Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

На основании этого целью данной работы является - анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации;
- проанализировать действующую налоговую систему в Российской Федерации, выявить недостатки и проблемы, и предложить пути их решения

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………..5
1.1Законодательство о налогах и сборах…………………………………..6
1.2Налоги и сборы……………………………………………………………7
1.3Плательщики налогов и сборов………………………………...............13
1.4Налоговые администрации……………………………………...............17
2.Характеристика и анализ поступлений основных налогов и сборов в бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2013 года……………………………………………………………………………..23
3.Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения…33
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговая система РФ.docx

— 97.01 Кб (Скачать)

Можно выделить несколько общих принципов уклонения от налогов:    - принцип «двойной» бухгалтерии - специальное занижение в одних документах результатов деятельности для представления государственным органам, а в других отражение фактического состояния дел; 

- принцип непрозрачности: создание множества сложных схем  уклонения от налогов для затруднения  возможности отслеживать движение  объекта налогообложения;

- принцип коррумпированности: использование должностных лиц  налоговых органов и органов  государственной власти в собственных  целях;

- принцип общей согласованности  действий: наличие неформальных  правил уклонения от налогов, на основании которых действуют  уклоняющиеся от налогов налогоплательщики.

Динамика налоговой преступности характеризуется ростом преступлений, связанных с полным сокрытием финансово-хозяйственной деятельности от налогового контроля, что составляет четверть всех способов уклонения от уплаты налогов, выявляемых налоговыми органами. Второе место занимают специфические способы уклонения от уплаты подоходного налога. Они составляют примерно пятую часть от общего числа налоговых правонарушений. На третьем месте– занижение выручки.

Причины уклонения от уплаты налогов:

- несовершенство налогового  законодательства;

- несовершенство контроля  со стороны налоговых и других  государственных органов;

- нестабильное финансовое  положение налогоплательщика;

- недостаточность средств  у предприятий для осуществления  эффективной хозяйственно-экономической  деятельности.

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают экономическую угрозу для безопасности государства. По данным ФНС России из 3,4 млн зарегистрированных в РФ юридических лиц более 0,5 млн не предоставляют налоговую отчетность, либо предоставляют "нулевой" баланс. По различным оценкам, государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся платежей.

Учитывая все негативные факторы такого явления, как уклонение от уплаты налогов, необходимо разрабатывать и применять на практике меры по предотвращению совершения налоговых правонарушений и преступлений.

Большинство принимаемых мер по борьбе с неуплатой налогов характеризуются тем, что они направлены не на причины, порождающие неуплату, а на воздействие и наказание тех налогоплательщиков, которые уже совершили правонарушение. В связи с этим особое внимание следует уделить методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов. К таким методам можно отнести средства политического характера, заключающиеся в использовании налогов только в финансовых, а не в политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и др. Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением.

Исходя из этого можно  определить несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

- совершенствование законодательной  и нормативной базы, дающее возможность  закрыть «лазейки», используемые  для уклонения от уплаты налогов; 

- ужесточение санкций  против нарушителей налогового  законодательства;

- формирование современного  комплекса организационных и правовых

мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения.

На современном этапе Россия сотрудничает с рядом европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Формирование надежной системы противодействия уклонению от уплаты налогов предполагает осуществление ряда мер:

- обмен информацией между  странами (наряду с передачей  информации 

по запросу возможна передача информации без запроса, чтобы помочь компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос);

- обязанность идентификации (идентификация партнеров, клиентов  и 

иных участников сделки);

-  установление истины (дополнительная проверка операций, вызывающих подозрение, силами служб  внутреннего контроля);

- создание системы внутреннего  контроля и подготовки сотрудников  кредитных организаций.

2. Недостаточный налоговый  контроль

В России налоговый контроль в сфере подоходного налогообложения ограничивается проверкой только тех лиц, которые представляют отчетность о своих доходах, в отличие от развитых стран, где система контроля в сфере подоходного налогообложения ориентирована на выявление доходов, «не заявленных» налогоплательщиками – т.е., не учтенных в зарплатных ведомостях предприятий и не указанных в налоговых декларациях граждан. При этом особое внимание уделяется гражданам, вообще не подающим налоговые декларации.

Кроме этого, в настоящее время упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

Для решения этой проблемы следует ужесточить налоговый контроль, производить проверки всех налогоплательщиков, а не только мелких и средних. Особое внимание следует уделять тем налогоплательщикам, которые сдают «нулевой» баланс.

3. Сложность налогового  законодательства

Налоговый кодекс РФ слишком объемен и труден для применения, и это существенно осложняет и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их запутанность и противоречивость затрудняют их изучение налогоплательщиком, что ведет за собой неизбежные ошибки при исчислении налогов. Это, в свою очередь, открывает неограниченные возможности для извращения сути налоговой политики и субъективного толкования законодательства.

Также наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу налоговых служб.

С целью повышения налоговой грамотности населения следует увеличить количество семинаров для налогоплательщиков, которые на постоянной основе проводят налоговые инспекции (на подобных информационных мероприятиях юридические и физические лица могут задавать свои вопросы по налогообложению и получать индивидуальные консультации специалистов налоговых органов).

Также следует упростить налоговое законодательство  путем сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей; следует четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать частым изменениям.

4. Нестабильность налогового  законодательства

          Значительна и проблема нестабильности  налогового законодательства. Налоговый  кодекс несовершенен, в него постоянно  требуется внесение изменений  и дополнений. Ликвидация же ранее  предусмотренных налоговых льгот, а также внесение поправок  и изменений, имеющих обратную  силу, являются дополнительным риском  для инвесторов. 
Государство  должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение  значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в  несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях,  налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже  свершившимся фактом.  
5. Неудовлетворительные результаты работы налоговых администрации

Несмотря на многочисленный аппарат налоговой администрации, результаты его работы оставляют желать лучшего. Иногда из-за недостаточной подготовки кадров в этих органах, неумения грамотно провести проверку, ревизию многим юридическим и физическим лицам легко удается уйти от ответственности за сокрытие налогов.

Для решения данной проблемы наряду с упрощением законодательства о налогах и сборах следует повысить качество подготовки кадров, увеличить ответственность должностных лиц в сфере налогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Действующая налоговая система России состоит из четырех элементов. Первым из которых является законодательство о налогах и сборах, которое регулирует отношения возникающие при установлении и взимании налогов, при налоговом контроле. Налоговое законодательство представлено Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Налоговым кодексом.

Второй элемент – налоги и сборы. Налог – это обязательный, безвозмездные  платеж взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоги выполняют несколько функций, главной из которых является фискальная (формирование финансовых ресурсов государства), она присутствует во всех налогах в налоговой системе.

В настоящее время существует 13 налогов, которые в зависимости от территориального уровня подразделяются на 3 вида: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, региональные налоги обязательны к уплате на территории субъектов РФ, местные налоги - на территориях соответствующих муниципальных образований.

Современная налоговая система допускает установление специальных налоговых режимов, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Третьим элементом налоговой системы являются налогоплательщики в лице физических и юридических лиц. Налогоплательщики имеют права и несут обязанности, которые устанавливаются налоговым кодексом РФ.

Четвертый элемент – налоговые администрации, которые представлены налоговыми, финансовыми, таможенными органами и органами внутренних дел. Налоговые администрации решают задачи  по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщиков.

По данным ФНС России в январе-октябре 2013 года поступило налогов на 9381,7млрд. рублей. Из них федеральные налоги и сборы на сумму 8256,0 млрд. рублей (88,0% от общей суммы налоговых доходов), региональные - 655,6 млрд. рублей (7,0%), местные - 154,8 млрд. рублей (1,7%), налоги со специальным налоговым режимом - 311,7 млрд. рублей (3,3%).

Основную часть доходов консолидированного бюджета в январе-октябре 2013г. составили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 22,6%, налога на доходы физических лиц - 20,6%, налога на прибыль организаций - 18,8%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,5%.

По сравнению с периодом январь-октябрь 2012 года уменьшилось поступление налога на прибыль организаций на 13,3%; увеличилось поступление налога на доходы физических лиц на 10%, налога на добычу полезных ископаемых на 3,7%; увеличились поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ на 21,2%.

В тоже время Федеральная налоговая служба сообщает, что задолженность по налогам и сборам на 1 ноября 2013 года составила 770,6 млрд. рублей и увеличилась по сравнению  с 1 января 2013г. на 5,8%.

Недоимка по налоговым платежам на 1 ноября 2013г. составила 362,2 млрд. рублей (47,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 4,6%

В современных условиях налоговая система России столкнулась с рядом проблем, таких как: уклонение от уплаты налогов, недостаточность налогового контроля, сложность и нестабильность налогового законодательства, неудовлетворительные результаты работы налоговых администраций. Путями решения данных проблем, на мой взгляд, является упрощение налогового законодательства, ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства, усиление контроля за налогоплательщиками, повышение ответственности должностных лиц налоговых органов в сфере налогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Налоговый  кодекс  Российской  Федерации. 

  1. Закон  РФ  от  21.03.1991  №  943-1  (ред.  от  28.06.2013)  «О  налоговых  органах  Российской  Федерации»//  «Консультант  Плюс»,  2013.

  1. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.— 2012. — № 9.

  1. Брызгалин  А.В.  Налоги  и  налоговое  право. - М.,  2012.  —  307  с.

  1. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. Финансы: Учебник. – Москва. «Финансы и статистика», 2012.

  1. Кучеров  И.И.  Налоговое  право  России:  курс  лекций.  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  М.,  2013.  —  71  с.

  1.  Майбуров И.А. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655 с.

  1. Мамрукова О.И.  Налоги и налогообложение : учеб. пособие.— 8-е изд., перераб. — М. : Издательство «Омега Л»,. — 310 с.

Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения