Преступление в сфере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей задачей политики в области борьбы с преступностью в России стало проведение коренной реформы уголовного законодательства, которая осуществлялась как путем внесения необходимых изменений и дополнений в действовавшее уголовное законодательство, так и путем разработки проектов и принятия нового Уголовного кодекса.
Профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика налоговой системы………………………..4
1.1 Понятие налоговой системы в Российской Федерации……………………4
1.2 История развития налоговой ответственности в отечественном
законодательстве……………………………………………………………….....7
ГЛАВА 2.Понятие и виды ответственности за налоговые преступления…...12
2.1 Понятие налогового преступления………………………………………....12
2.2 Виды ответственности за налоговые преступления……………………….13
ГЛАВА 3. Характеристика преступлений в сфере налогообложения……….17
3.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица………26
3.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации……………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

налогооблаж.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

Четкая формулировка уголовно-правового  запрета и уголовной ответственности  за налоговые преступления появилась  в российском законодательстве лишь в самом конце XIX в. В 1898 г. правительство  утвердило Положение о государственном  промысловом налоге, который просуществовал вплоть до Октябрьской революции 1917 г. и занимал одно из ведущих мест в налоговой системе России. Согласно Положению промысловые свидетельства  должны были приобретаться как физическими, так и юридическими лицами на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход; были введены три торговых и восемь промышленных разрядов, по которым взимался основной промысловый  налог. Иными словами, объектом обложения  признавался не предприниматель, а  предприятие, что означало шаг вперед в создании системы подоходно-прогрессивного налогообложения.

С принятием Положения  о государственном промысловом  налоге в Уложение о наказаниях уголовных  и исправительных были внесены статьи 1174-7 и 1174-8, устанавливающие уголовную  ответственность за уклонение от уплаты данного налога.

Статья 1174-7 определяла, что  за "помещение в заявлениях, подаваемых в раскладочные по промысловому налогу присутствия, клонящихся к уменьшению сего налога либо освобождению от него, заведомо ложных сведений об оборотах и прибылях торговых или промышленных предприятий, виновные в том подвергаются денежному взысканию не свыше 300 рублей или аресту не свыше трех месяцев".

Принятое в 1903 г. Уголовное  уложение 1903 г. так полностью и  не вступило в силу вплоть до Октября 1917 г., а затем было отменено (как  и подавляющее большинство других правовых актов царской России) с  приходом к власти большевиков. Тем  не менее, обращение к нему представляет значительный научный интерес, поскольку в нормах Уложения в концентрированном виде получили отражение взгляды отечественных правоведов, к тому же широко использовавших мировой опыт, на сущность и систему преступлений в сфере экономической деятельности. Непосредственно в состав редакционной комиссии, подготовившей проект Уголовного уложения 1903 г., входили такие известные ученые-криминалисты, как Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий, Н.А. Неклюдов, В.К. Случевский. Одна из главных забот комиссии состояла в том, чтобы уйти от казуистики Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., дать определения преступных деяний по их существенным признакам. Во многом эта задача была осуществлена, что позволило авторам законопроекта резко сократить объем самого Уложения.

В 1922 г. был принят первый советский Уголовный кодекс Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г.//СУ РСФСР. - 1922. N 15. - Ст. 153.. Деяния, которые (как принято считать в наши дни) совершаются в сфере экономической деятельности, в УК РСФСР 1922 г. рассматривались либо как преступления против порядка управления, либо как хозяйственные или имущественные преступления. Так, к примеру, к числу преступлений против порядка управления относились такие преступления, как: массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей (ст. 79), неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа денежных или натуральных налогов, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих общегосударственное значение (ст. 79), организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание околичествах подлежащих обложению или учету предметов и продуктов, в т.ч. размеров посевной, луговой, огородной и лесной площади или количества скота (ст. 80), агитация и пропаганда, содержащие призыв к совершению налоговых преступлений (ст. 83) и др.

Принятый 27 октября 1960 г. новый  Уголовный кодекс РСФСР Ведомости ВС РСФСР. - 1960. N 40. - Ст. 591. создавался как кодекс социалистического государства, не допускающего политического, идеологического и экономического плюрализма. Задачи Кодекса определялись как охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств.

Во второй половине 80-х  гг., в период так называемой перестройки, в советском государстве появляются первые проблески либерализации  экономической политики. Закон СССР от 19 ноября 1986 г. "Об индивидуальной трудовой деятельности"Ведомости ВС СССР. - 1986. N 47. - Ст. 964. допускал и поддерживал такую деятельность по производству товаров и оказанию платных услуг граждан в свободное от основной работы время, домашних хозяек, инвалидов, пенсионеров, студентов, учащихся и некоторых других категорий граждан в значительно большем объеме, чем в предшествующий период.

Вторая половина 1990 г. и 1991 г. характеризуются принятием важнейших  общесоюзных законов и законов  РСФСР, коренным образом изменивших экономическую и политическую системы  нашей страны. Из Конституции СССР и Конституции РСФСР исключаются  положения о руководящей роли Коммунистической партии, провозглашается  многопартийность и многоукладность  экономики.

