Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

На основании этого целью данной работы является - анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации;
- проанализировать действующую налоговую систему в Российской Федерации, выявить недостатки и проблемы, и предложить пути их решения

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………..5
1.1Законодательство о налогах и сборах…………………………………..6
1.2Налоги и сборы……………………………………………………………7
1.3Плательщики налогов и сборов………………………………...............13
1.4Налоговые администрации……………………………………...............17
2.Характеристика и анализ поступлений основных налогов и сборов в бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2013 года……………………………………………………………………………..23
3.Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения…33
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговая система РФ.docx

— 97.01 Кб (Скачать)

1.4 Налоговые администрации

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

В настоящее время в состав налоговой администрации России входят:

– налоговые органы (Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения);

– финансовые органы (Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов);

   - таможенные органы (Федеральная таможенная служба  и ее территориальные подразделения);

– органы внутренних дел (Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) и ее территориальные подразделения).

Налоговые органы

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В России таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС), которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

 Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления реализуют следующие функции:

1.    ведут в установленном порядке учет всех налогоплательщиков;

2. контролируют своевременность представления и достоверность документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

3.    ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени и штрафов; обеспечивают возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

5. проводят разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информируют налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представляют налогоплательщикам форму установленной отчетности, разъясняют порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивают налогоплательщиков иной необходимой информацией;

6. применяют установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;

7. осуществляют в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивают контроль за соблюдением условий указанной деятельности;

8. осуществляют в установленном порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, а также контроль  за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины;

9. обеспечивают передачу органам внутренних дел материалов по фактам нарушений, содержащих признаки налоговых преступлений;

10. составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчетность.

        Управления ФНС по субъектам РФ реализуют наряду с уже вышеперечисленными следующие функции:

1. осуществляют организацию, координацию и контроль за деятельностью нижестоящих инспекций;

2. ведут аналитическую и статистическую деятельность, обеспечивают меры по созданию информационных, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;

3. обобщают практику применения законодательства о налогах и сборах, анализируют отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывают на их основе приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства РФ о налогах и сборах;

4.  организуют контроль за изданием актов, связанных с налогообложением, выпускаемых региональными органами власти и местными органами самоуправления;

5. анализируют отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций; на их основе разрабатывают мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

6. представляют в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ информацию о выявленных нарушениях.

 Центральный аппарат  ФНС имеет дополнительные функции:

1. участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;

2. осуществляет руководство налоговыми органами, в том числе формирует методическое обеспечение процесса налогового администрирования; 3.осуществляет организационную взаимосвязь и обеспечивает слаженность информационного обмена с другими налоговыми администрациями;

4. готовит предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в РФ, валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц;

5. в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов, а также устанавливает порядок их заполнения.

Финансовые органы

       Министерство финансов Российской  Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

       Финансовые органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, дают письменные разъяснения  налогоплательщикам и налоговым  агентам по вопросам применения  соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов муниципальных  образований о местных налогах  и сборах. 

Таможенные органы

Федеральная таможенная служба в сфере налогового администрирования осуществляет:

  • взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

  • ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

  • выдачу лицензий на учреждение свободного склада;

  • информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

  • оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Органы внутренних дел

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

 

Основаниями для привлечения органов внутренних дел  являются:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления;

  • назначение проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных органами МВД России в налоговый орган;

  • наличие сведений об осуществлении экспортно-импортных операций налогоплательщиками, сдающими «нулевую» налоговую и бухгалтерскую отчетность или не представляющими ее в налоговый орган;

  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым  кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.   

 

2. Характеристика и анализ поступлений основных налогов и сборов в бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2013 года

В январе-октябре 2013г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 8256,0 млрд. рублей (88,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 655,6 млрд. рублей (7,0%), местных - 154,8 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 311,7 млрд. рублей (3,3%).

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей  
в консолидированный бюджет Российской Федерации  
по видам

 

Январь-октябрь

2013г.

 

 

Консолиди-рованный бюджет, млрд.рублей

 

 

 

%

в том числе

 

 

 

федеральный бюджет, млрд.рублей

%

Консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации, млрд.рублей

 

 

%

Всего

9381,7

100

4446,7

100

4935

100

из них:

налог на прибыль организаций

1760,9

18,8

303,6

6,8

1457,3

29,5

налог на доходы физических лиц

1936,3

20,6

-

-

1936,3

39,2

налог на добавленную стоимость

на товары (работы, услуги)

1643,6

17,5

1643,6

37

-

-

из него налог на добавленную

стоимость на товары (работы, услуги),

реализуемые на территории

Российской Федерации

1553,9

16,6

1553,9

35

-

-

акцизы по подакцизным товарам

(продукции),производи-мым на террито-рии Российской Федерации

782,2

8,3

374,7

8,4

407,5

9,1

налоги на имущество

810,1

8,6

-

-

810,1

16,4

налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование природными ресурсами

2142,7

22,8

2106,9

47,4

35,8

0,7

из них налог на добычу полезных ископаемых

2124,5

22,6

2090,8

47

33,7

0,7


 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-октябре 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 22,6%, налога на доходы физических лиц - 20,6%, налога на прибыль организаций - 18,8%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,5% (см  рис1).

Рис1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2013 года.

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2013г. составило 1760,9 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 13,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-октябре 2013г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,9 процентного пункта и составила 91,6%;  доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,6 процентного пункта и составила 5,6%; доля налога с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам увеличилась на 0,1% по сравнению с 2012г.

Таблица 2

Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-октябрь  
2013г.

Справочно  
январь-октябрь 2012г.

Консолиди-рованный бюджет

в том числе

Консолидиро-ванный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к ито-гу

федеральный бюджет

Консоли-диро-ванные бюджеты субъектов Российс-кой Федера-ции

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолиди 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

1760,9

100

303,6

1457,3

2032,0

100

322,5

1709,5

из него:  
зачисляемый в бюджеты  
бюджетной системы  
Российской Федерации по 
соответствую-щим ставкам

1612,2

91,6

171,5

1440,7

1900,5

93,5

193,1

1707,4

с доходов, полученных  
в виде дивидендов

98,2

5,6

98,2

-

102,3

5,0

102,3

-

с доходов, полученных в виде  
процентов по государственным и 
муниципальным ценным бумагам

21,4

1,2

21,4

-

21,4

1,1

21,4

-

Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения