Принципы налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

Файлы: 1 файл

диплом наконец то — копия.docx

— 98.50 Кб (Скачать)

      Длительное  время в римских провинциях  не существовало государственных  финансовых органов, которые могли  бы профессионально установить  и взимать налоги. Римская администрация  прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла  контролировать должным образом.  Результатом были коррупция, злоупотребление  властью, а затем и экономический  кризис. Стало очевидно, что появилась  необходимость в реорганизации  финансовой системы Римского  государства.  Во всех провинциях  были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи.  Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан, которой руководили наместники провинций совместно с прокурорами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определённый день представить властям общины свою декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и служили своеобразной базой для последующих переписей имущественного состояния населения (цензов)5.

     Владелец земли  должен был  сам оценить  свои доходы. Чиновник, контролирующий  проведения ценза, имел полномочия  уменьшить налог в тех случаях, когда в силу причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, например, если часть виноградных лоз погибала или засохли маслины, то они на включались в сумму налога. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. Иначе выкорчеванные растения учитывались в сумме налога.

      Главным  источником  доходов в римских  провинциях служил поземельный  налог. В среднем его ставка  составляла одну десятую часть  доходов с земельного участка.  Облагалась налогом и другая  собственность: недвижимость, ценности, живность, рабы. Поскольку налоги  взимались деньгами, собственники  должны были производить излишки  продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Это способствовало  расширения торгово-денежных отношений,  увеличение процесса разделения труда, урбанизации.

      Многие  хозяйственные традиции Древнего  Рима перешли к Византии. В  ранневизантийскую эпоху до VII в.  включительно существовал 21 вид  прямых налогов: поземельный налог,  подушная подать, налог на содержание  армии. Налог на рекрутов (заплатив  который можно было освободиться  от воинской повинности). Но обилие  налогов не привело к финансовому  процветанию Византийской империи.  Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения  имело место сокращение налоговой  базы, а далее, как следствие,  финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

     Позже стала  складываться налоговая система  Руси. Основным источником дохода  княжеской казны была дань  с подвластных князю племён  и народностей. Дань уплачивалась  деньгами – чаще всего арабскими  монетами или натурой – мехами. Существовало также и косвенное  налогообложение, в форме торговых  и судебных пошлин. Особенно крупными  источника дохода казны являлись  торговые сборы, они возросли  из-за присоединения к Московскому  княжеству новых земель и, прежде  всего, крупных торговых центров. 

          После татаро-монгольского нашествия  основным налогом стал «выход»,  взимавшийся сначала баскаками  - уполномоченными хана, а затем  самими русскими князьями. «Выход»  взимался с каждой мужской  души и со скота. В результате , взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

      Несколько  упорядочена финансовая система  была в царствование Алексея  Михайловича, создавшего в 1655 г. счетный приказ, деятельность  которого позволила довольно  точно определить государственный бюджет.

Надо заметить, что некоторый  хаос финансовой системы в то время  был характерен и для других стран.

      Политическое  объединение русских земель относится  к концу XV  века. Однако  стройной  системы управления государственными  финансами не существовало ещё  долго.  Большинство  прямых  налогов  собирал Приказ большого  прихода. Однако одновременно  с ним обложением населения  занимались и территориальные  приказы. В силу этого финансовая  система России в XV - ХVII веке была чрезвычайно сложна и запутана.

      Эпоха Петра  I характеризуется постоянной нехваткой  финансовых ресурсов из-за многочисленных  войн,  большого строительства,  крупномасштабных государственных  преобразований.  Для пополнения  казны изобретались все новые  способы,  вводились дополнительные  налоги. Царь учредил особую должность  - прибыльщики,  обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.

       В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения,  равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена,  причем в первую  очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

       При Петре I были образованы 12 коллегий,  из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами:  камер -  коллегия,  штатс контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции.  Одна из них заведовала до­ходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок,  недоборов и начетов.  В 1802 году манифестом Александра  I "Об учреждении министерств" было создано Министерство финансов и определена его роль. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались го­сударственные прямые и косвенные налоги.

Начиная с 1863 года с мещан  вместо подушной подати стал взиматься  налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году6.

Второе место среди  прямых налогов занимал оброк.  Это была плата казенных крестьян за пользование землей.  Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

       Купечество платило  гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов  I, II и III гильдии вместо подушной подати.  Он составлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала записывался "По совести каждого". Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности.  Были введены билеты на лавки, т.  е. плата за каждое торговое заведение.

Кроме прямых государственных  налогов  функционировали земские (местные) сборы.  Земским учреждениям  предоставлялось право  определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.

       Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи,  осветительные и нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были  поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имели отнюдь не только фискальный характер.  Она обеспечивала государственную поддержку  отечественным предпринимателям,  защищала их  в  конкурентной  борьбе  с иностранцами.

Начало XX века для России ознаменовалось несколькими спадами  в развитии экономики и налоговой  системы. Так, например, октября 1917 года, основным источником доходов временной  власти стала эмиссия денег, а  местные органы существовали за счёт контрубации. Но эти явления не способствовали налаживанию национального хозяйства. Положение улучшилось, после перехода на новую экономическую политику.

       В 70  -  80-е  годы 20 века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того,  что налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов:  налоговой ставки и налоговой базы.  Рост налогового бремени  может  приводить  к росту государственных  доходов только до какого - то придела,  пока не начнет сокращаться облагаемая  налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

       Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие стра­ны мира,  такие,  как США,  Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций7.

       Сегодня налоговая  система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и  одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев

       Итак, подытоживая всё вышесказанное можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.

        Понятие принципов налогообложения. Латинское слово princepium переводится как "основа", "первоначало".

       Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени8.

       Формирование и эволюция принципов налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в "руководящие идеи", в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения.

       Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 579.Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтому принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.

       Принципы налогообложения не просто отражают правильное понимание практики налогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление о долженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права законодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, с одной стороны, сформулированы как нормы - принципы, а с другой - "растворены" в налоговом праве как под отрасли финансового права. Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву, составляют, по Монтескье, его "дух". Представляется, что с учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др. Являясь предписаниями исходного, основополагающего характера, принципы-нормы определяют цели, содержание, структуру, функциональную направленность всех иных налоговых норм.Они несут важнейшую идеологическую и концептуальную нагрузку, обладают декларативной направленностью, задают своеобразную программу развития отрасли в целом и отдельных ее институтов. Кроме того, правовые принципы обеспечивают единство налогового права, предъявляя к налогово-правовым нормам единые требования.

       Принципы-нормы регулируют самые важные, ключевые аспекты налогообложения. Они представляют собой обобщающие правовые категории, соотносясь с иными u1085 нормами налогового права как общие и специальные. Ю.А. Крохина верно отмечает, что принципы имеют «наибольшую степень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, что обусловливает их конкретизацию и детализацию посредством иных правовых норм». Именно поэтому общие принципы так незаменимы при толковании остальных норм налогового законодательства. Внутренняя структура принципов-норм носит достаточно произвольный вид. Пытаться выделить здесь устойчивые структурные элементы - гипотезу, диспозицию, санкцию - вряд ли возможно. Определенное распределение принципов на запрещающие, дозволяющие и обязывающие можно провести, хотя это распределение и будет носить крайне условный характер10.

Информация о работе Принципы налогового права