Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа
Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
Введение……………………………………………………………2
1. Понятие налогового контроля, его формы методы и виды………………………………………………………………...6
1.1 Организация налогового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….6
1.2 Формы, методы и виды налогового контроля……………….16
1.3 Зарубежный опыт налогового контроля……………………..22
2. Налоговые проверки…………………………………………..25
2.1 Камеральная проверка…………………………………….......25
2.2 Выездная налоговая проверка……………………………......26
3. Иные контрольные функции…………………………………34
3.1 Учет налогоплательщиков (регистрация предприятий)…. ..34
3.2 Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика………………37
Выводы и предложения…………………………………………..49
Список использованных источников……………………………52
3.Принцип регулярности (систематичности) контроля
-согласно данному принципу, контрольная деятельность носит цикличный характер, и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.
Принцип регулярности действительно очень ярко проявляется при проведении налогового контроля. Более того, в определенных случаях законодательно установлены периоды времени для проведения мероприятий налогового контроля.
4.Принцип объективности и
-данный принцип предполагает, что
решение руководителя
5.Принцип документального
-надлежащее оформление
6.Принцип взаимодействия и
-в настоящее время принцип взаимодействия налоговых органов с другими уполномоченными органами, такими как органы налоговой полиции, государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства, таможенные органы и другие (ст. 82 НК РФ), заключается не столько в передаче сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.
Рассмотренные выше общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают систему принципов налогового контроля, поскольку специфику сферы налогообложения отражают специально-правовые принципы налогового права, которые оказывают доминирующее влияние на содержание налогового контроля. Научное обоснование системы специально-правовых принципов налогообложения, а также их закрепление в Налоговом кодексе РФ приводят к возможности установления следующих принципов налогового контроля в дополнение к уже рассмотренным выше.
1.Принцип всеобщности
-предполагается, что ни одна
организация или физическое
2.Принцип единства налогового контроля
- предполагает единообразное
3.Принцип территориальности
-выражается в том, что в
большинстве случаев
4.Принцип ограничения сферы
налогового контроля только
-действующее в настоящее
5.Презумпция добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц
-при проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей. Согласно ст. 3 НК РФ, в случае наличия противоречий или неясности налогового законодательства все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться в его пользу.
6.Принцип соблюдения
-налоговое законодательство
7.Принцип возмещения ущерба, причиненного
в результате неправомерных
-при проведении налогового
Помимо перечисленных выше для налогового контроля характерны некоторые принципы процессуальной деятельности, такие как принцип участия представителя обязанного лица при осуществлении мероприятий налогового контроля или принцип обеспечения права лица на переводчика.
Интересно отметить, что учету налогоплательщиков как составной части налогового контроля кроме принципов налогового контроля присущи и свои специфические принципы, такие, например, как принцип множественности учета, предполагающий постановку на учет организаций и физических лиц по разным основаниям в разных налоговых органах.
В процессе осуществления налогового
контроля государственные налоговые
инспекции руководствуются
Несомненно, на первом месте стоит Конституция РФ. Содержащие в основном законе стране нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. В частности, определяются субъекты налогообложения и их гарантии, компетенция органов власти РФ в сфере налогового регулирования и законотворчества.
Как показывают наши исследования, нормы, закрепленные в Конституции РФ, детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.
Это первый российский закон, определивший
задачи и структуру государственной
налоговой службы, права и обязанности
налоговых органов при
Федеральные законы о налогах были приняты одновременно с принятием Закона «Об основах налоговой системы». Они детализировали положения, закрепленные в последнем. В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», и т. д. Таким образом, к каждому налогу принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в зависимости от изменения налоговой политики государства.
Законы о федеральных и других
налогах не исчерпывают правовую
основу осуществления налогового контроля.
В иерархии нормативно-правовых источников
после законов следуют
В первую очередь, к таким актам относятся указы президента РФ. 31 декабря 2007 г. Был издан Указ «О государственной налоговой службе». Именно с принятием данного указа органы налоговой службы были выделены из Министерства финансов РФ и преобразованы в самостоятельную систему центральных органов с подчинением Президенту и Правительству РФ. Среди Указов регламентирующих вопросы налогового контроля следует выделить Указ № 1212 от 18 августа 2007 г. «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения». Данным Указом предусматривается ряд мер по ужесточению контроля за деятельностью предприятий, как в частности, обязанность банков в трехдневный срок отвечать на запросы налоговых органов относительно операций своих клиентов, обязанность кредитных организаций незамедлительно извещать налоговые органы об открытии в них предприятиями банковских счетов, осуществление операций по снятию денежных средств со счета только после поступления от налогового органа подтверждения такого извещения.
Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам. Их содержание в большинстве случаев связано с определением налоговых ставок или налоговых льгот.
Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются представительными органами краев и областей, а также городов и районов. Их юрисдикция определяется Законом «Об основах налоговой системы» и Законом «О местном самоуправлении».
Учитывая вышесказанное, можно сказать, что базовыми документами, регулирующими работу налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства является Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе РФ», Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», Указ Президента «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.
Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.
Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и последующей.
Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.
Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком
Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.
На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны. В России в настоящее время преобладает последующий контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информированности налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними. По мере развития налогового контроля будет возрастать роль предварительного и текущего контроля, связанного с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.
Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение правил применения ККМ и т.д.
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Камеральная проверка предполагает сопоставление заявленных в налоговой отчетности и декларации сведений с материалами о деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый орган. Камеральная проверка налоговой отчетности юридических лиц связана в настоящее время с действующим порядком представления в налоговый орган квартального и годового бухгалтерских балансов.
Выездная налоговая проверка (проверка с выходом на объект контроля) проводится с использованием документов первичного бухгалтерского учета и других учетных материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту уплаты налогов и др. Она характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, сопоставлением их с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Выездная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля
Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов Пример обследование места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, торговлей товарами и т.д. В первом случае производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, во втором - соответствие торговли товарами действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии, визуальный контроль за применением ККМ и т.д.), соответствие товара накладным и т.д.
Информация о работе Организация налогового контроля в Российской Федерации