Преступление в сфере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей задачей политики в области борьбы с преступностью в России стало проведение коренной реформы уголовного законодательства, которая осуществлялась как путем внесения необходимых изменений и дополнений в действовавшее уголовное законодательство, так и путем разработки проектов и принятия нового Уголовного кодекса.
Профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика налоговой системы………………………..4
1.1 Понятие налоговой системы в Российской Федерации……………………4
1.2 История развития налоговой ответственности в отечественном
законодательстве……………………………………………………………….....7
ГЛАВА 2.Понятие и виды ответственности за налоговые преступления…...12
2.1 Понятие налогового преступления………………………………………....12
2.2 Виды ответственности за налоговые преступления……………………….13
ГЛАВА 3. Характеристика преступлений в сфере налогообложения……….17
3.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица………26
3.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации……………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

налогооблаж.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

 

107 "Преступления в сфере налогообложения"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Общая характеристика налоговой системы………………………..4

1.1 Понятие налоговой системы в Российской Федерации……………………4

1.2 История развития налоговой ответственности в отечественном

законодательстве……………………………………………………………….....7

ГЛАВА 2.Понятие и виды ответственности за налоговые преступления…...12

2.1 Понятие налогового преступления………………………………………....12

2.2 Виды ответственности за налоговые преступления……………………….13

ГЛАВА 3. Характеристика преступлений в сфере налогообложения……….17

3.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица………26

3.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации……………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

 

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время первостепенное значение для современной экономики  имеет эффективно действующая налоговая система, так как налоги остаются основой доходной части бюджета России, и решают, при этом, две основные задачи. Прежде всего, посредством налогообложения оказывается стимулирующее воздействие на одни отрасли экономики и сдерживающее -- на другие. В условиях развивающихся рыночных отношений, предполагающих широкое развитие предпринимательства, многообразие форм собственности и существенное ограничение административного влияния государства на деятельность самостоятельно хозяйствующих субъектов, манипулирование налоговыми ставками и льготами является одним из рычагов, с помощью которых осуществляется управление государством.

Налоги играют и распределительную  роль, состоящую в консолидации значительных объемов денежных средств и последующем  их использовании в интересах  всего общества, в том числе - на социальную поддержку наиболее незащищенных его слоев, финансирование различных  целевых программ. Можно сказать, что налогообложение отражает баланс интересов между государством и  налогоплательщиками (населением).

Однако согласно данным Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам, лишь 17% всех экономических  субъектов России полностью и  в срок рассчитываются по налоговым  обязательствам, 50% - производят платежи  время от времени, а 33% - вообще не платят налоги.

Одним из факторов социально-психологической  жизни общества в настоящее время  стал интенсивный рост преступности в совокупности с безнаказанностью преступников, что породило у населения  чувство страха за свою жизнь и  благополучие, а также недоверие  к правоохранительным органам, органам  власти и управления.

Изменения, отмеченные в  последнее время в структуре  и динамике налоговой преступности, свидетельствуют о том, что криминальное проникновение в налоговую сферу  носит все более организованный и профессиональный характер. Постоянно  растут уровень и качество интеллектуального  обеспечения этого вида противоправной деятельности, идет интенсивный поиск  и реализация новых способов совершения налоговых преступлений.

Отсутствие надлежащих механизмов контроля и защиты от противоправных посягательств в процессе либерализации экономической деятельности благоприятствует проникновению криминала в экономические отношения. Более того, сегодня существенно увеличились возможности подкупа государственных служащих, бесконтрольного распоряжения остатками государственного имущества со стороны руководителей государственных предприятий и организаций.

 

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы

Налоговая система представляет из себя совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Налог представляет собой  обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в

интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая.ст. 8. М., 2008. С. 42.

Сущность налога заключается  в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса. Налоги. Под ред. Черника Д. Г. - М., 1995. С. 42.

Основными составляющими  любого налога являются: объект налогообложения, налогооблагаемая база и налоговая  ставка. Объект налогообложения - это  доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,

отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и др. Под налогооблагаемой базой следует понимать сумму, с  которой взимаются налоги, а под  налоговой ставкой - долю изъятия. Кучеров И. И. Налоговые преступления. М. С.- 45.

В Российской Федерации установлены  следующие виды налогов и сборов См.: Налоговый кодекс Российской Федерации 2008. ст. 12:

1) федеральные налоги  и сборы - налоги и сборы,  которые устанавливаются и отменяются  НК РФ и обязательны к уплате  на всей территории Российской Федерации. Запрещено устанавливать федеральные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ;

2) региональные налоги - налоги, которые устанавливаются НК РФ  и законами субъектов РФ, вводятся  в действие в соответствии  с НК РФ и законами субъектов  РФ, отменяются НК РФ, обязательны  к уплате на территории соответствующих  субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ при установлении  регионального налога определяют  в порядке и пределах, предусмотренных  НК РФ, следующие элементы налогообложения:  налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налога и (факультативно) налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Остальные элементы региональных налогов устанавливаются НК РФ. Запрещено устанавливать региональные налоги, не предусмотренные НК РФ;

3) местные налоги - налоги, которые устанавливаются НК РФ  и нормативными актами представительных  органов муниципальных образований,  вводятся в действие и прекращают  действовать в соответствии с  НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований, отменяются  НК РФ, обязательны к уплате  на территории соответствующих  муниципальных образований. Представительные  органы муниципальных образований  при установлении местного налога  определяют в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты  налога и (факультативно) налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов, не предусмотренных НК РФ;

4) специальные налоговые  режимы - устанавливаются исключительно  НК РФ, могут предусматривать  федеральные налоги, не указанные  в ст. 13 НК РФ, а также могут  предусматривать освобождение от  обязанности по уплате отдельных  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов, указанных в  ст.ст. 13-15 НК РФ.

К федеральным налогам  и сборам согласно ст. 13 НК РФ относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам согласно ст. 14 НК РФ относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам согласно ст. 15 НК РФ относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

К специальным налоговым  режимам согласно п. 2 ст. 18 НК РФ относятся:

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система  налогообложения;

3) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Информация и копии  законов Налоговый кодекс Российской Федерации 2008г. ст.16, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно См. там же ст.17:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты  налога.

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

1.2 История развития налогового законодательства в России

Вплоть до Октябрьской  революции 1917 г. основными источниками уголовных законоположений являлись Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. Принятое в 1903 г. Уголовное уложение так и не было полностью введено в действие, в частности не вступили в силу нормы, детально регламентировавшие ответственность за различные правонарушения экономического характера.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. не было особого раздела (главы), содержащего  статьи с описанием составов преступлений в сфере экономической деятельности. Вместе с тем в разделе VII ("О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны"), VIII ("О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния") и XII ("О преступлениях и проступках против собственности частных лиц") Уложения содержалось значительное число весьма казуистических статей о преступлениях и проступках, которые, выражаясь современным юридическим языком, можно было бы назвать правонарушениями в сфере экономической деятельности. Кроме того, в главе "О преступлениях и проступках чиновников по некоторым особенным родам службы" описывалось два десятка противозаконных проступков чиновников при заключении договоров подряда и поставки, приеме предоставляемых в казну вещей и производстве публичной продажи.

Что касается налоговых преступлений, то в дореволюционной России они  были связаны, прежде всего, с реализацией  подакцизных товаров без соответствующих  ярлыков (бандеролей), свидетельствующих  об уплате акцизного сбора. Так, в первоначальной редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержалась объемная глава "О нарушении постановлений о питейном и табачном сборах и об акцизах с сахара" (ст.ст. 665-743).Позднее правила о наказаниях и взысканиях за нарушение постановлений о питейном и табачном сборах, об акцизах с сахара, осветительных нефтяных масел и зажигательных спичек были исключены из Уложения о наказаниях 1845 г. и сформулированы в Уставе об акцизных сборах от 15 декабря 1883 г.

Информация о работе Преступление в сфере налогообложения