Организация налогового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2
1. Понятие налогового контроля, его формы методы и виды………………………………………………………………...6
1.1 Организация налогового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….6
1.2 Формы, методы и виды налогового контроля……………….16
1.3 Зарубежный опыт налогового контроля……………………..22
2. Налоговые проверки…………………………………………..25
2.1 Камеральная проверка…………………………………….......25
2.2 Выездная налоговая проверка……………………………......26
3. Иные контрольные функции…………………………………34
3.1 Учет налогоплательщиков (регистрация предприятий)…. ..34
3.2 Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика………………37
Выводы и предложения…………………………………………..49
Список использованных источников……………………………52

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам содержание.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Проверяющие вправе истребовать копии документов. Требование о представлении документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего выездную проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (при получении такого требования налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа). Документы должны быть предоставлены в пятидневный срок с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст.126 НК РФ.

Выемка оригиналов документов может  производиться только на основании  мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку, при этом такое постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По окончанию выездной налоговой  проверки проверяющий составляет справку  о проведенной проверке (внутренний документ налоговых органов – налогоплательщику не выдается), в которой фиксируется предмет выездной проверки и сроки ее проведения.

Акт выездной налоговой проверки составляется в течении 2-х месяцев после  составления справки о проведенной  выездной проверке, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт выездной проверки вручается налогоплательщику либо его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт выездной проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта выездной проверки в данном случае считается шестой день, начиная с даты его отправки. Учитывая тот факт, что почтовая корреспонденция не всегда доставляется в срок, акт выездной проверки желательно получать на руки. В таком случае у Вас будет достаточно время для подготовки и представления возражений (объяснений) на акт налоговой выездной проверки.

Налогоплательщик вправе в 2-х недельный  срок со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий  налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Следует отметить особо, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ, неделей признается период времени, состоящий из 5-ти рабочих дней, следующих подряд. Таким образом, получив акт налоговой выездной проверки, например во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель) налогового органа может вынести  одно из следующих решений:

а) о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности;

б) об отказе в привлечении налогоплательщика  к ответственности;

в) о проведении дополнительных мероприятий  налогового контроля.

Требование об уплате налога и соответствующих  пеней, выставляемое налогоплательщику  в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой выездной проверки, должно быть направлено ему в 10-тидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В требовании будет установлен срок (не более 10 дней) на добровольную уплату недоимки, пеней, а также налоговых санкций в случае совершения налоговых правонарушения.

После истечения срока на добровольное исполнение, взыскание налога с организацией (недоимки) и пеней может быть произведено в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.

Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

-непрерывность;

-систематизация;

-актуализация;

-полнота;

-достоверность.

-организация рациональной системы обработки информационного массива.

Непосредственно перед началом  проверки проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и ознакомить налогоплательщика (должностных лиц  организации-налогоплательщика) с решением о назначении проверки.

Должно содержать:

-наименование налогового органа;

-номер решения и дату его  вынесения;

-наименование налогоплательщика  (плательщика сбора) или налогового  агента, в отношении которого  назначается налоговая проверка (в случае назначения выездной  налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства);

-идентификационный номер налогоплательщика;

-период финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

-вопросы проверки (виды налогов,  по которым проводится проверка);

-Ф.И.О., должности и классные  чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

-подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

При отсутствии у проверяющих надлежаще  оформленного решения либо служебных  удостоверений налогоплательщик вправе отказать им в представлении документов и даже в допуске проверяющих  в свои рабочие помещения или на свою территорию.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью  налогового органа проводится вышестоящим  налоговым органом на основании  мотивированного постановления  этого органа.

Предельный срок выездной налоговой  проверки составляет два месяца, за исключением случаев, предусмотренных ст. 89 НК РФ (например, при наличии у организации филиалов и представительств срок проведения проверки увеличивается из расчета один месяц на каждое обособленное подразделение).

