Антропологические предсавления о развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Основной проблемой в настоящее время является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....2

Глава 1. Теоретические представления об антропологических представлениях о развитии ребенка………………………………………4

1.1. Основные понятия и общие вопросы развития……………………..4

1.2. Периодизация возрастного развития…………………………..14

1.3. Развитие детского мышления………………………………….…….20

Глава 2. Практическая часть об антропологических представлениях

развития ребенка…………………………………………………………..30

Социальный опрос «Какие они, современные дети?»…………………..30
Заключение…………………………………………………………….….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.91 Кб (Скачать)

 

                                                                                                                                               

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………....2

 

Глава 1. Теоретические представления  об антропологических представлениях о развитии ребенка………………………………………4

 

1.1. Основные понятия и общие  вопросы развития……………………..4

 

1.2. Периодизация возрастного развития…………………………..14

 

1.3. Развитие детского мышления………………………………….…….20

 

Глава 2. Практическая часть об антропологических  представлениях 

 

развития ребенка…………………………………………………………..30

 

    1. Социальный опрос «Какие они, современные дети?»…………………..30

Заключение…………………………………………………………….….31

 

Список  литтературы

 

 

 

 

                                         Введение

 

Актуальность темы. Основной проблемой в настоящее время является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

С одной  стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как  только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет  иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом  состоянии организма, возникшие  генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются  на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможна сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.

С другой стороны, столь же очевидно, что психическое  и поведенческое развитие организма  зависит и от среды, причем, как  справедливо считают многие современные  ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование  всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания1.

Однако  точно сказать, в какой степени  психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит  от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается  суть обсуждаемой проблемы.

Педагогику всё интересует в  человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.

Конструируемые наукой модели педагогического  процесса должны центрироваться вокруг достоверных знаний о природе  человека. Эффективные педагогические технологии возможны только как законо-, природо-, культуросообразное построение форм практики. Все они опираются на законы развития человека и человечества.

Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях2.

Объект исследования: развитие ребенка.

Предмет исследования: антропологические представления  о развитии ребенка.

        Целью работы является изучение антропологических представлений о развитии ребенка.

Для достижения данной цели выполним следующие задачи:

1. Познакомимся  с теоретическими представлениями об антропологических представлениях о развитии ребенка.

2. Рассмотрим  основные понятия и общие вопросы развития.

3. Познакомимся  с периодизацией возрастного развития.

4. Обратим  внимание на развитие детского  мышления.

Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы; сравнительный метод; анализ полученных данных.

 

 

 

Глава 1. Теоретические представления об антропологических представлениях о развитии ребенка

 

1.1. Основные  понятия и общие вопросы развития

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда  разумнее всего начинать и активно  вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства. Применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.

Следующее понятие психологической теории детского развития — движущие силы развития. Под ним понимаются потребности  самого ребенка, его мотивация, а  также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые  ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для  развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют  собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее3.

Процесс индивидуального развития каждого  ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между  ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка. От них зависят его индивидуальные особенности,  использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Одни  и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

Еще одно теоретическое понятие, связанное  с психологическим развитием,—  факторы развития. Это — совокупность методов и средств обучения, организация  и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей (все то же можно сказать о воспитании). Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития  ребенка.

Особую  роль в понимании законов возрастного  развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. Ведущим называется такой  вид деятельности ребенка, который  определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов, а  ведущим типом общения называется такой, в рамках которого лучше всего  и быстрее всего формируются  и закрепляются основные положительные  черты личности. С возрастом ведущие  виды деятельности и общения ребенка  меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

С представлениями  о психологическом развитии детей  также связано понятие возраста. Под ним понимается качественно  своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся  присущими только ему особенностями. В психологии сложилось два представления  о возрасте: физический возраст и  психологический возраст. Первый характеризует  время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с  момента его рождения, а второй указывает на достигнутый к этому  времени уровень психологического развития. Пятилетний по физическому  возрасту ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи- или восьмилетний. Может быть и наоборот: дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

Переходы  из одного возраста в другой могут  происходить незаметно как для  самого ребенка, так и для окружающих его людей. Эти переходы связаны  с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обычно сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признаками. В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно — возрастным кризисом. Он обычно свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст4.

Физическое  развитие ребенка, совершенствование  его познавательных процессов, личности и поведения нельзя рассматривать  как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования.

Развитие  детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Когда  мы говорим о ведущей деятельности или о ведущем виде общения, об их значении для развития ребенка  в тот или иной период его жизни, то это не означает, что только данные виды общения и деятельности фактически ведут за собой развитие. Правильнее было бы говорить о системе взаимосвязанных  видов ведущих деятельностей  и форм общения. Если расположить  различные виды деятельности и общения  детей по группам в той последовательности, в которой они чаще всего становятся ведущими в процессе возрастного  развития детей, то получится следующий  ряд:

1. Эмоционально-непосредственное  общение—общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2. Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.

3. Сюжетно-ролевая  игра—сочетание игровой деятельности  с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.

4. Учебно-познавательная  деятельность — сочетание учебной  деятельности и межличностного  общения, доминирующее в младшем  школьном возрасте в пределах  от шести-семи до десяти-одиннадцати  лет.

5. Профессионально-личностное  общение — сочетание общения  на личные темы и совместной  групповой деятельности по интересам,  служащее средством подготовки  детей к будущей профессиональной  работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати  лет.

6. Морально-личностное  общение — общение на интимно-личностные  темы в старшем школьном возрасте, от четырнадцати-пятнадцати до  шестнадцати-семнадцати лет5.

Заметим, что утверждение подобной возрастной последовательности смены ведущих  видов деятельности и общения  не означает, что при переходе ребенка  на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью  исчезают и на смену им приходят совершенно новые. Это означает лишь то, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения  добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка  каждого вида деятельности и общения. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, так что меняется их иерархия в качестве ведущих. Процесс, о котором идет речь, имеет системный характер.

Особое  значение для познавательного, личностного  и поведенческого развития детей  на протяжении всего детства имеют  их игры.

Начинаются  игры довольно рано, с младенческого  возраста, и не прекращаются вплоть до окончания школы. За это время  существенно изменяются содержание и формы игр в соответствии с задачами возрастного развития детей. В определенные виды игр продолжают играть и взрослые, так что игра — вид деятельности, свойственный не только детям.

Предметом специального интереса со стороны психологов была и до сих пор остается сюжетно-ролевая  игра, в которой в дошкольном возрасте идет развитие всех сторон ребенка, его  физического облика, поведения, познавательных процессов и личности. В более  или менее совершенной форме  сюжетно-ролевая игра появляется к  середине дошкольного периода детства. Основу такой игры составляет роль и связанные с ней действия по ее реализации. В роли, пишет Д. Б. Эльконин, «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности», т. е. социально-психологический потенциал развития ребенка6.

Информация о работе Антропологические предсавления о развитии ребенка