Организация налогового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2
1. Понятие налогового контроля, его формы методы и виды………………………………………………………………...6
1.1 Организация налогового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….6
1.2 Формы, методы и виды налогового контроля……………….16
1.3 Зарубежный опыт налогового контроля……………………..22
2. Налоговые проверки…………………………………………..25
2.1 Камеральная проверка…………………………………….......25
2.2 Выездная налоговая проверка……………………………......26
3. Иные контрольные функции…………………………………34
3.1 Учет налогоплательщиков (регистрация предприятий)…. ..34
3.2 Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика………………37
Выводы и предложения…………………………………………..49
Список использованных источников……………………………52

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам содержание.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

При заполнении налогоплательщиком-организацией п.2 заявления о снятии с учета в связи с закрытием филиала (представительства) отмечается п. 2.3.

Также в налоговый орган должны быть представлены следующие документы, подтверждающие закрытие филиала (представительства):

копия распорядительного документа юридического лица о закрытии филиала (представительства);

копии документов о внесении изменений  и дополнений в учредительные  документы юридического лица в части  исключения из них филиала (представительства);

уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации.

При отсутствии какого-либо из прилагаемых  к заявлению документов налогоплательщику-организации письменно сообщаются замечания с указанием срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

Налогоплательщику-организации выдается информационное письмо о снятии с  учета в налоговом органе по месту  нахождения недвижимого имущества организации в связи с прекращением права собственности на недвижимое имущество. Копия указанного информационного письма направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика-организации.

Следует отметить, что в случае непредставления налогоплательщиком-организацией или нарушения установленного срока представления сообщения о реорганизации или ликвидации предприятия, обособленного подразделения, имущества или транспортного средства подготавливаются протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику или иному обязанному лицу, предусмотренных ст. 119 НК РФ, и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам и представляется руководству налоговой инспекции.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо  следующее:

- код налогового органа, который  присвоил налогоплательщику идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН), (NNNN);

- собственно порядковый номер:

- для налогоплательщиков-организаций  - 5 знаков (XXXXX),

- для налогоплательщиков - физических  лиц - 6 знаков (XXXXXX);

- контрольное число, рассчитанное  по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам:

- для налогоплательщиков - организаций  - 1 знак (С),

- для налогоплательщиков - физических  лиц - 2 знака (СС).

Алгоритм расчета контрольного числа может быть опубликован  по специальному распоряжению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Структура идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) представляет собой:

- для организации - десятизначный  цифровой код:

        ————————————————————————————— 

      | N | N | N | N | X | X | X | X | X | C |                                                                   ———— ——————————————————————

 

- для физического лица - двенадцатизначный  цифровой код:

    —————————————————————————————— 

        | N | N | N | N | X | X | X | X | X | X | C | C |

     —————————————————————————————— 

 

В связи с особенностями учета  организаций, определенных положениями  абзаца 2 пункта 1 статьи 83 Кодекса, в  дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации  вводится код причины постановки на учет (КПП), который состоит из следующей последовательности цифр слева направо:

- код налогового органа, который  осуществил постановку на учет  организации по месту ее нахождения, месту нахождения  ее обособленного  подразделения, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN);

- причина постановки на учет (PP);

- порядковый номер постановки  на учет по соответствующей  причине (XXX).

Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код:

    —————————————————————————— 

                            | N | N | N | N | P | P | X | X | X |

           —————————————————————————

 

В соответствии с причиной постановки на учет символы РР могут иметь следующие значения:

- для российских организаций

01 - постановка на учет в налоговом  органе российской организации  в качестве налогоплательщика  по месту ее нахождения;

02 - 05, 31, 32 - постановка на учет  налогоплательщика - российской  организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в зависимости от вида подразделения;

06 - 08 - постановка на учет налогоплательщика  - российской организации по месту  нахождения принадлежащего ей  недвижимого имущества (за исключением  транспортных средств) - в зависимости от вида имущества;

10 - 29 - постановка на учет налогоплательщика  - российской организации по месту  нахождения принадлежащих ей  транспортных средств - в зависимости  от вида транспортных средств;

30 - российская организация - налоговый агент, не учтенная в качестве налогоплательщика;

- для иностранных организаций

51 - 99 - в соответствии с особенностями  порядка постановки на учет  иностранных организаций в зависимости  от видов получения доходов,  определенными в соответствующих  инструктивных материалах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом:

организации - при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения;

физическому лицу по месту жительства:

- физическому лицу - налогоплательщику  - при постановке на учет в  налоговом органе;

- физическому лицу, не являющемуся  налогоплательщиком, т.е. не имеющему  обязанности уплачивать налоги  и (или) сборы, - при учете сведений  о нем, поступающих в налоговый орган в соответствии с нормами пунктов 3 и 5 статьи 85 Кодекса.

Физическое лицо в случае возникновения  необходимости указания идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в документах, подаваемых в налоговые или иные органы, необходимости сообщения ИНН источнику выплаты доходов, банку и др., а также получивший уведомление о постановке на учет в налоговом органе вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства с Заявлением по форме N 12-2-2 (приложение N 20 к настоящему приказу) для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в  социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать  как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения  от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем  сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий  и последующий, используются при  этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

Необходимость совершенствования  форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

В результате проделанной работы можно  отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной  работы налоговой инспекции является совершенствование действующих  процедур налогового контроля:

-системы отбора налогоплательщиков  для проведения проверок;

-использование системы оценки  работы налоговых инспекторов;

-форм и методов налоговых  проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию  налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Совершенствование форм и методов  налогового контроля должно происходить  по следующим направлениям:

-увеличение количества совместных  проверок с органами федеральной  службы налоговой полиции;

-повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

-проведение перекрестных проверок;

-использование косвенных методов  исчисления налогооблагаемой базы  при наличии законодательных  норм.

Как показывает анализ зарубежного  опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее распространенными из них являются следующие:

-метод общего сопоставления  имущества. Методика исчисления  налогооблагаемого дохода данным  методом подразделяется на две части:

1) учет изменения имущественного  положения за отчетный период;

2) учет произведенного и личного  потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с  одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период;

-метод, основанный на анализе  производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления  улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

 

 Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 25.07.2003 N 841)
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. Федеральных Законов РФ от 27.07.2007 N 138-ФЗ)
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон от 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ. Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ)
  4. Налоговый кодекс РФ от 17.05.2007

 

Специальная литература

  1. Александров И.М. Налоговые системы России и Зарубежных стран. М., 2008
  2. Балакина А.П., Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н.  Налоги и налогообложение в государствах- участниках евразийского экономического сообщества. Учебное пособие. М., 2007
  3. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. налоги и налогообложение в СНГ, М., 2008
  4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.:Инфра-М, 2007.
  5. Бродский Г.М., Право и экономика налогообложения, СПб, 2007
  6. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2007.
  7. Государственная служба. Теория и организация. Ростов н/Д. 2006.
  8. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2007. – 384 с.
  9. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль - подотрасль финансового права //Финансовое право. № 2. 2007.
  10. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М. 2007.
  11. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы - 4-еиздание, испр. и доп. М. 2008.
  12. Карташов В.Н. Профессиональная юридическая деятельность (вопросы теории и практики). Ярославль. 2007.
  13. Карташов В.Н. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 2007.
  14. Князев В.Г., Черник Д.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М., 2008
  15. Комарова Т. Л. Органы налоговой службы в механизме российского государства: Учебное пособие. СПб.: Изд. Юридического института. 2008.
  16. Комментарий  к  налоговому  кодексу  Российской  Федерации  с   постатейными материалами. Части первая и вторая / Под ред. О. А.  Красноперовой.,  -  М., 2007.
  17. Кутарева Т.А. Межбюджетные отношения  // Материалы IV международной научно - практической конференции "Динамика научных достижений 2005" Днепропетровск, Наука и просвещение, 2005. - 0,4 п.л.
  18. Кутарева Т.А. Налоговое администрирование в России // Материалы VIII международной научно - практической конференции "Наука и просвещение 2007". Днепропетровск, Наука и просвещение, 2007. - 0,2 п.л.
  19. Кутарева Т.А. Налоговое планирование // Социально - трудовая сфера: проблемы и пути решения, Москва, РАГС, 2008 - 0,3 п.л.
  20. Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева Налоговой право России: общая часть. –М.: Юристъ. 2006г
  21. Cердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение, Питер, 2006.
  22. Мещарекова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник М., 2007
  23. Налоги и налогообложение, 4-е изд. / Под ред. М. В. Романовского  М.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2007. – 576 с.
  24. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка, проф. А. Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 399 с.
  25. Налоги и налогообложение: Учебник/Черник Д. Г. и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 328 с.
  26. Налоги и налогообложение: Учебное пособие./ под ред., И. Г. Русаковой.- М.: Юнити – 2006г.- 502 стр.
  27. Налоговое расследование: Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и факультетов/Под общ. Ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2007.
  28. Налоговый вестник. Сентябрь 2006г., ноябрь 2006 г.
  29. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Под общей ред. Ю.В. Кваши. М.: Юрист, 2007.
  30. Нефедов А.Д. Налоги и налогообложение для предпринимателей и менеджеров. Справочник, М., 2007
  31. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. С-Пб.: Питер, 2006.
  32. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 2007.
  33. Окунева Л.П., Налоги и налогообложение в России, М., 1996
  34. Основы налоговой системы, под ред. Д.Г. Черника, М., 1998
  35. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.  Учебник  для вузов. - М., 2000.
  36. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ, М.,2005.
  37. Перов А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М,-2005г. – 618 стр.
  38. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.,2005
  39. Сабельникова Л.В., Зотов Г.М., Чеботарев Г.Д. Налогообложение в Европейском союзе. М., 1999
  40. Слесарева Т.А. Развитие налогового администрирования в Рос-сии // Социология власти, Москва, № 4, 2006 - 0,4 п.л. 
  41. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. Санкт-Петербург,1998.
  42. Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля //"Финансовая газета". № 14. 1999.
  43. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европы и США, М., 2005

Информация о работе Организация налогового контроля в Российской Федерации