Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:24, реферат
Психические расстройства, возникающие на фоне основного или после перенесенного заболевания (соматического, инфекционного и т.д.), называются симптоматическими психозами.
Соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к нарушению функции нервной системы в результате изменений обменных процессов, всасывания токсических веществ, авитаминозов и гипоксии. Поражение Н.С. приводит к ЗПР. На развитие ребенка отрицательно влияют кишечные инфекции.
1.Психические расстройства при соматических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, травмах черепа
Соматические заболевания
Детские инфекции
Нейроинфекции
Интоксикации
Травмы черепа
2. Психические расстройства при психоневрологических болезнях
1.Эпилепсия
2.Шизофрения
3.Маниакально-депрессивынй синдром
4.Реактивные состояния
5.Психопатия
Литература
Частная психопатология
1.Психические расстройства
при соматических заболеваниях,
инфекциях, интоксикациях,
2. Психические расстройства при психоневрологических болезнях
1.Эпилепсия
2.Шизофрения
3.Маниакально-депрессивынй синдром
4.Реактивные состояния
5.Психопатия
Литература
Бухановский О.А. Общая психопатология. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416с.
Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992. – 255 с.
Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста./Г.В. Гуровец. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 359 с.
Понятийно-терминологический
Психические травмы играют основную
роль в происхождении неврозов и
психозов. В некоторых случаях
психические травмы являются пусковым
механизмом к проявлению наследственной
предрасположенности к
1.Психические расстройства при соматических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, травмах черепа
1.Соматические заболевания
В настоящее время
Патогенез складывается из компонентов:
-неспецифической
- соматических нарушений;
- нарушений деятельности ЦНС;
-личностных особенностей; психического и физического состояния во время психотравмирующих событий;
-неблагоприятных семейных и социальных факторов;
-особенности
К наиболее частым психосоматическим расстройствам относятся нарушения пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной системы; кожные, респираторные и двигательно-функциональные расстройства. При любом соматическом и инфекционном заболевании принимает участие и активно реагирует нервная система.
Психические расстройства, возникающие на фоне основного или после перенесенного заболевания (соматического, инфекционного и т.д.), называются симптоматическими психозами.
Соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к нарушению функции нервной системы в результате изменений обменных процессов, всасывания токсических веществ, авитаминозов и гипоксии. Поражение Н.С. приводит к ЗПР. На развитие ребенка отрицательно влияют кишечные инфекции.
После перенесенного соматического заболевания у детей наблюдаются: повышенная утомляемость и истощаемость Н.С., головные боли, вялость, сонливость. Психическое состояние: нестойкость активного внимания, ослабление памяти, нарушение поведения.
При нарушениях эндокринной системы у детей наблюдается отказ от еды либо переедание. Психические расстройства характеризуются эмоциональной лабильностью, истерическими симптомами, ЗПР.
При авитаминозах происходит нарушение в тканях органов и систем. Для нервной системы особое значение имеют витамины группы «В», при отсутствии которых наблюдается астения, общее снижение работоспособности, ослабление памяти, внимания. При авитаминозе задерживается физическое и психическое развитие. Также важны для нормального функционирования ЦНС химические элементы: калий, кальций, йод, селен и др.
Хронические соматические заболевания провоцируют активизацию вялотекущих эндогенных заболеваний: шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза.
Пед. помощь: соблюдение режима дня, учет повышенной утомляемости ребенка: чередовать периоды занятий и отдыха, полноценное питание. Доброжелательное отношение к детям!
К детским и общим инфекциям
относятся бактериальные и
На высоте заболевания при высокой t наблюдается инфекционный делирий (расстройство сознания, галлюцинации, бред, страх и возбуждение). Если инфекционное заболевание осложняется симптомами менингита или менинго-энцефалита, то клиническая картина общего заболевания осложняется: дольше длятся t период, нарушения сознания длительнее (до нескольких дней), могут наблюдаться судороги, парезы, параличи. Дети жалуются на головные боли, у них наблюдается слабость, сонливость, слезливость, подавленное настроение.
После перенесенного состояния сохраняется астеническое состояние: головные боли, слабость, повышенная утомляемость, слабость внимания и памяти. Со стороны НС: непереносимость яркого света, громкого звука, боли в теле, парезы, речевые нарушения. Выраженная астения приводит к ЗПР. Ослабление защитных сил организма может привести к возникновению «цепочки инфекций»- ребенок заболевает снова, новое заболевание протекает тяжелее.
Педагог должен обратить внимание на остаточные явления после перенесенных инфекций: повышенная истощаемость ребенка: тормозимость (не понимают педагога, нет интереса к деятельности), нестойкое внимание, неусидчивость, отвлекаемость, расторможенность, расторможенность низших влечений: бродяжничество, агрессивность.
Пед. помощь: укрепление организма: витаминизация продуктов; регуляция режима дня; проведение бесед для снятия стресса, дозирование нагрузки. Доброжелательное отношение к детям!
Менингиты – воспалительные процессы, происходящие в мозговых оболочках. Могут быть первичные и вторичные. Первичные: гнойный цереброспинальный менингит (чаще возникает в раннем возрасте, проходит очень тяжело, с высокой t, расстройством сознания, судорогами). Возбудитель – менингококк, живущий на слизистой взрослого человека. Полного выздоровления не наступает, Остаточные явления – длительный срок. При осложнениях - нарушения зрения, слуха, речи, ЗПР. Остается гидрофроцефальный синдром (головные боли, нарастающие при любой нагрузке). Если воспалительный процесс переходит на вещество мозга (менинго-энцефалит), состояние осложняется. Остаточные явления: нарушения интеллекта, эмоционально-волевые, психопатологические расстройства, судороги.
Вторичные - воспалительные процессы мозговой оболочки, возникающие на фоне текущего процесса во внутренних органах (со среднего уха, пупочный сепсис, туберкулезный менингит, паротитный, сифилитический менингиты).
Энцефалит – заболевание детей и взрослых, при котором первично страдает вещество мозга. Возбудитель – вирусная инфекция, передающаяся от человека к человеку воздушно-капельным путем в эпидемию (эпидемический энцефалит), клещами (клещевой) и комарами (комариный).
эпидемический энцефалит характеризуется симптомами поражения коры, подкорковой области, ствола, где имеется серое вещество, следовательно, от локализации, выделяют корковый, подкорковый, стволовой энцефалит.
корковый- возникает расстройство сознания, высокая t, делирий, возбуждение. После острого периода – агнозия, апраксия, афазия (распад речи). Если возникает в детском возрасте, приводит к ЗПР.
подкорковый: нарушение формулы сна, нарушение мышечного тонуса, парез глазных мышц, амимия, особенности позы (руки приведены к груди, ноги согнуты в суставах, туловище наклонено вперед), ходит маленькими шажками, гиперкинезы. Депрессивное состояние, оглушенность, делирий, замедление психических процессов.
При стволовом энцефалите отмечается только острая фаза болезни, которая чаще заканчивается летально, т.к. страдают ядра ч.м. нервов (регулируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы).
Остаточные явления энцефалита: распад мыслительной деятельности, высвобождение низших влечений (прожорливость, гиперсексуальность, циничность), иногда – злобность, жестокость,
Другие формы энцефалита (клещевой,
комариный) носят сезонный характер,
протекают остро с
После вирусного энцефалита (энцефалит К), протекающего на фоне гриппозных состояний, наблюдаются вестибулярные расстройства: дереализация (искаженное восприятие формы и величины предметов – становятся очень маленькими или большими), деперсонализация (искаженное восприятие собственного тела – части тела воспринимаются то большими, то маленькими). У больных меняется походка, почерк.
Пед. помощь: постепенное усложнение заданий, частый повтор, комплексное лечение. Доброжелательное отношение к детям!
Сифилис – венерическое заболевание, передающееся половым или бытовым путем от больного человека. Возбудитель – бледная спирохета.
Психические расстройства при сифилисе: астения (расстройство сна, раздражительность, быстрая утомляемость, ослабление памяти, головные боли, пониженное настроение, бред, галлюцинации), неврастения.
У детей – ЗПР, кератит
(нарушение радужки, который
4.Интоксикации (алкоголизм, наркомания).
Интоксикацию (отравление) вызывают различные пищевые продукты и лекарственные препараты, алкоголь и наркотики, химикаты и производственные яды.
В результате действия интоксикации в ЦНС могут наступать как функциональные, так и органические нарушения.
Алкоголизм. Алкоголь парализует процессы активного торможения и приводит к преобладанию процессов возбуждения.
Главные признаки хронического алкоголизма: синдром похмелья (абстинентный синдром) – на утро после принятия алкоголя появляется злобно-тоскливое настроение, чувство недомогания, разбитости; нарушение эмоционально-волевой сферы, социальных правил поведения (начинает лгать, воровать), работоспособности, характера. В дальнейшем – деградация и распад личности.
При резком прекращении употребления
алкоголя развивается абстинентный
синдром – синдром
Особенно тяжело хроническим алкоголизмом страдают женщины. Они быстрее, чем мужчины, становятся хрониками, труднее поддаются лечебным мероприятиям. Алкоголизм женщин оказывает пагубное влияние на потомство: влияет на регенеративные клетки – они гибнут, оплодотворенная клетка малоподвижна (наблюдается внематочная или трубная беременность), повышается частота внутриутробных и перинатальных смертей, пороки развития, недоношенность.
Пед. помощь: профилактический характер: беседы, фильмы, книги, в которых рассказывается пагубное воздействие алкоголя; раннее выявление и лечение алкоголизма. Доброжелательное отношение к детям!
Наркомания – патологическое влечение к некоторым веществам и химическим препаратам, возникающее в результате злоупотребления ими.
Изменяется состояние больного: падает секреторная функция в желудочно-кишечном тракте, нарушается аппетит, появляется сухость слизистых оболочек, кожи, падает вес. Нарастает мышечная слабость, нарушается сон, перед засыпанием появляются устрашающие галлюцинации, во время сна – кошмары. Изменяется характер человека: больные становятся лживыми, эгоистичными, интересы концентрируются на добывании наркотиков. Настроение колеблется от апатии до эйфории. При хронических формах болезни возникает депрессия с наклонностями к суициду. Ослабление и истощение организма способствует возникновению различных заболеваний, в частности, туберкулеза. Внешний вид наркомана: бесцветные глаза, затухающий взор, старческое выражение лица, шаткая походка. Для получения новых доз симулируют боли в животе, пояснице, вызывая скорую помощь; совершают асоциальные поступки.
Токсикомания – заболевание, проявляющееся психотической (а иногда и физической) зависимостью от психоактивного вещества, не включенного в официальный список наркотиков (психоактивные вещества: транквилизаторы - лекарства: сибазон, элениум; ингаляторы: бензин, ацетон, эфир, растворители лака и красок).
Летучие растворители угнетают ЦНС, действуя на кору и подкорку.
Проявления: психомоторное возбуждение, расторможенность влечений, агрессивность, головокружение, галлюцинации, развивается сонливость, расстройство координации движений. Наблюдается покраснение в области глаз, покашливание, специфический запах изо рта, следы вещества на руках, одежде, лице.