Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 15:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогового планирования и прогнозирования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
раскрыть сущность налогового планирования и прогнозирования;
определить задачи налогового планирования, а также определить его участников;
рассмотреть этапы налогового планирования;
рассмотреть методы, приемы и схемы налогового планирования;
Введение
Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги - это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно и существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования.
Актуальность данной темы основывается на том, что: налоговое планирование представляет собой в первую очередь процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогового планирования и прогнозирования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Предметом исследования является налоговое планирование и прогнозирование.
1 Теоретические аспекты налогового планирования и прогнозирования
Налоговое планирование – система управления налоговыми потоками путем использования научно – обоснованных рыночных методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами в деятельности организации (налогоплательщика).
Налоговая система как система управления имеет свой объект и субъект управления.
Объектом налогового планирования являются налоговые потоки, совершающие движения в результате выполнения налогоплательщиками своих функций. Субъектом выступает государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также самих налогоплательщиков и юридических лиц.
Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.
Налоговое планирование предполагает принятие эффективных решений в области управления входящих и исходящих налогов. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организованного государством на уровне экономики в целом по всем составляющим элементам. К таким элементам можно отнести:
1)Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем.
2)Учетная политика–выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
3)Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
4)Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.
5)Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности.
При осуществлении
налогового планирования
Применение налогового планирования как особого типа рыночного управления налогами возможно только в рамках наличия рыночной среды (спрос потребителей, формирование, развитие и состояние экономики), отсюда выделяют задачи налогового планирования:
Для решения задач налогового планирования и прогнозирования выделяют следующих участников:
Схема 1 Участники налогового планирования
Основные участники
Руководители организации
Бухгалтерия
Плановый отдел
Финансовый отдел
Юридический отдел
Теперь рассмотрим краткую характеристику основных участников налогового планирования и прогнозирования.
Руководителем процесса налогового планирования и прогнозирования является высший управленческий персонал, который определяет его стратегическое направление, принимает решение по стратегическому планированию.
Руководство среднего и высшего звена, а также специалисты подразделений занимаются разработкой оперативных налоговых планов.
Бухгалтерия проводит расчеты вариантов отражения операций в бухгалтерском учете, используя нормативы действующего налогового законодательства, нормативы и правила бухгалтерского учета; проводит расчет суммы различных налогов, причитающихся к уплате в бюджет; формирует процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентами при согласовании договоров.
Работники финансового отдела предоставляют информацию по фактическим условиям деятельности и результатам, которые планируется получить; проводят расчеты вариантов финансового обеспечения сделок за счет собственных и привлеченных заемных средств; организуют управленческий учет.
Юридическая служба анализирует сделки с точки зрения правовой защищенности; готовит документы, необходимые для ее исполнения.
Плановый отдел увязывает плановые расчеты по различным направлениям деятельности организации в единый стратегический план.
Таким образом, рассмотрев понятие, сущность и участников налогового планирования, делаем вывод, что основной задачей налогового планирования является оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета.
1.2 Виды, этапы и принципы налогового планирования.
В зависимости от критериев классификации налоговое планирование подразделяют на:
1) В зависимости от субъекта планирования выделяют корпоративное (для фирмы) и личное (для физического лица).
-Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Фирмы стремятся максимизировать свою прибыль. С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.
-Личное налоговое планирование основано на праве налогоплательщика
«использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах» (Налоговый кодекс Российской Федерации, ст. 21, п. 1.3.).
2) В зависимости от долгосрочности и целей налоговое планирование подразделяется на два вида:
-перспективное (долгосрочное) или стратегическое, предполагающее системно-комплексное применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Данной цели подчинены иные тактические цели налогового планирования. Ярким примером может служить выбор оптимальной организационно-правовой формы ведения бизнеса, его структуры (в частности, холдинг), места регистрации субъекта предпринимательской деятельности, налогового режима, планирование и распределение доходов фирмы, имущества и т.д.
-текущее (краткосрочное) или тактическое налоговое планирование, предполагающее применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае, налоговом периоде (например, при оптимизации налоговых последствий конкретной сделки, проекта или их совокупности).
3) исходя из объемов хозяйственной деятельности:
-налоговое планирование малого бизнеса;
-налоговое планирование среднего бизнеса;
-налоговое планирование крупного бизнеса;
4) в зависимости от объектов налогового планирования:
-налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом;
-налоговое планирование структурных подразделений (филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений);
5) исходя из направленности и масштабов налогового планирования:
-стратегическое налоговое планирование, т.е. налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) на продолжительный период;
-оперативное (текущее) налоговое планирование, т.е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций;
6) в соответствии со стадией хозяйственной деятельности:
-налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т.д.);
-налоговое планирование на стадии развития бизнеса;
-налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;
-налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса;
7) в зависимости от формы предпринимательской деятельности:
-налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;
-налоговое планирование деятельности организаций.
Независимо от видов налогового планирования выделяют три основных этапа налогового планирования.
Первый этап - стратегическое налоговое планирование. На данном этапе рассматриваются такие вопросы как: определение цели и задач организации сферы производства обращения, направление деятельности; выбор организационно – правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица; определение структуры – решение вопроса о целесообразности формирования финансово – промышленной группы или сообщества или создания структурных подразделений; определение месторасположения предприятия и его структурных подразделений; анализ предоставленных законодательством налоговых льгот и оценка возможности их применения; формирование учетной и налоговой политики предприятия; определение налогового плана.
Второй этап – оперативное налоговое планирование. Данный этап включает в себя: расчет, анализ и управление налоговыми базами по различным группам налогов; составление годовых и полугодовых планов налоговых платежей; составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта; анализ с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определения оптимальной формы сделки; рациональное размещение активов и прибыли предприятия с учетом как налогов, уплаченных с получения доходов с инвестиций, так и льгот; составление налоговых календарей с целью четкого прогнозирования и контроля, правильностью исчисления налогов и соблюдения сроков их уплаты.
Третий этап – оценка эффективности налогового планирования.
На данном этапе рассматриваются такие вопросы как: установление величины отклонения фактических результатов от плановых, анализ их причин; определение системных показателей, характеризующих эффективность разработанных методов; корректировка действующей системы налогового планирования.
Информация о работе Понятие, сущность налогового планирования