Защита прав и интересов налогоплательщиков при проведении налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

В странах с развитой рыночной экономикой защита прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе выступающих в качестве налогоплательщиков, обеспечивается правовыми формами, в частности путем закрепления в нормах материального и процессуального права их статуса. Потребность в защите прав граждан и юридических лиц, как правило, обусловлена разногласиями и спорами по применению законодательства, в том числе и налогового, между субъектами соответствующих правоотношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы налоговых проверок………….……………….5
Камеральные налоговые проверки…………………………………5
Выездные налоговые проверки…………………..………………..10
Иные мероприятия налогового контроля…………………………16
2. Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки или иного мероприятия налогового контроля…………………………………………………………….……………24
2.1. Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе……………………………………………………..………….24
2.2. Обжалование решения налогового органа в арбитражном суде. Анализ арбитражной практики……………………………………………….28
2.3. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении………………………………………………………………..34
3. Перспективы развития налогового контроля………………….……41
3.1. Зарубежный опыт защиты налогоплательщиков…………….…..41
3.2. Направление совершенствования налогового контроля…….….46
Заключение………………………………………………………..………51
Список использованных источников…………………………………....55
Приложения……………………………………………………………...58

Файлы: 1 файл

курсовая 5 курс. защита прав.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Самарская  гуманитарная академия» 

                  Кафедра Налогового дела, бухгалтерского учета и аудита

                  Специальность 080107 Налоги и налогообложение 
 

Курсовая  работа на тему: 

Защита  прав и интересов налогоплательщиков при проведении налогового контроля. 

  Выполнила студентка  5 курса Н151 группы
  __________________   Калашникова К.В.

   (подпись)   

  Научный руководитель
  __________________    доц. Евдокимова Н.В.

   (подпись)     

  Работа защищена «____» _________________ 2011 г.

Оценка _____________________

  Допустить к  защите

Зав. кафедрой к.э.н., доцент Сахчинская Н.С.

________________

 
 
 

Самара 2011 г.

Реферат 

    Курсовая  работа: 60 страниц, 1 таблицы, 1 приложение, 30 источников

    Защита прав и интересов налогоплательщиков, камеральная проверка, выездная проверка, налоговый контроль, арбитражная практика 

     Целью Курсовой работы является теоретическое  обоснование защиты прав и интересов налогоплательщиков при проведении налогового контроля.

     Методы  исследования: горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный и сравнительный  анализ

     Предложены  рекомендации по совершенствованию  налогового контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Теоретические основы налоговых проверок………….……………….5

    1. Камеральные налоговые проверки…………………………………5
    2. Выездные налоговые проверки…………………..………………..10
    3. Иные мероприятия налогового контроля…………………………16

          2. Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки или иного мероприятия налогового контроля…………………………………………………………….……………24

         2.1. Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе……………………………………………………..………….24

         2.2.  Обжалование решения налогового  органа в арбитражном суде. Анализ арбитражной практики……………………………………………….28

         2.3.  Обжалование постановления по делу об административном правонарушении………………………………………………………………..34

     3. Перспективы развития налогового  контроля………………….……41

     3.1. Зарубежный опыт защиты налогоплательщиков…………….…..41

     3.2. Направление совершенствования   налогового контроля…….….46

     Заключение………………………………………………………..………51

     Список  использованных источников…………………………………....55

     Приложения……………………………………………………………...58 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В странах с развитой рыночной экономикой защита прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе выступающих в качестве налогоплательщиков, обеспечивается правовыми формами, в частности путем закрепления в нормах материального и процессуального права их статуса. Потребность в защите прав граждан и юридических лиц, как правило, обусловлена разногласиями и спорами по применению законодательства, в том числе и налогового, между субъектами соответствующих правоотношений.

     В широком смысле система защиты прав налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений предполагает наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налоговых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов. 
В узком понимании речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованности требований, предъявляемых к налогоплательщику налоговыми органами. Если налогоплательщик лишен реальной возможности защитить свои права и законные интересы, налоговую систему нельзя назвать демократичной, поскольку принцип неприкосновенности и равной защищенности всех видов собственности, лежащий в основе правопорядка, в данном случае не гарантирован.

     Таким образом, актуальность темы исследования работы вызвана необходимостью защиты прав и законных интересов налогоплательщика в современных российских условиях.

     В Российской Федерации права и  законные интересы граждан защищены и гарантируются Конституцией РФ, Конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами.

     Защита  прав налогоплательщиков осуществляется всеми способами защиты гражданских  прав, основные из которых предусмотрены  ст.12 ГК РФ, а также отдельными федеральными законами, например, Законом РФ «Об  обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Так, нормы защиты гражданских прав, в частности, включают признание недействительными акта государственного (в том числе налогового) органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, причиненных налогоплательщиком, неприменение судом актов налоговых органов, противоречащих закону, и ряд других.

     Цель  работы: рассмотреть возможность защиты интересов налогоплательщиков, а также проведение налогового контроля.

     Исходя  из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

     - определить виды налогового контроля;

     - рассмотреть оформление результатов налоговой проверки;

     - рассмотреть обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки или иного мероприятия налогового контроля;

     - проанализировать арбитражную практику;

     - рассмотреть зарубежный опыт  защиты налогоплательщиков;

     - выявить перспективы развития  налогового контроля.

     Предмет исследования: права и интересы налогоплательщиков.

     Тематике  уделено внимание многих российский и зарубежных экономистов, таких как А.Н.Борисов, Бирючев О.И., Бурда М., Дадашев А.З., Матросов С.А. и др.

     Работа  состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 

     1.Теоретические основы налоговых проверок

    1. Камеральные налоговые проверки

     Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно  определить как совокупность контрольных  действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

     Согласно  ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Как видим, перечень форм налогового контроля является условно исчерпывающим. [2]

     Контрольные мероприятия затрагивают права  и свободы человека. Поэтому все  аспекты налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы  и методы финансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать, процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятий придается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными по своей природе.

     По  месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и  выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту  нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо. В статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание.

     Камеральные налоговые проверки в большинстве  налоговых органов осуществлялись по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов, разработанными, в том числе и региональными инспекциями. Рекомендации предлагали арифметическую сверку отдельных показателей представленных расчетов, взаимоувязку их с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах, проверку своевременности и правильности оформления расчетов (налоговых деклараций).

     Охват налогоплательщиков камеральными налоговыми проверками составляет почти 100 процентов, при этом камеральная проверка легче поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументарный контроль показателей налоговой отчетности.

     Объектами проверки являются в соответствии с  первым абзацем статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые  декларации и документы, предоставленные     налогоплательщиком     и     служащие     основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.[2] Необходимо заметить, что указанные документы должны быть в наличии у налоговых органов, следовательно, действия налоговых органов по проверке деятельности налогоплательщика на основании лишь сведений налоговой проверкой назвать нельзя. Они являются действиями по сбору информации и не влекут прав и обязанностей, возникающих при проведении проверки»[16, стр.34].

     В п. 2 ст. 87 НК РФ установлено, что целью  камеральной и выездной налоговых  проверок является контроль за соблюдением  налогоплательщиками, плательщиками  сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Таким образом, в соответствии с новыми правилами, введенными в действие Федеральным законом N 137-ФЗ, для всех видов налоговых проверок установлена единая цель - контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах[7,стр.112].

     В первом абзаце статьи 88 Налогового кодекса  Российской Федерации сообщается, что  камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности-налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.[2]

     Таким образом, в системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две основные функции:

  1. Контроль за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
  2. Предварительный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок[18, с. 321].

     Цели  камеральной проверки:

  • контроль соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений, и взыскание неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • подготовка необходимой информации для эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Информация о работе Защита прав и интересов налогоплательщиков при проведении налогового контроля