Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:57, дипломная работа
Актуальность настоящей работы состоит в том, что, большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие основных психических процессов на уроках в начальной школе 7
1.2. Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов 15
1.3. Учебно-исследовательская деятельность школьника. Структура и задачи 18
II. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ 22
2.1. Основные методы обучения математике в школе 22
2.2. Математика как учебный предмет в начальной школе 26
2.3. Сравнение учебных программ по математике в начальной школе 29
III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 40
3.1. Методы исследования 40
3.1.1. Диагностика познавательных процессов младших школьников 47
3.2. Поисковая деятельность учащихся на уроках математики при работе с уравнениями 54
3.3. Результаты и их обсуждение 61
ВЫВОДЫ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
подготовительного этапа уже в 1_м
классе, когда дети, действуя с предме&
тами, решают такие «задачи» (см.
Л.Г. Петерсон «Математика 1», ч. 1,
урок 15):
Затем учащиеся переходят к дейст
виям над числами и выполняют зада
ния, связанные с нахождением неиз
вестного числа в окошке (см. «Матема
тика 1», ч. 1, урок 20), например:
Дети находят число либо подбором,
либо на основе знаний состава числа.
На данном этапе учителю необходимо
включать в устные упражнения
следующие задания:
– Сколько надо вычесть из 3, чтобы по&
лучилось 2?
– Сколько надо прибавить к 2, чтобы по&
лучилось 4?
На втором этапе учащиеся знако&
мятся с понятиями «уравнение» и «ко&
рень уравнения» (термин «корень»
вводится в речевую практику, но вни&
мание на нем не акцентируется) (см.
«Математика 1», ч. 3, урок 11).
В течение восьми уроков дети учат&
ся решать уравнения с неизвестным
слагаемым, уменьшаемым, вычитае&
мым. Названия компонентов арифме&
тических действий были введены в ре&
чевую практику учащихся и использо&
вались для чтения равенств и выраже&
ний, пока правило нахождения неиз&
вестного компонента в уравнениях де&
тьми не заучивается. Уравнения ре&
шаются на основе взаимосвязи между
частью и целым. При изучении данной
темы дети должны научиться нахо&
дить в уравнениях компоненты, соот&
ветствующие целому (сумма, умень&
шаемое), и компоненты, соответствую&
щие его частям (слагаемое, вычитае&
мое, разность). При решении уравне&
ний детям нужно будет вспомнить
лишь два известных правила:
– Целое равно сумме частей.
– Чтобы найти часть, надо из целого
вычесть другую часть.
Эту работу облегчает графическое
обозначение части ____ и целого , а
также понимание того, что целое – это
большее число.
Для того чтобы облегчить работу
над формированием навыка решения
уравнения, я провожу в классе следу&
ющую работу.
1. Составление и решение уравнений по
схеме.
2. Составление и решение уравнений
с помощью модели числа.
– Решите уравнение:
3.Замените модели числами:
4.Уравнения с буквами.
– Как из волка получить вола?
5Составление и решение уравнений с
помощью числового луча.
5. Решение уравнений с линиями.
Детям и самим нравится составлять
такие уравнения. Поэтому учитель мо&
жет давать задание по составлению
уравнений на дом. На следующем уро&
ке ребята сами или с помощью учите&
ля выбирают лучшие работы и реша&
ют их (дети выполняют эти творческие
задания на альбомных листах).
К концу изучения четвертой части
учебника «Математика 1» дети учатся
комментировать уравнения через ком&
поненты действий. Работа строится
следующим образом:
1) читаю уравнение;
2) нахожу известные и неизвестные
компоненты (часть и целое);
3) применяю правило (по нахожде&
нию части или целого);
4) нахожу, чему равен Х;
5) комментирую через компоненты
действий.
Во 2_м классе дети выходят на но&
вый этап решения уравнений вида:
а .Х = в; а : Х = в; Х : а = в
(см. «Математика 2», ч. 2, урок 1).
Уравнения этого вида решаются на ос&
нове взаимосвязи между площадью
прямоугольника и его сторонами. По&
этому изменяется и графическое обо&
значение компонентов уравнения: –
площадь прямоугольника, а ____ – его
стороны. Здесь важно понять то, что
обучение решению и комментирова&
нию уравнений ведется по определен&
ной схеме:
19й этап. Решение с одновременным
комментированием правил нахожде&
ния площади прямоугольника и его сто&
рон. Например, Х : 2 = 5 (Х – площадь
прямоугольника, 2 и 5 – его стороны).
Х = 2 .5 (чтобы найти площадь пря&
моугольника, надо перемножить его
стороны)
Х = 10
29й этап. Решение уравнений с
комментированием (через площадь
прямоугольника и его стороны).
Комментирование через компонен&
ты действий после решения уравнения
(к концу 2&го класса).
Для отработки навыков решения
уравнений на умножение и деление
можно использовать следующие уп&
ражнения.
1. Выполни проверку и найди ошибку.
Х : 2 = 4
Х = 4 : 2
Х = 2
Дети решают: 2 : 2 = 4
1 „4
2. Проанализируй решение уравнения и
найди ошибку.
Х .3 = 9
Х = 3 .9
Х = 27
(Ошибки:
1) 9 – это площадь, а не целое, ее надо
обозначить прямоугольником;
2) Х – это сторона, надо площадь разде&
лить на другую сторону.)
3. Составь уравнения с числами 3, Х, 12
и реши их.
Дети составляют: 12 : Х = 3; 3 .Х = 12
и т.п.
4. Из данных уравнений реши те, кото&
рые решаются делением.
Х .2 = 6; Х : 4 = 16; 12 : Х = 4.
5. Рассмотри решение уравнений и
вставь соответствующий знак в запись
уравнения.
Х ? 6 = 24
Х = 24 : 6
6. Составь и реши уравнение:
– Какое число надо умножить на пять,
чтобы получилось 25?
7. Реши:
Х .3 = 15; Х : 4 = 5; 16 : Х = 2
– Какое уравнение лишнее? Объясни
свой выбор.
(Дети объясняют:
первое уравнение – Х равен нечетному
числу,
второе уравнение – Х находим умноже&
нием,
третье уравнение – неизвестен второй
компонент и т.п.)
В 3_м классе учащиеся знакомятся
с решением составных уравнений. Ре&
шение таких уравнений строится на
качественном анализе выражения,
стоящего в левой части уравнения: ка&
кие действия указаны в выра&
жении, какое действие выпол&
няется последним, как читается за&
пись этого выражения, какому компо&
ненту этого действия принадлежит не&
известное число и т.п. К этому времени
учащиеся должны твердо овладеть
следующими умениями:
– решение простых уравнений,
– анализ решений уравнений по
компонентам действий,
– чтение записи выражений в два&
три действия,
– порядок выполнения действий в
выражениях со скобками и без них.
На данном этапе дети должны пони&
мать, что в записи уравнений в качестве
неизвестного числа могут использо&
ваться различные буквы латинского ал&
фавита, например: К + 4 = 3; Р – 3 = 8;
Z : 6 = 7 и т.п.
Запись решения уравнений сопро&
вождается словесным описанием вы&
полняемых действий. Для выработки
правильной математической речи и
навыков решения первых уравнений
данного вида необходимо использо&
вать таблицы с образцами решений.
Но так как дети уже с 1&го класса зна&
комы с записью различных алгорит&
мов, то можно использовать только ал&
горитм решения уравнений, по кото&
рому дети и анализируют уравнения.
При решении таких уравнений учи&
тель должен уделять особое внима_
ние проверке. Так как в старших
классах бывает трудно сделать про&
верку к некоторым уравнениям, сле&
дует уже в начальной школе сформи&
ровать у детей умение выполнять ее –
сначала письменно, а затем уже и уст&
но. Ведь приучать детей к самоконт&
ролю необходимо с первого класса.
Порой учитель может видеть, как де&
ти бездумно подставляют вместо не&
известного числа его значение и толь&
ко переписывают ответ (не выполняя
саму проверку). Чтобы проверка вы&
полнялась детьми при самостоятель&
ной работе, необходимо «заставить»
каждого ребенка сделать ее (т.е. пора&
ботать над ней). Здесь мало написать
промежуточные ответы. Я предлагаю
детям «поиграть» с промежуточными
ответами в проверке. Вот некоторые
виды такой работы.
– Реши уравнение с проверкой:
35 : ( 15 – у : 8 ) = 5.
Дети решают: 35 : (15 – у : 8 ) = 5
15 – у : 8 = 35 : 5
15 – у : 8 = 7
у : 8 = 15 – 7
у : 8 = 8
у = 8 .8
у = 64
_________________
35 : (15 – 64 : 8) = 5
– Выпиши все ответы в действиях про&
верки.
Дети выписывают: 5, 7, 8.
Далее учитель может использовать
любой вид работы, исходя из дальней&
шего плана урока. Например:
1. Составь все трехзначные числа с эти&
ми цифрами.
(578, 587, 785, 758, 857, 875)
2. Найди лишнее число из указанных.
(8 – четное, а остальные – нет.)
3. Чем похожи эти числа?
(Все числа однозначные; при записи
каждого числа словами используем мягкий
знак.)
4. Соотнеси номер действия с ответом в
этом действии в выражении проверки и уз&
най таким образом название геометричес&
кой фигуры.
1&е действие: 49, 7, 8.
Л О К
2&е действие: 8, 6, 7.
С Т У
3&е действие: 6, 5, 15.
Р Б А
(Дети решают: 1&е действие: ответ 8 – К,
2&е действие : ответ 7 – У,
3&е действие: ответ 5 – Б. Слово: КУБ.)
5. Расставь знаки так, чтобы правая за&
пись равнялась левой.
8 7 5 = 5 ((8 – 7 ) .5 = 5)
Данная форма работы не только по&
могает учителю развивать логическое
мышление у детей, но иногда служит
«мостиком» к следующему этапу уро&
ка. Учитель может давать учащимся
творческое задание на дом (по приду&
мыванию различных закономерностей
с промежуточными ответами в про&
верке), а на следующем уроке либо
проверять их, либо работать над ними
при устном счете
II. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ
2.1. Основные методы обучения математике в школе
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [13].
Основные группы методов. Из них следует выделить три основные группы методов обучения [14]: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (табл.2.1.,2.2.,2.3.).
Таблица 2.1.
1 группа методов
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности |
По логике передачи и восприятия информации |
По степени самостоятельности мышления |
По степени управления учебной работой |
Словесные |
Индуктивные |
Репродуктивные |
Под руководством преподавателя |
Наглядные |
Дедуктивные |
Проблемно-поисковые |
Самостоятельная работа обучаемых |
Практические |
Таблица 2.2.
2 группа методов
Методы стимулирования интереса к учению |
Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр |
Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий |
Предъявления требований |
Создание эмоционально- Организационно-деятельностные игры |
Поощрения и наказания |
Таблица 2.3.
3 группа методов
Методы устного контроля и самоконтроля |
Методы письменного контроля и самоконтроля |
Методы практического контроля и самоконтроля |
Индивидуальный опрос |
Письменные контрольные работы |
Машинный контроль |
Фронтальный опрос |
Письменные зачеты |
Контрольно-лабораторный контроль |
Устные зачеты |
Письменные экзамены |
|
Устные экзамены |
Письменные работы |
Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Словесные методы обучения
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений [19].
Информация о работе Активизация познавательной деятельности младших школьников при решении уравнений