Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа
Актуальность темы. Основной проблемой в настоящее время является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Введение…………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретические представления об антропологических представлениях о развитии ребенка………………………………………4
1.1. Основные понятия и общие вопросы развития……………………..4
1.2. Периодизация возрастного развития…………………………..14
1.3. Развитие детского мышления………………………………….…….20
Глава 2. Практическая часть об антропологических представлениях
развития ребенка…………………………………………………………..30
Социальный опрос «Какие они, современные дети?»…………………..30
Заключение…………………………………………………………….….31
Содержание
Введение………………………………………………………… |
|
Глава 1. Теоретические представления
об антропологических |
|
1.1. Основные понятия и общие вопросы развития……………………..4 |
|
1.2. Периодизация возрастного развития…………………………..14 |
|
1.3. Развитие детского мышления………… |
|
Глава 2. Практическая часть об антропологических представлениях
развития ребенка……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литтературы |
Актуальность темы. Основной проблемой в настоящее время является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной
стороны, это развитие, безусловно,
зависит от организма, так как
только анатомо-физиологическое
С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания1.
Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
Педагогику всё интересует в человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.
Конструируемые наукой модели педагогического процесса должны центрироваться вокруг достоверных знаний о природе человека. Эффективные педагогические технологии возможны только как законо-, природо-, культуросообразное построение форм практики. Все они опираются на законы развития человека и человечества.
Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях2.
Объект исследования: развитие ребенка.
Предмет
исследования: антропологические
Целью работы является изучение антропологических представлений о развитии ребенка.
Для достижения данной цели выполним следующие задачи:
1. Познакомимся
с теоретическими
2. Рассмотрим основные понятия и общие вопросы развития.
3. Познакомимся с периодизацией возрастного развития.
4. Обратим внимание на развитие детского мышления.
Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы; сравнительный метод; анализ полученных данных.
Глава 1.
Теоретические представления об
антропологических
1.1. Основные
понятия и общие вопросы
Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства. Применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.
Следующее
понятие психологической теории
детского развития — движущие силы
развития. Под ним понимаются потребности
самого ребенка, его мотивация, а
также внешние стимулы
Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка. От них зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.
Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.
Еще одно теоретическое понятие, связанное с психологическим развитием,— факторы развития. Это — совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей (все то же можно сказать о воспитании). Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.
Особую
роль в понимании законов
С представлениями
о психологическом развитии детей
также связано понятие
Переходы из одного возраста в другой могут происходить незаметно как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Эти переходы связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обычно сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признаками. В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно — возрастным кризисом. Он обычно свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст4.
Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведения нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования.
Развитие
детей происходит одновременно во многих
видах деятельности и общения. Когда
мы говорим о ведущей деятельности
или о ведущем виде общения, об
их значении для развития ребенка
в тот или иной период его жизни,
то это не означает, что только данные
виды общения и деятельности фактически
ведут за собой развитие. Правильнее
было бы говорить о системе взаимосвязанных
видов ведущих деятельностей
и форм общения. Если расположить
различные виды деятельности и общения
детей по группам в той
1. Эмоционально-непосредственное общение—общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.
3. Сюжетно-ролевая
игра—сочетание игровой
4. Учебно-познавательная
деятельность — сочетание
5. Профессионально-личностное
общение — сочетание общения
на личные темы и совместной
групповой деятельности по
6. Морально-личностное
общение — общение на интимно-
Заметим,
что утверждение подобной возрастной
последовательности смены ведущих
видов деятельности и общения
не означает, что при переходе ребенка
на более высокую ступень развития
прежние виды общения и деятельности,
характерные для него, полностью
исчезают и на смену им приходят
совершенно новые. Это означает лишь
то, что к уже сформировавшимся
ранее видам деятельности и общения
добавляются новые и
Особое значение для познавательного, личностного и поведенческого развития детей на протяжении всего детства имеют их игры.
Начинаются игры довольно рано, с младенческого возраста, и не прекращаются вплоть до окончания школы. За это время существенно изменяются содержание и формы игр в соответствии с задачами возрастного развития детей. В определенные виды игр продолжают играть и взрослые, так что игра — вид деятельности, свойственный не только детям.
Предметом специального интереса со стороны психологов была и до сих пор остается сюжетно-ролевая игра, в которой в дошкольном возрасте идет развитие всех сторон ребенка, его физического облика, поведения, познавательных процессов и личности. В более или менее совершенной форме сюжетно-ролевая игра появляется к середине дошкольного периода детства. Основу такой игры составляет роль и связанные с ней действия по ее реализации. В роли, пишет Д. Б. Эльконин, «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности», т. е. социально-психологический потенциал развития ребенка6.
Информация о работе Антропологические предсавления о развитии ребенка