужных выводов.

После приступа остается нарушение  сна и аппетита, раздражительность, затруднение контакта с окружающими.

В детском возрасте проходит атипично, поэтому его трудно распознать.

Пед. помощь: обращать внимание на симптомы (изменение настроения, работоспособности, поведения ребенка: вялы, наблюдается негативизм, страх, нарушения поведения). Дети жалуются на усталость, боль в суставах, тошноту, отсутствие аппетита. При маниакальной фазе: болтливы, шаловливы, непоседливы, не утомляются. Приступ протекает 7 -15 дней.

Педагог должен понимать состояние  детей, обеспечить особое наблюдение. Доброжелательное отношение к детям!

4.Реактивные  состояния

К данным состояниям относятся  реактивные психозы и неврозы, а также заболевания, возникающие после психических травм: аффекты страха и гнева, чувство обиды и оскорбления, другие виды отрицательно окрашенных переживаний.

Для детского возраста травмирующими  моментами могут быть помещение ребенка в детский сад или интернат, изменение привычного образа жизни, уход отца из семьи, смерть близких, все, что вызывает перенапряжение функциональных систем.

Для возникновения реактивного  состояния необходимо два условия:

- ослабление деятельности коры г.м., происходящие под влиянием заболеваний: инфекции, интоксикации, травмы черепа, недосыпания, физического истощения, возрастного фактора;

-сверхсильный раздражитель для данного человека.

Возникает разлитое возбуждение, на месте  которого формируется охранительное торможение. В зависимости от силы раздражителя и типа ВНД развиваются различные психогении: реактивные психозы и неврозы.

Реактивные  психозы

Наблюдаются у детей от 1года до 5 лет, посещавших специализированные круглосуточные ясли для детей с пограничной нервно-психической патологией. Дети дают реакцию в виде длительной депрессии.

Реактивная депрессия развивается в связи с затрудненной адаптацией к детскому учреждению. Выделяют 5 этапов динамики реактивной депрессии у детей раннего возраста. Протяженность каждого этапа от нескольких месяцев до 1 года и более.

1 этап: этап острых аффективно-шоковых  реакций: ребенок сопротивлялся пребыванию в новых условиях в отрыве от родителей. Проявляется в форме психомоторного возбуждения с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, учащенное сердцебиение, повышенная температура тела), бурной реакцией протеста, криком, слезами. Дети долго не могут успокоиться, зовут мать, стоят у окна, отказываются от еды, прогулки, дневного сна, не выполняют инструкций воспитателя, отказываются от речевого общения, контакта с другими детьми. При появлении родителей дают агрессивную реакцию: бьют родителей, ругают их.

2 этап: этап подострой реактивной  депрессии. Ведущие симптомы: тоскливое поведение и регрессивное поведение (возвращение к поведенческим реакциям более раннего возраста). Дети заторможены, безучастны, пассивны, отказываются от игры. У них снижаются реакции на дискомфорт, голод, мокрую одежду; наблюдается дневной энурез, падение веса, снижение сопротивления к вирусным инфекциям.

3 этап: этап затяжного полиморфного  депрессивно-невротичесого состояния.

Характеризуется невротическими и  поведенческими расстройствами. Депрессивные симптомы сглаживаются: общая подавленность  сменяется адекватной эмоциональной  заинтересованностью музыкальными занятиями, ребенок играет один, недолгое количество времени. Любое изменение обстановки, повышение тона вызывает у детей паническую реакцию: уходят в сторону, садятся на стул и раскачиваются, трясут ногами или руками, перебирают пальцами. Невротические реакции нарастают (энурез, энкопрез, мутизм, страх темноты, одиночества, страх сказочных персонажей). Возникает феномен тождества, придающий поведению ребенка ритуальный характер (стремятся сохранить неизменность маршрута из дома, не хотят расставаться с любимой игрушкой). Возможно возникновение ЗПР.

Информация о работе Частная психопатология