Преступление в сфере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей задачей политики в области борьбы с преступностью в России стало проведение коренной реформы уголовного законодательства, которая осуществлялась как путем внесения необходимых изменений и дополнений в действовавшее уголовное законодательство, так и путем разработки проектов и принятия нового Уголовного кодекса.
Профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика налоговой системы………………………..4
1.1 Понятие налоговой системы в Российской Федерации……………………4
1.2 История развития налоговой ответственности в отечественном
законодательстве……………………………………………………………….....7
ГЛАВА 2.Понятие и виды ответственности за налоговые преступления…...12
2.1 Понятие налогового преступления………………………………………....12
2.2 Виды ответственности за налоговые преступления……………………….13
ГЛАВА 3. Характеристика преступлений в сфере налогообложения……….17
3.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица………26
3.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации……………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

налогооблаж.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление  деятельности п. 9 ФЗ от 09.05.2005 N 45-ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ».

В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников  налоговой полиции входит право  составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах установленных  законом полномочий, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные  законодательством.

Основания для составления  протокола об административном правонарушении:

1) отказ в допуске сотрудника  налоговой полиции в производственные,

складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками  для извлечения дохода;

2) непредъявление документов, удостоверяющих личность;

3) неявка в правоохранительные  органы по вызову;

4) невыполнение требований  об устранении нарушений;

5) непредставление необходимой  для налоговых органов информации;

6) воспрепятствование в  использовании средств связи  и транспортных средств сотруднику  налоговой полиции в экстраординарных  случаях .

Основную часть зарегистрированных административных правонарушений составляют нарушения правил ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, предпринимательская деятельность с нарушением порядка занятия  такой деятельностью и т.д.

Финансовая ответственность - это санкции, примененные налоговыми органами, за нарушение налогоплательщиками  налогового законодательства.

В качестве санкции налоговое  законодательство предусматривает  и пеню Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ ч.1 ст. 75. Пеня, применяемая  в налоговом праве, отличается от пени, установленной нормами гражданского права тем, что защищает налоговые  правонарушения и применяется в  случае нарушения налогоплательщиками  своих обязанностей в срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском  праве пеня применяется за ненадлежащее исполнение обязательств.

Уголовная ответственность - это мера принуждения, установленная  нормами уголовного права за совершенное  преступление.

Мера принуждения в  таких случаях проявляется в  форме уголовного наказания. Привлечение  к уголовной ответственности  означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и  судебное разбирательство. Совершение преступления является юридическим  фактом, влекущим возникновение специфических  правовых отношений между виновным лицом и государством, осуществляющим правосудие.

Условная ответственность  за налоговые преступления поступает  в соответствии Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ ст. 198, 199, 199.1, 199.2. 2009:

- ст. 198 ("Уклонение от  уплаты налогов и (или) сборов  с физического лица");

- ст. 199 ("Уклонение от  уплаты налогов и (или) сборов  с организации");

- ст. 199.1 ("Неисполнение  обязанностей налогового агента");

- ст. 199.2 ("Сокрытие денежных  средств либо имущества организации  или индивидуального предпринимателя,  за счет которых должно производиться  взыскание налогов и (или) сборов") Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2004. - С. 13-14..

В современном цивилизованном обществе налоги - основный источник доходов  государства. Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное Уголовным  кодексом под угрозой наказания  и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Так же установлены следующие  виды ответственности за налоговые  преступления: гражданско-правовая; административная; уголовно-правовая.

 

ГЛАВА 3. Характеристика преступлений в сфере налогообложения

3.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1.1 Объект и предмет  преступления.

Налоговые преступления входят в главу 22 "Преступления в сфере  экономической деятельности" раздела VIII "Преступления в сфере экономики" УК РФ. Общим признаком, служащим критерием  объединения содержащихся в главе 22 УК РФ норм о преступлениях в  сфере экономической деятельности, является видовой объект данных преступных деяний - "общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг" Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2004. - С. 399..

Будучи разновидностью экономических  преступлений, противоправные деяния в сфере налогообложения имеют  весьма значительные особенности. Последние  позволяют выделить непосредственный объект этих посягательств, т.е. обособить  в общей совокупности охраняемых уголовным законом отношений, возникающих  в процессе экономической деятельности, те из них, которые имеют место  именно в сфере налогообложения. При этом относительно определения  непосредственного объекта налоговых  преступлений в юридической науке  на сегодняшний день единого мнения не существует.

Интересной является и  точка зрения В.А. Григорьева и А.В. Кузнецова, которые считают налоговые  преступления многообъектными и указывают на то, что "общественные отношения, регулирующие порядок уплаты и взимания налогов и (или) сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды физическими лицами и организациями, в данном случае выступают в качестве основного непосредственного объекта преступного посягательства, поскольку именно на этот объект, прежде всего, посягает лицо, совершающее налоговое преступление. Однако эти преступления... характеризуются еще и тем, что дополнительно посягают на отношения собственности, так как в результате их совершения субъект, который не платит налоги и страховые взносы, причиняет имущественный ущерб" Григорьев В.А., Кузнецов А.В. Проблемы квалификации налоговых преступлений по признакам объекта и объективной стороны. - 2004..

Предметом преступления являются налоги и сборы, подлежащие уплате физическим лицом (в частности индивидуальным предпринимателем).

Под налогом согласно п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором согласно п. 2 ст. 8 НК РФ понимается установленный налоговым  законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сама конституционная  обязанность по уплате налогов и  сборов должна рассматриваться как  некая система элементов, предопределяющая условия обложения и конечный объем налогового платежа. Российский законодатель определил шесть элементов  налогообложения. В соответствии с  п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления  налога;

6) порядок и сроки уплаты  налога.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ).

1.2 Объективная сторона

Объективную сторону преступления, предусмотренного в ст. 198 УК РФ, образует уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления  налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах  и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую  декларацию или такие документы  заведомо ложных сведений, совершенное  в крупном размере.

Налоговая декларация согласно п. 1 ст. 80 НК РФ - это письменное заявление  налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных  расходах, об источниках доходов, о  налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога, а  также о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"//РГ. - 2006. N 165. изменен порядок представления налоговой декларации. Начиная с 1 января 2007 г., налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Налоговая декларация может  быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или  через представителя, направлена в  виде почтового отправления с  описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 4 ст. 80 НК РФ). При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином РФ, если иное не предусмотрено  НК РФ. При этом согласно п. 7 ст. 80 НК РФ Минфин РФ не вправе включать в форму  налоговой декларации, а налоговые  органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением  и (или) уплатой налогов, за исключением:

1) вида документа - первичный или корректирующий;

2) наименования налогового  органа;

3) места жительства физического  лица или места нахождения  организации (ее обособленного  подразделения);

4) фамилии, имени, отчества  физического лица или полного  наименования организации (ее  обособленного подразделения);

5) номера контактного  телефона налогоплательщика.

Форма налоговой декларации, сроки и порядок ее заполнения различается по каждому налогу. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях  по налогу на доходы физических лиц  последние указывают:

- все полученные ими  в налоговом периоде доходы, за  исключением вознаграждений, выплачиваемых  за счет средств федерального  или регионального бюджета физическим  лицам за оказание ими содействия  федеральным органам исполнительной  власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических  актов, выявлении и задержании  лиц, подготавливающих, совершающих  или совершивших такие акты, а  также за оказание содействия  органам федеральной службы безопасности  и федеральным органам исполнительной  власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- источники выплаты доходов;

- налоговые вычеты;

- суммы налога, удержанные  налоговыми агентами;

- суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей;

- суммы налога, подлежащие  уплате (доплате) или возврату  по итогам налогового периода.

Представлять налоговую  декларацию по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст.ст. 227 и 228 НК РФ обязаны:

1) физические лица, зарегистрированные  в установленном действующим  законодательством порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица;

2) нотариусы, занимающиеся  частной практикой; адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты; другие лица, занимающиеся в установленном  действующим законодательством  порядке частной практикой;

Информация о работе Преступление в сфере налогообложения