Понятие, сущность налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогового планирования и прогнозирования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
раскрыть сущность налогового планирования и прогнозирования;
определить задачи налогового планирования, а также определить его участников;
рассмотреть этапы налогового планирования;
рассмотреть методы, приемы и схемы налогового планирования;

Файлы: 1 файл

сущность,понятие налогового планирования.docx

— 85.25 Кб (Скачать)

-задолженность по налогам и сборам увеличилась на 8,53 тыс. руб.;

-задолженность перед прочими кредиторами уменьшилась на 145,10 тыс. руб.

Таблица 2 – Анализ факторов формирования финансового результата ООО "Марторг" (тыс. руб.)

 

Показатели

2011 год

2012 год

Абсолютное отклонение (+,-)

Динамика (%)

Выручка

37404,75

38653,80

+1249,05

+3,34

Себестоимость продаж

-32745,15

-31972,13

-773,02

-2,36

Удельный вес себестоимости товаров, продукции, работ, услуг в объеме реализации

87,54

82,71

-4,83

-

Валовая прибыль

4659,60

6681,67

+2022,07

+43,39

Коммерческие расходы

-896,49

-1000,13

+103,64

+11,56

Управленческие расходы

-1932,46

-2148,58

+216,12

+11,18

Прибыль (убыток) от продаж

1830,65

3532,96

+1702,31

+92,99

Рентабельность от реализации, %

4,89

9,14

+4,25

-

Сальдо прочих доходов и расходов

-1605,07

-3006,55

+1401,48

+87,31

Прибыль до налогообложения

225,58

526,41

+300,83

+133,36

Текущий налог на прибыль

-45,12

-105,28

+60,12

+133,30

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

180,46

421,13

+240,67

+133,37


Из таблицы 2 видно, что:

- величина  валовой прибыли увеличилась  на 2022,07 тыс.руб., на что повлияло  увеличение выручки на 1249,05 тыс.руб. и уменьшение себестоимости продаж  на 773,02 тыс. руб.

- величина  прибыли от продаж увеличилась  на 1702,31 тыс. руб. в связи с увеличением  валовой прибыли на 2022,07 тыс. руб.

- величина  прибыли до налогообложения увеличилась  на 300,83 тыс. руб. за счет резкого  увеличения сальдо прочих доходов  и расходов на 1401,48 тыс.руб.

- величина  чистой прибыли выросла на 240,67 тыс. руб.

Управление налоговой нагрузкой и использование налоговых льгот.

Для контроля состояния налогообложения на предприятии необходимо рассчитывать показатели налоговой нагрузки. Налоговое планирование и оптимизация налоговых платежей не представляются возможными без расчета, анализа показателей налоговой нагрузки.

Общепринятой методикой определения налоговой нагрузки (совокупной) на организации является порядок расчета, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН =НП/(В+ВД)х100%

где:

НН – налоговая нагрузка на организацию;

НП – общая сумма всех уплаченных налогов;

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД – внереализационные доходы.

Организация ООО "Марторг" уплачивает следующие виды налогов и сборов:

- НДС;

- Налог на прибыль;

- Страховые взносы;

- Налог на имущество организации.

Рассчитаем значение налоговой нагрузки на организацию в период с 2011 по 2012 годы.

Таблица 3 – Структура системы налогообложения ООО "Марторг" (тыс. руб.)

 

Налоги и отчисления

2011 год

2012 год

Отклонение, (+,-)

Сумма тыс. руб.

Удельный вес налога в общей сумме начисленных налогов, %

Сумма тыс. руб.

Удельный вес налога в общей сумме начисленных налогов, %

Суммы, тыс.руб.

Удельный вес налога в общей сумме начисленных налогов, %

НДС

3450,00

68,13%

3791,0

66,88%

+341,00

-1,25%

Налог на прибыль

45,12

0,89%

105,28

1,86%

+60,16

+0,97%

Страх.взносы

1477,00

29,16%

1657,5

29,24%

+180,50

+0,08%

Налог на имущество

90,00

1,77%

102,14

1,80%

+12,14

+0,03%


Продолжение таблицы 3 – Структура системы налогообложения ООО "Марторг" (тыс.руб.)

Прочие налоги и сборы

2,00

0,03%

12,00

0,21%

10,00

+0,18%

Итого налоговых платежей

5064,12

100,00%

5667,92

100,00%

+603,80

-

Выручка от реализации

37404,75

-

38653,08

-

-

-

Внереализ. доходы

2602,30

-

2237,59

-

-

-


Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в 2012 году увеличились платежи по НДС, что свидетельствует об увеличении объемов реализации товаров. Сумма налога на прибыль увеличилась и составила 105,28 тыс. руб., это говорит об увеличении прочих доходов организации. В 2012 году доля налога на прибыль в общей сумме уплаченных налогов возросла. Если в 2011 году 68,13% от налоговых платежей составлял НДС, то в 2012 году НДС снизился до 66,88%, налог на прибыль увеличился до 1,86%. Увеличение налога на имущество не значительно (на 12,14 тыс. руб.). Расчет налоговой нагрузки (НН):

НН 2011 год = (5135,17тыс. руб. /(37404,75 тыс. руб. + 2602,30 тыс. руб.)) *100%= 12,65%

НН 2012 год = (5695,92 тыс. руб. /(38653,08тыс. руб. + 2237,59 тыс. руб.))*100%= 13,86%

В 2012 году по сравнению с 2011 годом налоговая нагрузка увеличилась на 1,21%. Большую долю налоговых выплат составляет НДС.

Налоговая нагрузка на предприятии ООО «Марторг» в 2011 г. составила 12,65 %, а в 2012 г. 13,86% - это значит, что потребность в налоговом планировании для данного предприятия минимальная и необходима разовая периодичность.

Теперь произведем расчет показателей эффективности налогового планирования. Она определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости и прибыли. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в таблице 4.

 

 

 

Таблица 4 – Расчет  показателей налогового планирования в ООО "Мартор" за период 2011-2012 годы, (%)

Показатель

Формула для расчета показателя

Расчет показателя

2011 год

2012 год

Отклонения (+,-)

1.Общий показатель налоговой  нагрузки

Налоговые платежи/ (выручка+ внереализационный доход)

5064,12/(37404,75

+2602,30) *100% = 12,65%

5667,92/(38653,08

+2237,59) =13,86%

+ 1,21%

2.Налогоемкость реализации продукции

НП/ объем реализованной продукции

5064,12/40854,75 * 100% = 12,39%

5667,92/42444,08 *100% = 13,35%

+0,96%

3.Коэффициент налогообложения цены

Нц/ Ц

3450/37404,75 * 100%=9,22%

3791/38653,08 * 100% =9,8%

+0,58%

4.Коэффициент налогообложения издержек

Нз/ З

627/36133,8 *100%= 1,74%

716,50/35782,44 * 100%=2%

+0,26%

5.Коэффициент налогообложения прибыли

НП/ прибыль

45,12/225,58 *100%=20,1%

105,28/526,41 *100%=19,9%

-0,2%


Общий показатель налоговой нагрузки показывает удельный вес налоговых платежей в выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Рассчитанная налоговая нагрузка показывает налогоемкость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом. В 2011 и 2012 годах налоговая нагрузка составляла 12,65% и 13,86% соответственно.

Коэффициент налогоемкости позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицуиобъема реализуемой продукции. В ООО "Марторг" коэффициент налогоемкости составляет примерно 13,35% в 2011 году, но имеется тенденция к увеличению коэффициента (на 0,96%). Согласно оценочной шкале налоговое планирование на фирме осуществляется эффективно.

Коэффициент налогообложения цены показывает, сколько затрат по НДС приходится на один рубль выручки. В 2012 году коэффициент налогообложения доходов увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,58%. Увеличение произошло за счет несвоевременных расчетов с покупателями, что значительно уменьшило сумму НДС к вычету.

Коэффициент налогообложения издержек показывает, какой удельный вес составляют налоги, относимые на затраты, в общем объеме затрат. В 2012 году произошло увеличение коэффициента на 0,26%.

Коэффициент налогообложения прибыли показывает соотношение суммы налога на прибыль и суммы прибыли. В 2012 году величина коэффициента уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 0,2%, что говорит об оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций.

По итогам анализа системы налогообложения ООО "Марторг" можно выявить следующее:

1) организация  является плательщиком налога  на прибыль, НДС, налога на имущество  организаций, транспортного налога, страховых взносов и также  периодически уплачивает вынуждено  уплачивать различные государственные  пошлины (судебные издержки);

2) наибольший  удельный вес занимает налог  НДС (66,88%);

3) налоговая  нагрузка в организации в 2012 году  увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,21% и составила 13,86 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Заключение

Налоговое планирование широко применяется в российской и международной практике уже довольно продолжительное время, в течение которого оно видоизменялось от примитивных и противозаконных способов ухода от уплаты налогов до, собственно, налогового планирования, которое нередко полностью соответствует законодательству и является результатом разумного компромисса интересов бизнеса и государства.

Налоговое планирование — это не только эффективный инструмент экономии на налоговых расходах, требующий очень осторожного обращения, но и объективно необходимый для каждого налогоплательщика (и юридических, и физических лиц) процесс, игнорирование которого неизбежно приводит к крупным убыткам.

Налоговое планирование представляет собой планомерное и обоснованное с экономической, и прежде всего правовой, точки зрения как снижение абсолютной величины выплат налогового характера, так собственно и уменьшение налоговой нагрузки (и налогового бремени как ее крайней формы) организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I и II): Официальный текст. М.: Эксмо, 2014. 586 с.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2014. 986с.
    3. Большухина, И.С. Налоговое планирование: учебное пособие: М.: Эксмо, 2011. - 122 с.
    4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. Издательство «Налоги и финансовое право», 2013.  с.136
    5. Вылкова Е. С., Романовский М. В. Налоговое планирование. Спб: Питер 2010.- 634 с.
    6. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. - М.: СО «Анкил», 2009
    7. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2012. С.235
    8. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2008.
    9. Косалапов, А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.- 872 с.
    10. Лукаш, Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: полное практическое руководство. – М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2013. – 432 с.
    11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение . 7-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2006. — 592 с.
    12. Рябенькая Т.Ю. Заключение договоров: бухгалтерские и налоговые последствия, налоговое планирование. М.: Изд-во Экзамен.2010 351 с.
    13. Самсонов Е.А. Разработка методов налогового планирования в организации, «Позитив-НБ», 2010.- 183 с.
    14. Самсонов Е.А. Методические подходы к налоговому планированию в организации: монография, Иркутский гос. технический ун-т, 2011, 131 с.
    15. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / Д.Г. Черник – М.: МЦФЭР, 2012. - 528 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2012 г.

АКТИВ

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     

Нематериальные активы

110

71 943

48 308

Основные средства

120

2 840 423

2 698 209

Незавершенное строительство

130

1 961 574

1 503 017

Доходные вложения в материальные ценности

135

0

0

Долгосрочные финансовые вложения

140

43 921

43 921

Отложенные налоговые активы

145

35 892

38 210

Прочие внеоборотные активы

150

0

0

ИТОГО по разделу I

190

4 953 753

4 331 664

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     

Запасы

210

3 098 713

3 712 535

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

484 554

562 824

животные на выращивании и откорме

212

 

0

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

213

0

0

готовая продукция и товары для перепродажи

214

0

0

товары отгруженные

215

0

0

расходы будущих периодов

216

2 614 159

3 149 711

прочие запасы и затраты

217

0

0

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

70 329

54 465

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

13 627

19 227

покупатели и заказчики

231

   

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

13 309 419

17 140 626

покупатели и заказчики

241

6 242 296

8 154 867

авансы выданные

243

3 913 420

5 688 550

прочие дебиторы

244

1 455 342

1 624 950

переплата по налогам и сборам

245

1 698 361

1 672 259

Краткосрочные финансовые вложения

250

40 264

923 936

Денежные средства

260

281 332

206 974

касса

261

5 016

5 164

расчетные счета

262

121 840

68 221

валютные счета

263

130 882

129 210

прочие денежные средства

264

23 594

4 378

Прочие оборотные активы

270

361

61 732

ИТОГО по разделу II

290

16 814 045

22 119 494

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

21 767 798

26 451 158

Информация о работе Понятие, сущность налогового планирования