Процесс коренного обновления экономического законодательства продолжался  и в последующие годы. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила основные принципы складывающейся новой экономической  системы. Согласно Конституции в  России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности и предпринимательства.

Между тем уже в 1991 г. рабочей  группой при Министерстве юстиции  РФ был разработан проект нового Уголовного кодекса РФ. Глава об ответственности  за так называемые хозяйственные  преступления была помещена в проекте  вместе с преступлениями против собственности  в разделе "Экономические преступления". При этом определяющим моментом при  разработке норм об ответственности  за хозяйственные преступления выступала  идея о необходимости предельного  ограничения вмешательства государства  в экономику, ибо нормальная рыночная экономика может и должна развиваться  по своим собственным, внутренним законам.

В январе 1992 г. проект УК РФ был  опубликован для широкого обсуждения юридической общественностью. Предложенные в проекте решения вопросов об ответственности за преступления в  сфере экономической деятельности вызвали множество откликов - как  резко отрицательных, так и в  принципе положительных, но содержащих те или иные полезные замечания и  рекомендации. Доработанный с учетом замечаний научных работников и  практикующих юристов проект УК был  в сентябре 1992 г. представлен Президентом  России на рассмотрение в Верховный  Совет РСФСР, однако по ряду причин не получил поддержки в комитетах  по законности и борьбе с преступностью  и по законодательству и не был  рассмотрен Верховный Советом РСФСР. Последний к тому моменту уже  создал рабочую группу по подготовке альтернативного проекта УК. В то же время идеи "президентского" проекта о реформировании уголовного законодательства об экономических преступлениях нашли отражение в изменениях, внесенных в течение 1991-1992 гг. в УК РСФСР, а также в новых проектах УК и в конечном итоге и в самом УК РФ, принятом в 1996 г. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - С. 58-61.

Создание налоговой системы  породило объективную необходимость  дальнейшего совершенствования  законодательства об ответственности  за неуплату (уклонение от уплаты) налогов. В связи с этим Законом РФ от 02.07.1992 N 3181-1 Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. N 33. - Ст. 1912. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен ст. 162.2 и 162.3, действовавшими до 1 января 1997 г. А в 1993 г. был принят ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции", в котором, как уже указывалось выше, впервые в российской истории был официально употреблен термин "налоговые преступления".

Федеральным законом от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ Федеральный закон от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"//РГ. - 1998. N 120. в статьи 198 и 199 УК РФ были внесены весьма существенные изменения. Так, в новой редакции ст. 198 устанавливала уголовную ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере.

Таким образом отметим, что основными составляющими любого налога являются: объект налогообложения, налогооблагаемая база и налоговая ставка. Объект налогообложения - это доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и др.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги, местные налоги, специальные налоговые режимы

 

ГЛАВА 2. Понятие и виды ответственности за налоговые преступления

2.1 Понятие налогового  преступления

Налоговое преступление - это  виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное Уголовным  кодексом под угрозой наказания  и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Налоговую преступность как  общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым  для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной  собственности в экономике позволяло  осуществлять перераспределение доходов  вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов  налоговые преступления носили эпизодический  характер и сводились главным  образом к нарушению порядка  уплаты налогов гражданами. Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения  налоговой системы. Поэтому в  конце 1991 г. в России была проведена  реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов. Становление налоговой системы  в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство  ежегодно недополучает до трети налоговых  поступлений в бюджет. Уклонение  от уплаты налогов получило широкое  распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений. Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ ст.106, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”. Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям. Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации см. там же ст. 107. Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований см. там же п. 4 ст. 108. Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения см. там же ст. 110.

2.2 Виды ответственности  за налоговые преступления

Правонарушение - это деяние, нарушающее требования, установленные  правовыми нормами соответствующей  отрасли права.

Юридическая ответственность  за налоговые преступления проявляется  в качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и дисциплинарной .

Гражданско-правовая ответственность - эта мера принуждения,

установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков. Это означает, что для правонарушителя (должника) возникает необходимость возместить не только реальные (фактические) расходы, произведенные потерпевшим (кредитором), но и возместить упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить кредитор, если бы его права не нарушились.

Наряду с возмещением  убытков нормы гражданского права  предусматривают взыскание в  форме неустойки (пени, штрафы).

Классификация штрафов как  санкций за правонарушения в зависимости  от отрасли права:

1) гражданско-правовыми;

2) административными;

3) уголовно-правовыми.

С экономической точки  зрения все штрафы характеризуются  общим

признаком - принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических лиц в пользу государства. С юридической точки зрения штраф - это санкция, применяемая за различные  виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями права.

Административно-правовая ответственность - это мера принуждения, установленная  нормами административного права  за административное правонарушение (проступок).

Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  Кодексом об административных правонарушениях  РФ, наступает, если эти нарушения  не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством  уголовной ответственности.

Мера административно-правового  принуждения проявляется в форме  административного взыскания. Административные взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

Информация о работе Преступление в сфере налогообложения