Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

На основании этого целью данной работы является - анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации;
- проанализировать действующую налоговую систему в Российской Федерации, выявить недостатки и проблемы, и предложить пути их решения

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………..5
1.1Законодательство о налогах и сборах…………………………………..6
1.2Налоги и сборы……………………………………………………………7
1.3Плательщики налогов и сборов………………………………...............13
1.4Налоговые администрации……………………………………...............17
2.Характеристика и анализ поступлений основных налогов и сборов в бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2013 года……………………………………………………………………………..23
3.Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения…33
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговая система РФ.docx

— 97.01 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………..5

1.1Законодательство о налогах и сборах…………………………………..6

1.2Налоги и сборы……………………………………………………………7

1.3Плательщики налогов и сборов………………………………...............13

1.4Налоговые администрации……………………………………...............17

2.Характеристика и анализ поступлений основных налогов и сборов в бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2013 года……………………………………………………………………………..23

3.Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения…33

Заключение…………………………………………………………………...39

Список литературы………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в комментировании сложных проблем налогообложения.

На основании этого целью данной работы является - анализ налоговой системы Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты налоговой системы Российской  Федерации;

- проанализировать действующую  налоговую систему в Российской Федерации, выявить недостатки и проблемы, и предложить пути их решения.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты налоговой системы: понятие налогов, их функции и виды; состав налогового законодательства РФ; понятие и характеристика налоговых администраций, а также рассматриваются плательщики налогов и сборов, их права и обязанности.

Во второй главе приведен анализ поступления налогов в январе-октябре 2013 года, а также проведено сравнение поступления налогов в казну государства в соответствующий период 2012 года.

Третья глава посвящена проблемам современной налоговой системы РФ. В ней рассмотрены главные, на мой взгляд, проблемы и недостатки современной налоговой системы, а также приведены пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система – это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций.

Налоговая система РФ базируется на следующих принципах (часть 1 Налогового кодекса РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков – каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы;

2) принцип не дискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав – недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав; налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо  иначе ограничивать или создавать  препятствия для не запрещённой  законом экономической деятельности  физических лиц и организаций;

5) принцип определённости  правил налогообложения – при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  плательщика налога или сбора.

1.1 Законодательство  о налогах и сборах

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению и взиманию налогов и сборов, в том числе отношения, возникающие в ходе налогового контроля. Оно состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

         Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также основы установления региональных и местных налогов. В нем четко прописано правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, сборщиков налогов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений.

         Кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета финансовых ресурсов и налогового учета, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.

          Налоговым кодексом РФ создана единая комплексная система налогов, определены функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

1.2 Налоги и  сборы

          Статья 8 Налогового кодекса РФ  дает следующие определения налога  и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговое законодательство РФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (в необходимых условиях). Аналогичный порядок применяется и к установлению сборов.

Функции налогов и сборов

Выделяют  следующие функции налогов и сборов: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную.

Фискальная функция - основная функция налогообложения, при помощи которой выполняется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, накапливание в бюджете средств, выполняющих oобщегосударственные, целевые гoсударственные программы. Эта функция присутствует во всех налогах в налоговой системе. Считается что остальные функции в большей степени производные от фискальной, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная функция (социальная) – заключается в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения, для снижения социальных неравенств и сохранение социальной стабильности в обществе. Менее обеспеченное население оплачивает минимум налогов или не платит их вообще на законных основаниях, но пользуется большим объемом услуг (образование, здравоохранение, соц. защитой), который финансирует государство за счет налоговых поступлений от фирм, организаций и состоятельных граждан.

Распределительная функция обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, позволяет компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Регулирующая функция - управление социальными процессами (предупреждение спада и усиления производства, научно-технического прогресса, стабилизация спроса и предложения, объема доходов и сбережения населения, объема инвестиций). В распределительной функции можно выделить три подфункции:

а) стимулирующая подфункция - реализуется через систему налоговых преференций для видов деятельности: льготные режимы налогообложения, понижение налоговых ставок, кредиты, вычеты, и т.д.

б) дестимулирующая подфункция - направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины).

в) воспроизводственная подфункция - аккумулирование средств на восстановление потребленных ресурсов. Данная подфункция реализуется также, на так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Контрольная функция  заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Виды налогов и сборов

  1. По территориальному уровню налоги делятся на: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (статья 13 Налогового кодекса РФ). К ним относятся:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы;
    3. налог на доходы физических лиц;
    4. налог на прибыль организаций;
    5. налог на добычу полезных ископаемых;
    6. водный налог;
    7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    8. государственная пошлина.

         Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (статья 14 Налогового кодекса РФ).

Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ и пути их решения