Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 23:13, лекция
Джон Локк родился в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г. Реформация была направлена против засилья католической церкви, которая всей своей идеологической мощью сопротивлялась естественно-историческому прогрессу: защищала исчерпавший себя абсолютизм и не давала ходу идущей ему на смену более совершенной форме общественного устройства - демократии. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в рядах армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель (1599-1658).
Аксиома 6
На завтрак и
ужин очень полезно давать детям молоко,
молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый
ряд блюд, которые принято готовить в Англии;
нужно только заботиться о том, чтобы все
эти блюда были просты, без обильных примесей
и очень мало приправлены сахаром, а ещё
лучше совсем без него. Особенно же тщательно
следует избегать всяких пряностей и других
вещей, которые могут горячить кровь. Следует
также умеренно солить их пищу и не приучать
их к сильно приправленным блюдам. Наш
орган вкуса именно благодаря привычке
получает пристрастие к приправам и ко
всяком изысканной пище; а чрезмерное
употребление соли не только вызывает
жажду и заставляет пить больше, чем следует,
но и в других отношениях вредно действует
на тело. Я думаю, что ломоть хорошо замешанного
и хорошо пропечённого полубелого хлеба,
иногда с маслом или сыром, а иногда и без
того, мог бы часто быть лучшим завтраком
для моего юного джентльмена. Я уверен,
что этот здоровый завтрак сделает его
столь же сильным человеком, как и более
тонкие блюда; да если приучить его к такому
завтраку, он и нравиться ему будет не
меньше. Если мальчик просит дать ему есть
не в установленное время, не давайте ему
ничего другого, кроме сухого хлеба. Если
он голоден, а не капризничает только,
он удовлетворится одним хлебом; если
же он не голоден, то ему вовсе не следует
есть. Этим вы достигнете двух хороших
результатов. Во-первых, привычка заставит
его полюбить хлеб, ибо, как я сказал, наш
вкус и желудок находят удовольствие в
том, к чему мы их приучили. Другая польза,
достигаемая этим, заключается в том, что
вы не приучите его есть больше и чаще,
чем требует природа. Я не думаю, что все
люди обладают одинаковым аппетитом: у
одних желудки от природы крепче, у других
слабее. Но я думаю, что многие люди становятся
гурманами и обжорами в силу привычки,
не будучи таковыми от природы; и я вижу
в разных странах, что люди, которые едят
только два раза в день, так же сильны и
бодры, как те, которые постоянным упражнением
приучили свои желудки напоминать о себе
четыре или пять раз. Римляне ничего не
ели до ужина; это была единственная настоящая
еда даже у тех, которые ели более одного
раза в день, и те, кто имел привычку завтракать
- одни в восемь часов, другие в девять,
третьи в двенадцать и несколько позже,-
никогда не ели мяса и не заставляли для
себя готовить что-либо другое. Август,
будучи уже величайшим монархом на земле,
рассказывает нам, что он брал с собою
в экипаж кусок хлеба. А Сенека, сообщая
в своём 83-м письме, какой режим он установил
для себя, уже будучи стариком, когда возраст
допускал послабления, говорит, что он
имел привычку съедать за обедом один
лишь кусок сухого хлеба и даже не садился
за стол, хотя его состояние позволяло
бы ему (если бы этого требовало его здоровье)
тратиться не на худший обед, чем любой
обед, принятый в Англии, и притом даже
в два раза больший. Повелители мира росли
на этой скудной пище; и молодые джентльмены
в Риме не чувствовали недостатка силы,
физической или духовной, из-за того, что
они ели лишь один раз в день. Если же случалось,
что кто-либо не был в состоянии поститься
до ужина, который был единственной установленной
едой, то он брал только кусок сухого хлеба
или - самое большое - несколько изюминок,
чтобы заморить червячка.
Это правило
умеренности считалось
Аксиома 7
Что касается времени
еды, то я считал бы самым лучшим,
насколько это возможно без каких-либо
неудобств, не приурочивать еды к
какому-либо определённому часу: ибо,
если еда, по установившейся привычке,
будет приурочиваться к определённым
промежуткам времени, желудок ребёнка
будет требовать пищи к привычному часу
и будет испытывать раздражение, если
этот час пропущен; в результате - или раздражение
приведёт к вредному излишеству, или же
желудок ослабеет до потери аппетита.
Поэтому я бы не устанавливал раз навсегда
одного определённого времени для завтрака,
обеда и ужина, а скорее менял бы часы почти
каждый день. Если же в промежутках между
тем, что я называю установленной едой
(meals), ребёнок захочет есть, то давайте
ему, всякий раз, когда он попросит, хороший
кусок сухого хлеба. Если кто-либо счёл
бы такой режим питания слишком суровым
и скудным для ребёнка, то пусть он знает,
что ребёнок никогда не будет голодать
или чахнуть от недостатка пищи, если он,
кроме мяса к обеду и похлёбки или чего-либо
в этом роде к ужину, будет ещё получать
хороший кусок хлеба и пиво всякий раз,
когда он захочет есть: такой режим я, по
зрелом размышлении, считаю наилучшим
для детей. Утро обыкновенно предназначается
для учения, к которому полный желудок
является плохой подготовкой. Сухой хлеб,
будучи самой лучшей пищей, в то же время
создаёт меньше всего соблазна; и кто заботливо
относится к физическому и духовному развитию
ребёнка и не желает из него сделать тупого
и нездорового человека, не станет его
пичкать за завтраком. И пусть не думают,
что такой режим не подходит для человека
с состоянием и высокого положения. Джентльмен
должен воспитываться так, чтобы во все
времена быть в состоянии носить оружие
и стать солдатом. А кто в наше время так
воспитывает своего сына, как будто предназначает
его к тому, чтобы проспать всю жизнь в
изобилии и довольстве крупного богатства,
которое он собирается ему оставить, тот
мало принимает в соображение примеры,
которые он видел, и время, в которое он
живёт. (с. 80).
Аксиома 8
Из всего того, что
похоже на баловство и изнеженность, ничего
другого нельзя разрешать детям с большей
снисходительностью, чем сон. Только в
этом нужно полностью удовлетворять их
желание: ничто в такой мере не способствует
росту и здоровью детей, как сон. Всё, что
нужно здесь регулировать, сводится к
вопросу, какое время должно отводиться
детскому сну. Этот вопрос легко разрешается,
если мы только скажем, что очень полезно
приучать детей вставать рано утром. Это
самое лучшее с точки зрения здоровья;
и тот, для которого встать рано, благодаря
укоренившейся привычке, сделалось лёгким
и привычным делом с самого детства, не
станет, уже будучи взрослым, тратить лучшую
и полезнейшую часть своей жизни в ленивой
дремоте, валяясь в постели. Если, поэтому,
будить детей надо рано утром, то отсюда
следует, конечно, что они должны ложиться
спать рано; тем самым они приучаются избегать
нездоровой и вредной гульбы в вечерние
часы; тот, кто соблюдает установленные
часы сна, редко позволит себе большие
отступления от нормального образа жизни.
(с. 83).
Аксиома 9
Постель ребёнка
должна быть жёсткой, и стёганое одеяло
лучше перины; жёсткое ложе укрепляет
члены, в то время как зарывание
каждую ночь в перины изнеживает и
расслабляет тело и часто является
причиной слабости и предтечей ранней
могилы. В значительной мере спаньем на
перине вызываются, помимо каменной болезни,
которая часто возникает от тёплого укутывания
поясницы, некоторые другие заболевания,
а также та нежная и слабая конституция,
которая является корнем всех болезней.
Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком
ложе, не будет страдать бессонницей во
время своих путешествий (когда сон особенно
необходим) из-за отсутствия привычной
мягкой постели или из-за того, что подушки
положены не в том порядке. Мне думается
поэтому, что постель ребёнка следует
устраивать различным образом, так, чтобы
его голова лежала иногда выше, иногда
ниже и чтобы он мог стать нечувствительным
ко всяким маленьким переменам, с которыми
наверное будет сталкиваться всякий, кому
не предназначено всю жизнь спать в удобной
домашней постели и всегда иметь около
себя горничную, которая бы тщательно
за всем смотрела и тепло его укутывала.
Сон - великое укрепляющее средство, данное
природой. Тот, кто лишается его, очень
страдает от этого; и очень несчастен тот
человек, который может принимать это
лекарство только из позолоченного кубка
своей матери, а не из деревянной чашки.
Тот, кто может спать крепко, принимает
это лекарство, и совершенно неважно спит
ли он на мягкой постели или на жёстких
досках. Единственное, что необходимо
- это сон сам по себе. (с. 84).
Аксиома 10
Если у людей
бывает досуг для еды, то у них
должно найтись и время, чтобы
поухаживать за мадам Клоациной
в той мере в какой это необходимо
для нашей настоящей цели; иначе
- ввиду разнообразия человеческих
дел и всяких случайностей - было бы невозможно
приурочивать это действие к какому-либо
определённому часу, и привычка тем самым
была бы нарушена. Так как редко случается,
чтобы здоровые люди не ели хотя бы раз
в день. пусть даже меняя час еды, то привычка
может быть сохранена.
На основании
этих соображений стали производить
опыты, и я не знаю человека, который,
неуклонно проводя подобные опыты
и не упуская систематически ходить
в нужное место после первой еды
- в какой бы час она ни происходила
и независимо т того, есть ли позыв или
нет - и там побуждая природу исполнить
её долг, не достиг бы в течение нескольких
месяцев желанных результатов и не развил
бы у себя настолько регулярной привычки,
что ему уже редко случалось оставаться
без стула после первой еды, разве только
по собственной небрежности: был ли у него
позыв или нет, но если только он отправлялся
в нужное место и делал необходимое с своей
стороны, он может быть уверен, что природа
окажется очень послушной. (с. 86).
Аксиома 11
Как сила тела заключается
главным образом в способности
переносить лишения, точно так же
обстоит и с душой. Великий
принцип и основа всякой добродетели
и достоинства заключаются в
том, чтобы человек был способен
отказываться от своих желаний, поступать
вопреки своим наклонностям и следовать
исключительно тому, что указывает разум
как самое лучшее, хотя бы непосредственное
желание влекло его в другую сторону.
Ранний возраст.
Большая ошибка,
которую я наблюдал в деле воспитания
детей, заключается в том, что родители
редко уделяют достаточное внимание тому,
чтобы сделать душу ребёнка послушной
дисциплине и разуму и в тот наиболее подходящий
для этого период, когда юная душу наиболее
нежна и легче всего подвержена воздействию.
Родители, которым природа мудро внушила
любовь к детям, очень склонны, если разум
не контролирует этой естественной привязанности
со всей бдительностью, очень склонны
- скажу я - позволять ей переходить в слепую
влюблённость. Родители любят своих малюток,
и это их долг; но часто они любят в своих
детях также их недостатки. Нельзя - видите
ли - ни в чём перечить детям; надо во всём
предоставить их поступать по своей воле;
а так как дети в свои детские годы неспособны
к большим порокам, то родители думают,
что можно без риска проявлять снисходительность
к маленьким отступлениям от правильного
поведения, что можно забавляться их милой
шаловливостью, которая, по их родительскому
мнению, вполне подходит к этому невинному
возрасту. Но уже Солон очень хорошо ответил
одному такому нежному родителю, который
не хотел наказать ребёнка за одну северную
выходку, извиняя её тем, что это неважная
вещь: да, сказал он, но привычка важная
вещь.
...Тот, кто
не привык подчинять свои
Аксиома 12
Одежду, которой
мы прикрываем наши тела из скромности
и в целях согревания и защиты, родители
- вследствие своего безрассудства или
порочности - рекомендуют своим детям
для иного применения. Она стала предметом
тщеславия и соперничества. Ребёнку внушается
желание нового костюма ради его нарядности;
а когда маленькая девочка нарядится в
своё новое платьице и в новую шапочку,
может ли её мамаша, называющая дочку своей
королевой, своей принцессой, не научить
её - самое меньшее - любоваться собой?
Таким путём маленькие дети приучаются
гордиться своим платьем ещё раньше, чем
научились сами надевать его. А если родители
их этому научили в столь раннем возрасте,
то почему же им не продолжать в дальнейшем
ценить себя за внешнее изящество изделий
портного или модистки? (с. 90).
Аксиома 13
Мне кажется ясным,
что основа всякой добродетели и всякого
превосходства заключается в способности
человека отказываться от удовлетворения
своих желаний, когда разум не одобряет
их. Эту способность надо приобретать
и совершенствовать посредством привычки,
которая становится лёгкой и естественной,
если упражняться в ней с ранних лет. Поэтому,
если бы я мог рассчитывать, что меня послушают,
то я бы посоветовал - в противоположность
тому, что обычно делают - приучать детей
с самой колыбели подавлять свои желания
и не руководствоваться своими влечениями.
Первое, чему они должны научиться - это
понимать, что они получают ту или иную
вещь не потому, что она им понравилась,
а только потому, что она была признана
подходящей для них. Если бы им давали
только то, что им действительно необходимо,
и всегда отказывали бы им в том, чего они
требуют с плачем, они научились бы обходиться
без желаемого и никогда не настаивали
бы на своём с плачем и капризами; они бы
и наполовину не были столь несносными
для себя и для других, какими становятся
обычно, если их с самого начала не воспитывают,
как я предлагаю. Если никогда не допускать
исполнения их желаний только из-за выражаемого
ими нетерпения, они так же мало будут
плакать из-за отказа в чём-либо другом,
как мало плачут из-за того, что им не дают
луны с неба. (с. 92).