Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:24, реферат
Психические расстройства, возникающие на фоне основного или после перенесенного заболевания (соматического, инфекционного и т.д.), называются симптоматическими психозами.
Соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к нарушению функции нервной системы в результате изменений обменных процессов, всасывания токсических веществ, авитаминозов и гипоксии. Поражение Н.С. приводит к ЗПР. На развитие ребенка отрицательно влияют кишечные инфекции.
1.Психические расстройства при соматических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, травмах черепа
Соматические заболевания
Детские инфекции
Нейроинфекции
Интоксикации
Травмы черепа
2. Психические расстройства при психоневрологических болезнях
1.Эпилепсия
2.Шизофрения
3.Маниакально-депрессивынй синдром
4.Реактивные состояния
5.Психопатия
Литература
Психические симптомы: ухудшение памяти, трудность концентрации внимания, снижение мыслительной деятельности. Через 6-8 месяцев наблюдаются признаки регресса личности: исчезает чувство долга, снижается круг интересов.
Табакокурение.
Характерно: раздражение верхних дыхательных путей, кашель, боль в горле, головокружение, сердечная недостаточность. Употребление табака приводит к сужению кровеносных сосудов, снижению кровотока, развитию остеопороза, бронхита, развитию новообразований (онкология), у женщин отрицательно сказывается на детородной функции.
Формируется физическая и психическая зависимость к табаку.
Пед. помощь: профилактика: социализация, самовоспитание и специальное антинаркотическое воспитание. Доброжелательное отношение к детям!
5.Травмы черепа (энцефалоастения, энцефалопатиятравматическая эпилепсия расстройства поведения, травматическое слабоумие).
Все травматические повреждения головного мозга принято делить по времени возникновения (внутриутробные, природовые и после рождения), по локализации (головного и спинного мозга, а также периферических нервов), по тяжести поражения (сотрясение – «коммоция», ушиб – «контузия», сдавление – «компрессия»). Травмы могут подразделяться на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена целостность кости и кожных покровов, при закрытых - не нарушена.
Причины: внутриутробно: сдавление живота матери, ушиб, падение; родовая травма: в случаях узкого таза, при неправильном положении плода, слабой родовой деятельности, наложении щипцов. В течение жизни человека травма может наступить в домашних условиях (бытовая), во время игр, при передвижении на транспорте и т.д.
По степени проявления травмы различны:
1степень: кратковременное расстройство сознания, оглушенность (недостаточные воспоминания о случившемся). Появляется головная боль, головокружение, поташнивание, вялость, сонливость, бледность, тахикардия, учащенное дыхание.
2 степень: сопор, судороги, рвота, вестибулярные расстройства.
3степень: кома, сменяющаяся сопором
и оглушенностью. Могут
Последствия перенесенной травмы черепа могут проявляться различными состояниями, объединенными в синдромы: энцефалоастения, энцефалопатия, травматическая эпилепсия, расстройства поведения, травматическое слабоумие.
Энцефалоастения. Возникает после родовой ч-м. или прижизненной травмы с явлениями сотрясения мозга. Проявляется родовая ч-м. травма слабым криком, поверхностным дыханием, частым пульсом, синюшными кожными покровами. По шкале Апгар и 8-10 баллов и 5-7 баллов. Наблюдение невропатолога! В дальнейшем может проявляться ЗПР, астеническими реакциями, синдромом ранней детской невропатии.
Если ребенок получил легкую травму черепа в дошкольном возрасте, характерно кратковременное расстройство сознания, бедность кожных покровов, поверхностное дыхание, слабый пульс, тошнота, рвота, головокружение. После сотрясения мозга (кратковременного расстройства сознания) –гипомнезия: не помнит, что с ним случилось.
Пед. помощь: доставить в мед. учреждение, создать условия для спокойного отдыха.
При тяжелых сотрясениях мозга расстройство сознания становится более длительным, требуется госпитализация. После лечения наблюдается ретроградная и антероградная амнезия, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, головная боль, головокружение, повышенная раздражительность ко всем видам раздражений, слезливость, страх.
Остаточные явления: головные боли, головокружение, ослабление памяти, плаксивость, неусидчивость. При недостаточно проведенных лечебных мероприятиях: гиперактивность, нарушения поведения, затруднения в учебе.
Пед. помощь: охранительный режим, комплексный подход.
Энцефалопатия возникает как следствие кровоизлияния в вещество мозга при контузии.
Контузия – ушиб мозга, сопровождается кровоизлиянием в вещество мозга или под мозговые оболочки, что обуславливает очаговые и общемозговые симптомы поражения.
Проявления зависят от локализации и степени разрушения мозгового вещества.
У новорожденных – при длительных родах, акушерском вмешательстве (выдавливании, наложении щипцов). Ребенок рождается в синей или белой асфиксии. По шкале Апгар 0-5 баллов.
Расстройство сознания – сопор, кома.
Постепенно: парезы, параличи, речевые и вестибулярные расстройства, нарушения внимания и памяти, эмоциональная неустойчивость, нарушение работоспособности, при волнении – учащенный пуль, тахикардия.
При сложных случаях отсрочено: головные боли, трудности поведения, дромомания.
Пед. помощь: особый подход, соблюдение режима дня, выявление интересов и привлечение к работе, лечение. Доброжелательное отношение к детям!
Компрессия.
У новорожденных – при длительных родах, акушерском вмешательстве (наложении щипцов).
Ребенок рождается в синей или белой асфиксии (соответствует сопору и коме), необходима реанимация.
На долгие годы сохраняются: парезы, параличи, ДЦП, речевые и вестибулярные расстройства, нарушение координации, мелкой моторики, расстройство познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы (расторможенность, импульсивность, агрессия, легко попадают под чужое влияние; в других случаях – заторможенность, истощаемость нервных процессов).
Степень интеллектуального снижения: от ЗПР до выраженных форм умственной отсталости.
Травматическая эпилепсия характеризуется возникновением судорожных состояний, которые могут наступить сразу после травмы (следствие кровоизлияния в мозг), или через 4-6 мес. после травмы (образование спек, рубцовых изменений в месте очага кровоизлияния). Также возникают вегетативные расстройства. С возрастом наслаиваются психические нарушения в форме дисфории, сумеречных расстройств сознания, изменения характера по травматическому типу (раздражительность, взрывчатость, быстрая утомляемость, неспособность к напряжению).
Пед. помощь: особый подход, охранительный режим, комплексный подход.
Расстройства поведения – «гипердинамический синдром».
Двигательное беспокойство, неусидчивость, импульсивность, раздражительность, нестабильность поведения. При нарушении режима возникают конфликты с педагогами. При неправильном подходе к подростку возможны уходы из дома, асоциальное поведение.
Пед. помощь: особый подход, охранительный режим, комплексный подход.
Травматическое слабоумие (олигофрения и деменция) – наиболее сложная форма отдаленных последствий черепно-мозговой травмы. При тяжелой во внутриутробном развитии формируется поражение или недоразвитие мозговых структур, приводящее к разным степеням интеллектуальной недостаточности: от ЗПР до умственной отсталости.
В зависимости от степени поражения наблюдаются трудности или невозможность формирования простейших навыков самообслуживания, накопления новых сведений и знаний, отсутствие интересов и критичности к своему поведению.
Пед. помощь: охранительный режим, комплексный подход. Формирование психической деятельности, развитие моторики, критичности поведения, организация деятельности. Доброжелательное отношение к детям!
Травматическая деменция рассматривается как распад сформированной психической деятельности после тяжелой травмы черепа.
2. Психические расстройства
при психоневрологических
1.Эпилепсия является наиболее распространенным заболеванием у детей и взрослых. С древности именовалась «священная болезнь» – считалось, что боги метят судорогами особенно одаренных людей.
Относят к наследственно-органическим заболеваниям, считается, что по наследству передается предрасположенность к возникновению судорожных состояний, а сами приступы обусловлены влиянием органического фактора (инфекции, интоксикации, травмы).
Возникает преимущественно в детском и подростковом возрасте. Характеризуется двумя группами проявлений: судороги и психическими нарушениями (в большей степени эмоционально-волевой сфере).
Механизмы возникновения болезни:
-церебральный: при локальном повреждении мозга (рубец, спайка) – источника перевозбуждения окружающих нервных клеток, происходят эпилептические разряды;
-общесоматический: расстройство белково-
Клиническая картина болезни: приступы судорог, наступающие внезапно, характеризуются двигательными, вегетативными, сенсорными или психическими расстройствами. Могут быть дневными или ночными. Ночные приступы часто остаются незамеченными, и родители при обращении к врачу жалуются на ночное недержание мочи у ребенка.
