Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы - проследить эволюцию представлений о принципах налогообложения и рассмотреть основных учений меркантилистов, физиократов и представителей классической политической экономии, которые были основоположниками первых теоретических систем экономики.
Введение………………………………………………………………………………………………..5
Глава 1. Меркантилизм………………………………………………………………………………..6
Ж. Боден………………………………………………………………………………………...6
1.2 Т. Мен-классик зрелого меркантилизма……………………………………………………...8
1.3 Кольбертизм…………………………………………………………………………………..10
Глава 2. Физиократы………………………………………………………………………………….12
2.1 Экономические взгляды Ф. Кенэ…………………………………………………………….12
2.2 Физиократические воззрения А. Тюрго……………………………………………………..13
Глава 3. Классическая политическая школа…………………………………………………..........16
3.1 Взгляды де Сисмонди………………………………………………………………………...16
3.2 У.Петти-«отец политической экономии»…………………………………………………...17
3.3 Учение А.Смита………………………………………………………………………………19
Глава 4. Сравнительная характеристика рассматриваемых экономических учений……………………………………………………………………………………………...….21
4.1 Основные отличия классической политической экономии от меркантилизма……………………………………………………………………………………21
4.2 Основные отличия физиократов от меркантилизма………………………………………22
4.3 Современные представления об учении трех школ…………………………………………………………………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…
На основе анализа этих экономических процессов к началу XV века сложился меркантилизм.
Меркантилизм характеризуется следующими чертами:
- макроэкономический
подход к анализу экономики:
меркантилисты искали
- предмет
исследования –
- абсолютной формой богатства признаются деньги (золото и серебро);
- накопление
богатства происходит только
в форме прибыли от торговли(
- требование
активного вмешательства
Наиболее видные представители меркантилизма – Ж. Боден (Франция), Т. Мен (Англия), Ж.Б. Кольбер (Франция).
Выдающимся экономистом XVI в. является представитель Франции Ж. Боден (1530-1597). “Финансы, нервы государства”, как он называет их, составляют в его сочинении “Шесть книг о республике” (1577) предмет систематического обзора, что сделало его первым в этом ряду. [1, стр. 9]
В труде 'Шесть книг о государстве' Жан Боден рассматривал происхождение государства, изучал его связь с правовыми нормами, классифицировал эти нормы по их происхождению. Важную часть работы составляли исследования по устройству управления как центрального, так и на местах. При этом он ссылался не только на исторические источники, но и работы Платона «Государство», Ксенофонта «Киропедия», Цицерона, Макиавелли, Мора «Утопия». [2]
«Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении. Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно новому пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву, ветви, которая, пустив корни, более способна плодоносить, чем саженец, выросший из семени»,[3, стр 144] –писал Боден. «Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье — мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него — материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве».[3, стр. 145]
Неотъемлимым свойством государства является суверенитет. «Как судно - лишь бесформенный кусок дерева , если лишить его всех форм , таких , как борт , нос корабля , корма , штурвал , так и Государство - ничто без той суверенной власти , которая скрепляет всех их членов и позволяет всем семействам и позволяет всем семействам и коллегиям стать единым телом. Если продолжить уподобление судну , то как оно может быть частично покалечено или полностью уничтожено , так и народ , хотя и со своей территорией может быть разметан по всему миру , и даже полностью истреблен; в действительности не население формирует государство , но союз народа под одной единственной суверенной властью. В общем , суверенитет - истинный фундамент , основа , на которую опирается вся структура Государства , и от нее зависят все судебные ведомства , законы и распоряжения; оно является единственным обязательством , которое связывает семейства , тела , коллегии , частные лица в единственное совершенное тело, именно которое и называется Государство». [3, стр. 147]
Суверенитет
обладает по Бодену пятью свойствами
:
1) Суверенитет един и неделим - он не может
быть разделен между королем и народом
, несколькими различными организациями,
и не может поочередно осуществляться
ими.
2) Суверенная власть постоянна - ее нельзя
передать на время или на других условиях
какому-либо лицу.
3) Суверенная власть неограниченна и надзаконна
- ни один человеческий закон не может
ограничивать суверенитет.
4) Суверенная власть подчиняется только
божественным и естественным законам
, но не религиозным догмам.
5) Суверенитет может принадлежать либо
одному человеку , либо меньшенству населения
страны , либо всем дееспособным людям.
Но ни в коем случае не допустимо посягательство
на суверенитет со стороны папского престола.[2]
Ж. Боден
в своем сочинении «Шесть книг
о республике» делает первую попытку
определения финансового
В качестве источников доходов казны он называет:[4, стр.9]
Как видно,
в источниках доходов отсутствуют
налоги. Основой хороших
Жан Боден
выделял три способа
Следующий способ - общественный договор.
Это идеальный способ. Так обычно из слабых
родов складываются могущественные королевства
и империи. Так появлялись новые государства
в расцвет Древнего Мира (в Греции и в момент
образования единого Римского государства,
а также и в других случаях), а также в средний
период Средних Веков.[2]
Наконец, третий способ - это распад крупных
государств. Он характерен для последнего
периода Древнего Мира и для средневековой
раздробленности.
По этому поводу Боден пишет. 'Но и те и
другие государства учреждаются по принуждению
сильнейших или же в результате согласия
одних людей добровольно передать в подчинение
других людей всю свою свободу целиком,
с тем, чтобы эти последние ею распоряжались,
опираясь на суверенную власть, либо безо
всяких законов, либо на основе определенных
законов и на определенных условиях.' Что
касается личных пристрастий Бодена, то
он считал лучшим государственным устройством
абсолютную монархию. Она обеспечивает
выполнение воли монарха в любом случае
кроме тех, которые противоречат естественным
или божественным_законам.[2]
Ограниченная монархия или аристократия
приводят к тому , что суверенитет более
не сосредотачивается в одном лице. В результате
работа такого государства будет менее
эффективна. Аристократия подвержена
постоянным раздорам партий и борьбе честолюбий
, она не сможет справиться с мятежами
, если их поднимет народ , отстраненный
от власти.
Труд 'Шесть книг о Государстве' стал одним из величайшихзпамятников философской и социально-политической мысли эпохи Возрождения. При этом было бы ошибочным считать, что теперь этот памятник потерял для нас научное значение. Как ни странно, но более, чем за четыре века концепция суверенитета почти не изменилась. До сих пор человечество не сумело придумать ничего принципиально нового в этой области. Попытки создания государств, противоречащих принципам, провозглашенным Боденом, привели к неудаче. Капиталистическая система проявила свою живучесть, ведь нельзя забывать, что 80 лет назад она находилась на грани катастрофы. [2]
Таким
образом, меркантилисты в лице Бодена
сделали первую попытку определения
финансового хозяйства, как хозяйства,
состоящего из государственных доходов
и расходов. В то же время классификация
доходов по Бодену позволяет говорить,
что экономическая и финансовая науки
в эпоху меркантилизма делают только первые
шаги. [1, стр.10]
Главный
теоретик позднего меркантилизма в
Англии — Томас Мен (1571—1641). Он был
членом, правления Ост-Индской компании
и правительственного торгового комитета.
В 1664 г. была издана его книга “Богатство
Англии во внешней торговле, или баланс
нашей внешней торговли как регулятор
нашего богатства”. В книге Мена "Богатство
Англии во внешней торговле или баланс
нашей внешней торговли, как принцип нашего
богатства"(1664г.) наиболее точно и сжато
изложена суть меркантилизма. Автор видит
богатство в денежном выражении – в золоте
и серебре. Страна должна обогащаться
путем торговли, обеспечивая превышение
вывоза товаров над их ввезением. Ниже
излагаются основные положения этой книги,
в которой с позиций меркантилизма обосновывается
внутренняя и внешняя экономическая политика
государства.
Во второй главе книги речь идет о способе обогащения и увеличения количества денег в стране. Вот что писал Томас Мен: «Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них. Предположим, что наше королевство обильно снабжено сукном, свинцом, оловом, железом, рыбой и другими отечественными товарами, избыток которых мы ежегодно вывозим за границу на сумму 2 200 000 фунтов; и в то же время мы покупаем за границей и ввозим к себе иностранных товаров для собственного потребления на 2 000 000 фунтов. При соблюдении этого правила в нашей торговле мы можем быть уверенными, что королевство будет обогащаться ежегодно на 200 000 фунтов, которые будут ввозиться к нам в виде денег, так как та часть наших товаров, за которую мы не получим в обмен товары же, будет по необходимости ввезена в, виде денег.
В этом
случае деньги переходят в сокровище
королевства. Предположим, что кто-нибудь
имеет тысячу фунтов дохода в год
и две тысячи фунтов в виде денег
в кассе. Если такой человек будет тратить
ежегодно 1500 фунтов, то весь его запас
денег израсходуется в четыре года, но
в такой же срок его запас удвоится, если
он будет экономно расходовать только
500 фунтов в год. Это также верно и относительно
государства в целом...» [5,
стр. 153]
В третьей главе приводятся пути и средства увеличения товаров и уменьшения потребления иностранных товаров. Масса товаров страны, в обмен на которые она снабжается иностранными товарами, делится на естественные и искусственные. Естественное богатство представляет собой лишь то, что можно уделить сверх необходимого для собственного потребления и вывезти за границу. Искусственное богатство состоит из продуктов промышленности страны и зависит также от торговли иностранными товарами.
Мен считал,
что государство богато от природы,
и все его богатство можно
ещё увеличить, обрабатывая обширные
пустоши, под такие культуры которые
бы помогли избавиться от ввоза
таких товаров, которые привозятся
из-за границы.
Также он считал необходимым уменьшить ввоз. «Если мы откажемся от чрезмерного потребления иностранных товаров в нашем питании и одежде, что при частой смене моды только увеличивает расточительность и расходы, каковые пороки в настоящее время распространены среди нас больше, чем в прежние времена. Эти недостатки легко можно исправить введением таких законов, какие практикуются в других странах против подобных излишеств, где существование приказов о потреблении товаров собственного производства препятствует ввозу иностранных без каких бы то ни было запрещений или оскорблений для иностранцев в их взаимных торговых отношениях.»[5, стр. 176]
При
вывозе нужно учитывать как, товары
предоставляемые оттуда, дают гораздо
больше выгоды для страны. Не лишним, по
мнению Мена, было бы вывозить деньги из
страны, так как если это делается только
в целях торговли, то это может увеличить
богатство. Мен был против слишком больших
пошлин на отечественные товары «чтобы
не удорожать их слишком для иностранцев
и не препятствовать этим их продаже».
[5, стр. 183]
И, наконец,
государство должно стараться изготовить
как можно больше собственных товаров.
«А так как людей, живущих ремеслами, гораздо
больше, чем тех, кто добывает плоды земли,
то мы должны старательнее всего поддерживать
те усилия множества, в которых заключается
наибольшая сила и богатство и короля
и королевства, так как там, где население
многочисленно и ремесла процветают, там
торговля должна быть обширной и страна
богатой...» [5, стр.183]
Во Франции меркантилизм получил широкое применение во второй половине XVII в. при министре Людовика XIV Кольбере. Внедренная им система мер получила название «кольбертизм». [6]