Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

На основании этого целью данной работы является - анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации;
- проанализировать действующую налоговую систему в Российской Федерации, выявить недостатки и проблемы, и предложить пути их решения

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………..5
1.1Законодательство о налогах и сборах…………………………………..6
1.2Налоги и сборы……………………………………………………………7
1.3Плательщики налогов и сборов………………………………...............13
1.4Налоговые администрации……………………………………...............17
2.Характеристика и анализ поступлений основных налогов и сборов в бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2013 года……………………………………………………………………………..23
3.Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения…33
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговая система РФ.docx

— 97.01 Кб (Скачать)

Региональных налога три:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (статья 15 Налогового кодекса РФ).

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

          2) налог на имущество физических лиц.

  1. По способу взимания все налоги можно поделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества конкретных физических или юридических лиц (налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль предприятия, налоги на транспортные средства и др.)

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая — уплачивается за счет прибыли (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.)

Специальные налоговые режимы

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

          Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес.  

          Существует 5 видов специальных налоговых режимов:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Переход на уплату Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и ЕСН уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Однако организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Все другие налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения.

  1. Упрощённая система налогообложения (УСН)

В случае перехода на УСН организации становятся плательщиками единого налога взамен налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН, а также НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. 
          Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, уплачивают единый налог взамен НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), ЕСН (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности и выплат, начисляемых в пользу физических лиц), а также НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

  1. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Особенностью ЕНВД для отдельных видов деятельности является то, что с момента его введения на соответствующей территории уплата организациями ЕНВД освобождает их от обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

  1. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции не  предусматривает введения какого-либо особого налога. Данный режим предусматривает только специальный порядок учета доходов и расходов для уплаты налогов и сборов, которые относятся к общему режиму налогообложения.
  2. Патентная система налогообложения

Патентную систему налогообложения могут применять индивидуальные предприниматели, средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период,  по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек.

Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, налога на добавленную стоимость, за исключением НДС подлежащего уплате:

  • при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения

  • при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

  • при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса РФ.

1.3 Плательщики  налогов и сборов

Согласно статье 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщики, в соответствии с Налоговым кодексом имеют право:

1) получать по месту  своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований - по вопросам применения  соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов муниципальных  образований о местных налогах  и сборах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку  или инвестиционный налоговый  кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

5) на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

8) присутствовать при  проведении выездной налоговой проверки, а также получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

11) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

12) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе  рассмотрения материалов налоговой  проверки или иных актов налоговых  органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Права налогоплательщиков и плательщиков сборов совпадают.

Помимо прав, у налогоплательщиков существует ряд обязанностей. В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно  установленные налоги;

2) встать на учет в  налоговых органах;

3) вести в установленном  порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4) представлять в установленном  порядке в налоговый орган  по месту учета налоговые декларации (расчеты);

5) представлять в налоговые органы и их должностным документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные  требования налогового органа  об устранении выявленных нарушений  законодательства о налогах и  сборах, а также не препятствовать  законной деятельности должностных  лиц налоговых органов при  исполнении ими своих служебных  обязанностей;

8) в течение четырех  лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского и налогового  учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих  получение доходов, осуществление  расходов (для организаций и индивидуальных  предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеперечисленных обязанностей, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о  закрытии счетов (лицевых счетов);

2) обо всех случаях  участия в российских и иностранных  организациях;

3) обо всех обособленных  подразделениях российской организации, созданных на территории Российской  Федерации (за исключением филиалов  и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях;

4) о реорганизации или  ликвидации;

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые агенты

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.

Согласно статье 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Обязанности налоговых агентов (статья 24 пункт 3 Налогового кодекса РФ):

 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый  орган по месту своего учета  о невозможности удержать налог  и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет начисленных и выплаченных  налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в  бюджетную систему Российской  Федерации налогов, в том числе  по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган  по месту своего учета документы, необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать  сохранность документов, необходимых  для исчисления, удержания и перечисления  налогов.

   За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения