Антропологические предсавления о развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Основной проблемой в настоящее время является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....2

Глава 1. Теоретические представления об антропологических представлениях о развитии ребенка………………………………………4

1.1. Основные понятия и общие вопросы развития……………………..4

1.2. Периодизация возрастного развития…………………………..14

1.3. Развитие детского мышления………………………………….…….20

Глава 2. Практическая часть об антропологических представлениях

развития ребенка…………………………………………………………..30

Социальный опрос «Какие они, современные дети?»…………………..30
Заключение…………………………………………………………….….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.91 Кб (Скачать)

Основная  цель разумного поведения или  мышления человека — адаптация к  окружающей среде. Способы такой  адаптации Ж. Пиаже называет схемами. Схема представляет собой повторяющуюся  структуру или организацию действий в типичных ситуациях. Схема может  состоять из самых простых движений, включать в себя достаточно сложные  комплексы двигательных умений, навыков  и умственных действий.

Операция  — центральное понятие теории Ж. Пиаже, объясняющее процесс развития интеллекта. Под операцией понимается мысленное действие, обладающее важным свойством — обратимостью, которая  заключается в том, что, выполнив соответствующее действие, ребенок  может вернуться к его началу путем совершения обратного ему  действия. Операция — это обратимое  действие. Такими обратимыми операциями, выполняемыми как в прямом, так  и в обратном порядке, являются большинство парных математических операций. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями27.

Основные  механизмы, с помощью которых  ребенок переходит с одной  стадии развития на другую,— ассимиляция, аккомодация и равновесие. Ассимиляция  — это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. Аккомодация  — это стремление изменить сами умения и навыки соответственно изменившимся условиям. В результате аккомодации в психике и поведении вновь восстанавливается нарушенное равновесие, а несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действия снимается. За счет процессов ассимиляции, аккомодации и равновесия осуществляется когнитивное развитие детей. Эти процессы функционируют на протяжении всей жизни человека28.

Ж. Пиаже  выделил четыре стадии интеллектуального  развития детей: 1. Сенсомоторная стадия, от рождения ребенка до 18—24 месяцев. 2. Дооперациональная стадия, от 18—24 месяцев до 7 лет. 3. Стадия конкретных операций, от 7 лет до 12 лет. 4. Стадия формальных операций, после 12 лет. В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдаются определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадией определены приблизительно29.

На стадии конкретных операций ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых  в соответствии с логическими  правилами. Дети, достигшие этого  уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым  действиям, способны переходить с одной  точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Они сравнительно легко справляются  с задачами на сохранение (феномены Пиаже) .

Дети  этого возраста способны объединять предметы в классы, выделять из них  подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем  дети в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих  рассуждениях на предположения или  воображаемые события.

На стадии формальных операций, которая, начинаясь  с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает  настоящие понятия, проявляет гибкость мышления, демонстрирует обратимость  умственных операций и рассуждений. Характерная особенность этой стадии — способность рассуждать, пользуясь настоящими абстрактными понятиями. Другой существенной чертой данной стадии развития является системный поиск решения задач, при котором последовательно испытываются различные варианты решения, оценивается и взвешивается эффективность каждого варианта.

В табл. 1 в обобщенном виде представлены основные стадии развития ребенка по Ж. Пиаже  и дано краткое описание каждой стадии.

 

          Таблица 1. Стадии интеллектуального развития детей по Ж. Пиаже

Название  стадии развития и возраст детей, находящихся на данной стадии

Характеристика поведения и  мышления детей, находящихся на данной стадии развития

1. Сенсомоторная  стадия (от рождения до 1,5—2,0 лет)

Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как  субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание  устойчивости, постоянства внешних  объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда  они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.

2. Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)

Усвоение языка, представление  предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию  другого человека, видения явлений  и вещей его глазами. Классификация  объектов по отдельным, зачастую случайным  признакам

3.Стадия  конкретных операций ,(от 7 до 12 лет)

Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет), массы (возраст примерно 7 лет) и веса предметов (около 9 лет). Классификация объектов по отдельным существенным признакам.

4. Стадия  формальных операций (начинало возраста  около 12 лет)

Способность мыслить логически, пользуясь  абстрактными понятиями. Способность  выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения). Формулирование и проверка предположений гипотетического  характера.


 

 

Проследим для примера процесс  возрастного развития ребенка по такой интеллектуальной операции, как  сериация. На начальной стадии, которую можно назвать стадией А, самые маленькие дети, проводя сериацию, утверждают, что все эти предметы (скажем, палочки), предложенные им, одинаковы. На второй стадии (стадия Б) они делят предметы на две категории: большие и маленькие, без их дальнейшего упорядочивания. На стадии В дети говорят уже о больших, средних и малых предметах. На стадии Г ребенок строит классификацию эмпирически, путем проб и ошибок, но не в состоянии сразу же сделать ее построение безошибочно. Наконец, на последней стадии Д он открывает для себя метод сериации: выбирает сначала самую большую из палочек, кладет ее на стол. Затем ищет самую большую из оставшихся. И так далее. На этой, последней стадии он без колебаний правильно выстраивает серию, и созданная им конструкция предполагает обратимые отношения, т. е. он понимает, что элемент «а» в серии одновременно меньше всех предшествующих элементов и больше всех последующих.

На операциональной стадии в возрасте между 7 и 12 годами дети оказываются в состоянии упорядочивать объекты по различным признакам, например по высоте или по весу. Они также бывают способны представить в уме, назвать серию выполняемых, выполненных действий или тех, которые еще предстоит выполнить. Пройдя какой-либо сложный путь в пространстве, ребенок семи лет в состоянии его запомнить, указать и узнать, более того — вернуться назад и повторить, если потребуется. Но изобразить его графически на бумаге он, как правило, еще не может. Восьмилетний ребенок уже в состоянии сделать и это. Стадией конкретных операций данный уровень интеллектуального развития называется потому, что пользоваться понятиями ребенок здесь может, только связывая и относя их к конкретным объектам, а не как понятиями в абстрактно-логическом смысле слова.

Опыты на сохранение, проведенные  Ж. Пиаже, их результаты И интерпретация  многократно проверялись, иногда подтверждаясь, иногда подвергаясь сомнению. Некоторые  современные критики Пиаже полагают, что он недооценивал уровень интеллектуального  развития ребенка-дошкольника и  не совсем верно интерпретировал  результаты своих опытов. Оказалось, например, что если сделать так, чтобы  оценки поведения ребенка и его  интеллекта не опирались на речевые  высказывания ребенка, т. е. не связывались  с речью, то уже к 3—4-летнему возрасту дети могут демонстрировать явление усвоения понятия сохранения количества при изменении форм и расположения предметов.

Отрицая стадиальность развития и  стоя на позициях, утверждающих его  непрерывность, критики Пиаже отрицали правомерность разделения процесса интеллектуального развития на стадии. Вполне возможно, утверждали они, что  выделенные Ж. Пиаже стадии свидетельствуют  об этапах речевого, а не интеллектуального  развития. Ребенок может знать, понимать, но быть не в состоянии объяснить  свое понимание так, как это свойственно  взрослому. Много примеров подобного  рода мы обнаруживаем в интеллектуальном поведении животных, которые лишены речи, но в состоянии усмотреть  и использовать в своих действиях  сложные отношения, существующие между  вещами.

Операции являются интериоризованными действиями, зависящими в своем развитии от деятельности субъекта. Образцом таких операциональных структур является процесс, который можно наблюдать у детей между 4 и 5, 11 и 12 годами жизни в ситуации, в которой 'ля объяснения одного опыта жизни явно недостаточно.

Эксперимент состоит в растворении  сахара в стакане воды. Ребенка  спрашивают о сохранении растворенного  вещества, его веса и объема. Детьми до 7—8-летнего возраста растворенный сахар обычно считается уничтоженным, и даже вкус его, по мнению ребенка, исчезает. Примерно в возрасте около 7—8 лет сахар уже рассматривается как сохраняющий свое вещество в форме очень маленьких и невидимых частиц, но не имеет ни веса, ни объема (наивное, доэкспериментальное открытие атомизма). В возрасте около 9—10 лет дети утверждают, что каждая крупица сахара сохраняет свой вес, и сумма всех элементарных весов эквивалентна весу сахара до растворения. В возрасте 11—12 лет это же распространяется и на объем: ребенок предсказывает, что после того, как сахар растает, уровень воды в стакане будет оставаться на своей первоначальной высоте.

Тремя основными факторами, влияющими  на развитие интеллекта ребенка, являются, по Пиаже, созревание, опыт и действие социального окружения, в частности  обучение и воспитание. Успех обучения зависит от уровня развития, уже  достигнутого ребенком. Если он приблизился  к операциональному уровню развития, т. е. способен понимать количественные отношения, то этого вполне достаточно для того, чтобы привести его к понятию сохранения. Но чем дальше он от этого уровня, тем меньше способен использовать ситуацию обучения для построения понятия сохранения.

Определенную роль в развитии интеллекта играет биологическое созревание организма. Устойчивый последовательный характер стадий развития является подтверждением их частичной биологической детерминированности. Но это не означает существования  наследственной программы, генотипически определяющей развитие мышления ребенка. Эффект созревания заключается, как считает Ж. Пиаже, в основном в открытии новых возможностей для развития, но не в их практической реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

     Глава 2. Практическая часть об антропологических представлениях

                                               развития ребенка.

 

    1. Социальный опрос: «Какие они, современные дети?»

 

Основу практической части я  взяла проведенный мной социальный опрос :

 

«Какие они, современные дети?»Опрашивала я молодых людей и девушек,

 

которые с недавних пор сами покинули стены школы.

 

Общий срез мнений получился таков: современный ребенок очень 

 

коммуникабелен, следовательно общительный, любознательны, но в

 

тоже время современного ребенка  редко чем удивишь, имеющий авторитетов из

 

телевизоров, с подвешенным языком, который в карман за словом не полезут,  

 

ну и конечно « развитого не по годам », это дети, которые разбираются во всех

 

современных технологиях, это дети развивающиеся.

 

 

Бассейн, танцы, футбол, рисование, театр, гимнастика и многое другое, все  они!

 

Было подмечено, что замкнутых  детей все становится меньше и  меньше.

 

Т.е к стандартным общим правилам развития ребенка, добавилась новая  эта, это 

 

эра компьютера, которая тоже откладывает  весомый отпечаток на развитии

 

ребенка.

 

 

                                       Заключение

 

В заключение работы сделаем вывод. Итак, развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности

В ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических  процессов и качеств, необходимых  для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена  общества и определяют его поступки.

Развитие  личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что  ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения30.

У дошкольников развитие личности прослеживается в  формировании самосознания, которое  состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни  и способности оценить собственные  поступки, действия по сравнению с  другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства  происходят существенные изменения  в личностном развитии, что отражается:

Информация о работе Антропологические предсавления о развитии ребенка