Понятие и сущность налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 04:33, контрольная работа

Краткое описание

«Налог» — это финансовая, правовая и экономическая категория. «Налогообложение» — процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма. Налоги составляют основу доходной части бюджетов всех уровней. Налоговая система сегодня выступает одним из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы. В действующем российском налоговом законодательстве понятия налога и сбора разделены.

Оглавление

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ…………………3
2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ………………………11
3. ЗАДАНИЕ 8…………………...………………………………………..17
4. ЗАДАНИЕ 18……………………..………………………………….…18
5. ТАБЛИЦА 1…………………………………………………………….19
6. ТАБЛИЦА 2…………………………………………………………….20
7. ТАБЛИЦА 3…………………………………………………………….22
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..……………………….24

Файлы: 1 файл

налоговое право.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

          По целям взимания различают целевые и нецелевые налоги. Налог, связанный с конкретным направлением использования средств и поступления от которого не могут расходоваться ни на какие другие цели, называется маркированным налогом (например единый социальный налог). Налоги, не предусматривающие определенной цели взимания, называются немаркированными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.). В большинстве современных стран основную роль играют налоги нецелевые, соответствующие налоговые доходы поступают в бюджет. При этом доходная часть бюджета выступает как единый фонд средств, обеспечивающий реализацию его расходных статей.

     В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации налоги и сборы разделяют по группам в зависимости от объектов налогообложения (табл. 1).

     В соответствии с международной классификацией — методологией Статистики государственных финансов (Government finance statistics), разработанной МВФ, — налоги и сборы классифицируются следующим образом (табл. 2).

     В соответствии с указанной методологией налоговые доходы, составляющие основную долю доходов многих государственных единиц, формируются из так называемых обязательных трансфертов сектору государственного управления. Причем в налоговые доходы не включаются определенные виды обязательных трансфертов, такие, как штрафы, пени и большинство взносов/отчислений на социальное обеспечение.

     Взносы/отчисления на социальные нужды выделяются в отдельную группу и представляют собой фактические или условно исчисленные поступления от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от работников, лиц, работающих не по найму, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени. Взносы/отчисления обеспечивают право на получение социальных пособий лицам, их производящим, иждивенцам плательщиков или пережившим их наследникам. Эти взносы/отчисления могут быть как обязательными, так и добровольными.

     Кроме перечисленных налогов и сборов в Российской Федерации применяются специальные налоговые режимы и соответствующие им налоги:

     1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог и закрытый перечень «традиционных» налогов);

     2) упрощенная система налогообложения (единый налог при упрощенной системе налогообложения и закрытый перечень «традиционных» налогов);

     3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог на вмененный доход и закрытый перечень «традиционных» налогов);

     4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (закрытый перечень «традиционных» налогов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

     Налог на добавленную стоимость (НДС) — федеральный косвенный налог. НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет.

     Налогоплательщиками НДС признаются:

     1. организации;

     2. индивидуальные предприниматели;

     3. лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Не признаются налогоплательщиками, организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и параолимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения Олимпийских игр.

     Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение трех предшествующих календарных месяцев их налоговая база не превысила в совокупности 2 млн. рублей без учета НДС. При этом учитывается только выручка от продаж (ст. 145 НК РФ). Освобождение от уплаты НДС не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

     Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) признаются следующие операции:

     1. реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на безвозмездной основе признается реализацией;

     2. передача на территории Российской Федерации товаров для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций;

     3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

     4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

     К объектам налогообложения по НДС не относятся следующие операции:

     5. связанные с обращением российской или иностранной валюты;

     6. передача имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;

     7. передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством;

     8. передача имущества, имеющая инвестиционный характер;

     9. передача имущества совладельцу хозяйственного общества или товарищества при выходе из него;

     10. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) при выделе его доли;

     11. передача жилых помещений физическим лицам при проведении приватизации;

     12. изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, обращение в собственность иных лиц бесхозяйных вещей, кладов;

     13. передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, транспортной инфраструктуры и коммуникаций органам государственной власти и органам местного самоуправления;

     14. передача имущества предприятий в порядке приватизации;

     15. выполнение работ органами государственной власти и местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них полномочий;

     16. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

     17. операции по реализации земельных участков и долей;

     18. передача имущественных прав организации ее правопреемнику;

     19. передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала в законодательно установленном порядке;

     20. операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

         По НДС применяются следующие ставки: 0%, 10%, 18%, 10/110% и 18/118% (табл. 3). Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость отгруженных или ввезенных на территорию России товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС. Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

     1. день отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав;

     2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав.

     При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода.

     В случае получения налогоплательщиком оплаты в счет предстоящих поставок товаров с длительностью производственного цикла более шести месяцев момент определения налоговой базы может определяться как день отгрузки товаров (при наличии раздельного учета операций).

     При реализации сельскохозяйственной и переработанной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), налоговая база определяется как разница между ценой ее реализации с НДС и ценой приобретения. Перечень данной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога к уплате в бюджет на суммы налоговых вычетов.

     Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при приобретении товаров и услуг, имущественных прав на территории России либо уплаченные им при их ввозе на таможенную территорию России в отношении:

     1. товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

     2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

     В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства (п. 6 ст. 177 НК РФ).

     К вычетам относятся суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. При этом построенное имущество должно использоваться для налогооблагаемых операций, а его стоимость подлежит включению в расходы при исчислении налога на прибыль организаций.

     При приобретении основных средств и нематериальных активов вычеты сумм налога производятся в полном объеме после принятия имущества на учет.

     Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

     Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, начисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

     НДСРН х ,

     где   НДСр — НДС при реализации продукции, руб.; БН — налоговая база, руб.; i — ставка по налогу (0, 10, 18), %.

     При реализации товаров, работ и услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров и услуг обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога.

     При реализации товаров, работ и услуг населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены.

     Сумма налога к уплате в бюджет (НДСБ) определяется как разница НДС при реализации продукции (НДСР) и налоговых вычетов (В):

     ндсб = ндср - В.

     Налоговым периодом по НДС (в том числе для налоговых агентов) является квартал.

     Уплата налога по итогам каждого налогового периода производится ежеквартально не позднее 20-го числа следующего месяца.

     С той же периодичностью необходимо представлять налоговую декларацию.

     Суммы НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, и на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, зачисляются органами федерального казначейства в федеральный бюджет в полном объеме (ст. 50 БК РФ).

Информация о работе Понятие и сущность налогов и сборов