Принципы налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

Файлы: 1 файл

диплом наконец то — копия.docx

— 98.50 Кб (Скачать)

 

 

Введение

       Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

         Налоговое право представляет собой самостоятельную отрасль в правовой системе России. Его нормативный каркас составляют финансово-правовые нормы, регулирующие налоговые правоотношения между государством, налогоплательщиками, налоговыми агентами, иными субъектами, связанные с исчислением, уплатой и контролем за поступлением обязательных платежей в централизованные денежные фонды государства.

        Структурирование российской налоговой системы еще не закончено, поэтому налоговое законодательство по сравнению с другими отраслями является наиболее нестабильной и динамично изменяющейся совокупностью правовых норм. В этих условиях возрастает роль общепризнанных принципов налогообложения, определяющих некоторые устойчивые ориентиры в развитии налогового законодательства. Поэтому, на наш взгляд, изучение понятия, состава и содержания принципов налогового права сегодня весьма актуально.

        Объектом исследования в настоящей дипломной работе являются принципы налогового права. Предметом – Конституция РФ и законодательство о налогах и сборах.

       Целью данной работы является наиболее подробное рассмотрение принципов российского права. Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

      выявление сущности принципов налогового права;

      выделение отдельных видов принципов налогового  права;

      определение их места в системе принципов права;

      рассмотрение системы принципов налогового права.

       При написании  дипломной  работы я использовал общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и частно-научные (формально-юридический) методы исследования.

       Структура работы включает в себя введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА

    1. Понятие и признаки принципов налогового права

       Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. Принципы права являются объединяющими связями, основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как правовые ориентиры субъектов права, содержания правовых норм или их групп, требований правового регулирования, правовых ценностей и т.д. Принципы права в формально-юридическом аспекте находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативно-правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативно-правовых актов3.

       Назначение принципов  права заключается в том, что  они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

       В зависимости от функционального  назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально правовые и специально правовые

       Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права.

       Принципы налогового права - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права.

       В соответствии с положениями  ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены федеральным законом1.

       В 1997 году в Постановлении  по одному из дел о проверке конституционности  актов законодательства о налогах  и сборах Конституционный Суд  РФ отметил, что общие принципы налогообложения  и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным  законом обеспечивает реализацию и  соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федераци. Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на общеценностную и гуманитарную правовую природу отраслевых принципов налогового права.

      Принципы налогового  права включают в себя и общие принципы налогообложения. Но не все экономические принципы  реализованы в законодательстве. Например, в настоящее время не  нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий,  содержание которых заключается в том, что бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор. Как отмечается экономистами, сегодня названному принципу не отвечают  такие налоги, как налог на  имущество физических лиц и налог на наследование или дарение.

Современное налоговое право  как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются  его внутренние институты2.

       В науке финансового права  относительно понятия налогового права  нет принципиальных разногласий. Налоговое  право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или  иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые  авторы определяют налоговое право  как основанную на собственных принципах  подотрасль финансового права, нормы  которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

       Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства  и местного самоуправления, носят  многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому  и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые  отношения исключительно важны  для жизнедеятельности всего  государства, поэтому должны всесторонне  регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация  этих норм, закрепленная в нормативных  финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.

       Все отрасли или подотрасли права различают прежде всего по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками:

     а) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность          с достаточной точностью фиксировать  правоотношения субъектов;

     б) способностью к внешнему правовому контролю;

     в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

 

    1. Становление принципов налогообложения

 

       У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли классики экономической науки. Достаточно привести имена таких выдающихся ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, А. Вагнер и др., фундаментальные работы которых заложили основу современного налоговедения. В частности, А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости, заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности, который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства, в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности, согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления3.

       В начале  хотелось бы немного сказать  о истории самого налогообложения.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял  налоги как дозволенную форму  грабежа. Ш. Монтескье полагал, что  ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той  части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А  один из основоположников теории налогообложения  А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

     Налоги применялись  ещё на заре человеческой цивилизации.  Их появление было связано  с первыми общественными потребностями.  Никакое государство не могло,  и не может, обходиться без  налогов со своих граждан. Французский  писатель и историк Франсуа  – Мари Вольтер однажды сказал: “Уплачивать налог – значит  отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное”.

      В развитии  методов взимания налогов можно  выделить три основных этапа.  На начальном этапе – от  древнего мира до начала средних  веков государство не имеет  финансового аппарата для определения  и сбора налогов. Оно определяет  лишь сумму, которую желает  получить, а сбор налогов поручает  городу или общине. На втором  этапе – XVI – нач. XIX вв. - в ряде  стран возникает сеть финансовых  учреждений  и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения,  наблюдает за сбором налогов. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

   Итак, налоговая система  возникла и развивалась вместе  с государством. Ещё в XIII –  XII до н. э. имеется упоминание  о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени  относится первые известия о  поголовном налоге в Китае  и на территории Персии. Ещё  во времена первых династий  фараонов взимался земельный налог в Египте.

       В древнегреческих  городах – полисах взимались  налоги с граждан в размере  одной двадцатой части их доходов,  а иногда в размере десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.  В то же время афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали получать с побежденных народов или с союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

      В древнеримском  государстве первоначально в  мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом  были минимальны, поскольку магистры  исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло  строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача  в аренду общественных земель. Но в военное время граждане  Рима облагались налогами в  соответствии со своим достатком.

      Определение  суммы налога проводились каждые  пять лет избранными чиновниками  – цензорами. Граждане Рима  делали цензорам заявление ос  воём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. С разрастанием римского государства и завоёвывания им новых территорий, происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан4.

Информация о работе Принципы налогового права