Большой судорожный приступ начинается с ауры(«аура» -дуновение). По длительности аура может быть короткой, за ней сразу начинается приступ, может быть длинной, тогда больной успевает сказать, что сейчас будет приступ.
Аура у каждого больного постоянная и зависит от очага поражения: сенсорная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая), двигательная (больной вскакивает с места и бежит по комнате или вращается на одном месте), психогенная (чувство страха за спиной), вегетативная (боли в области сердца или живота) и другие симптомы.
Аура переходит в большой судорожный припадок, который начинается с тонической фазы: больной вскрикивает, падает, вытягивается, мышцы напряжены. Спазм охватывает всю скелетную и гладкую мускулатуру, возможен прикус языка, спазм мочевого пузыря и прямой кишки (упускает мочу и кал), мозг обескровлен, дыхания и сердцебиения нет, расстройство сознания – кома. Длится 30-6-сек. и переходит во ворую фазу – клоническую: ритмичные подергивания во всех группах мышц, слюна сбивается в пену (если прикусил язык, пена с кровью); включается сердечная и дыхательная деятельность: дыхание тяжелое, хриплое. Степень расстройство сознания – сопор. Длится 3-5 мин. Затем судороги затихают, наступает глубокий сон – от нескольких часов до суток. Проснувшись, больной не помнит, что с ним было – ретроградная и антероградная амнезия, головная боль, боль в мышцах, головокружение, ему трудно говорить, он забывает слова – состояние длится до нескольких дней.
Педагог должен выявить границу сохранившихся сведений, и восстановить потерянные знания.
Наряду с большими приступами наблюдаются малые приступы: кратковремнное расстройство сознания. Больной не падает, но замолкает, веки не мигают, взгляд неподвижный. После приступа – ретроградная и антероградная амнезия. Приступы кратковременные и могут быть частыми.
Миоклонические приступы – больной вздрагивает, иногда с резким толчком вперед или назад, приседает или падает. Расстройства сознания не наблюдается.
Эквиваленты большого эпилептического приступа
Эйфория – внезапно наступающее расстройство настроения – «плохие дни у больных»: подушка твердая, кровать жесткая, чай не сладкий. Окружающее теряет цвет, становится серым, вызывает раздражение, слезливость, дети вступают в конфликты. Такое состояние длится несколько часов, а затем внезапно прекращается. После окончания приступа больные могут быть возбуждены, говорливы, назойливы. Рассматривается как эквивалент большого эпилептического припадка. Нередко на фоне дисфории разворачивается большой судорожный приступ.
Сомнабулизм (лунатизм) – больной встает ночью, совершает различные действия, укладывается в постель и продолжает спать. Учитывая, что действия не остаются в памяти, сближает лунатизм с эквивалентами эпилепсии.
Трансы (путешествия) – внезапно наступающие состояния, при которых больной продолжает идти, разговаривает, отвечает на вопросы, едет в транспорте, может уезжать далеко. Длится от нескольких минут до нескольких часов. После окончания приступа – полная амнезия прошедшего.Существует зависимость между частотой припадков и трасами: чем чаще возникают трансы, тем реже становятся припадки и наоборот. Больные должны иметь при себе записку с указанием ФИО, адреса, тел. родных.
Амбулаторный автоматизм – кратковременное расстройство сознания, при котором больной продолжает начатое дело: если ел, продолжает есть. По окончании приступа растерян, не знает, что делать дальше.
Педагог должен вызвать скорую помощь, так как может возникнуть эпилептический статус.
Эпилепсия характеризуется и специфическими психическими расстройствами:
- в мыслительных операциях
появляется детализация,
- педантизм, аккуратизм,
придирчивость: все вещи
-очень заботятся о своем здоровье: принимают лекарства точно по времени, едят лучшие продукты, выполняют режимные моменты;
- речь елейная, с большим количеством ласковых слов. О них говорят: «У них мед на языке и камень за пазухой»;
- долго помнят обиду, делая ее сверхценной, ждут подходящего момента, чтобы сделать человеку особенно больно;