Срок проведения выездной проверки начинает исчисляться с момента вручения налогоплательщику решения о проведения проверки. Датой окончания проверки считается дата составления проверяющими справки о проведенной проверке. После получения справки организация имеет право отказаться предоставить проверяющим дополнительные материалы, так как проверка уже закончена, а документы могут быть истребованы только во время ее проведения.

Приемы и методы проверки учетной  документации налогоплательщика определяются проверяющими самостоятельно, исходя из:

-особенностей применяемой организацией  системы бухгалтерского учета,  его состояния;

-сделанных в результате предпроверочного  анализа данных о проверяемом  налогоплательщике, выводов о  наличии повышенной вероятности  обнаружения у него налоговых правонарушений;

-объемов подлежащей проверке  документации;

-иных обстоятельств.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

-полнота устранения выявленных  предыдущей проверкой нарушений  правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

-соответствие показателей, отраженных  в налоговых декларациях, данным  бухгалтерской отчетности с учетом  их корректировки для целей  налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;

-соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;

-полнота и правильность отражения  в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных  операций, влияющих на формирование  налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющие должны проконтролировать: правильность определения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг); правильность определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на исчисление налогов выручки от прочей реализации; влияние на исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных операций; формирование финансовых результатов для определения налога на прибыль; достоверность составления и представления отчетности о движении денежных средств и т.д.;

-правильность применения цен  на товары (работы, услуги) для целей  налогообложения по сделкам между  взаимозависимыми лицами, по товарообменным  операциям, при совершении внешнеторговых  сделок;

-обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

-формальную проверку;

-арифметическую проверку;

-правовую проверку.

Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. Налогоплательщик может представить свои возражения, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены. Причем обжалование действий налоговых органов может осуществляться в вышестоящем налоговом органе и/или в суде (см. рис. 2.1.).

Рис.2.1. Схема порядка обжалования  действий налоговых органов


 



 

 


 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Иные контрольные функции

 

3.1 Учет налогоплательщиков (регистрация предприятий)

 

Налогоплательщик должен встать на налоговый учет  по месту нахождения организации, местам нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

После введение в действие части  первой НК РФ филиалы и др. обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь выполняют  функции головной организации по уплате налогов и сборов по месту  нахождения этих филиалов и иных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Вместе с тем организациям предписано вставать на налоговый учет и по месту своего нахождения, и по месту  нахождения филиалов. Кроме того, налогоплательщик обязан письменно уведомить налоговый  орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течения одного месяца со дня их создания.

Местом нахождения организации  признается место его государственной  организации, т.е. юридический адрес, который поименован в учредительных  документах. Местом нахождения филиалов и др. обособленных подразделений организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Налоговый кодекс различает понятия  «место нахождения организации» и «место осуществления организацией своей деятельности». Дело в том, что понятие места нахождения организации связано лишь с учетом налогоплательщиков, тогда как критерий места осуществления деятельности — с определением момента возникновения обязательств по уплате ряда налогов, в первую очередь, местных. При решении вопроса о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества необходимо учесть следующее.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. Объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат права: собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также ипотека и сервитут.

Местом нахождения имущества Налоговый  кодекс РФ  признает:

  • для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • для остальных транспортных средств, не поименованных выше, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества. В первую очередь это относится к зданиям, помещениям, сооружениям и т. п.

После рассмотрения указанных вопросов налогоплательщик должен подать заявление о постановке на учет в налоговый орган в следующие сроки:

в течение 10 дней с момента государственной регистрации по месту нахождения организации;

в течение 10 дней с момента государственной регистрации по месту жительства физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

в течение одного месяца после создания обособленного подразделения по месту осуществления деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение;

в течение 30 дней со дня регистрация недвижимого имущества по месту его нахождения;

в течение 10 дней после выдачи лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляют деятельность нотариусы, частные детективы, частные охранники (по месту их жительства).

Постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, осуществляется налоговым органом по месту жительства на основе информации, предоставляемой организациями, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства или регистрацию актов гражданского состояния. Такие организации обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Информация о работе Организация налогового контроля в Российской Федерации