Организация налогового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2
1. Понятие налогового контроля, его формы методы и виды………………………………………………………………...6
1.1 Организация налогового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….6
1.2 Формы, методы и виды налогового контроля……………….16
1.3 Зарубежный опыт налогового контроля……………………..22
2. Налоговые проверки…………………………………………..25
2.1 Камеральная проверка…………………………………….......25
2.2 Выездная налоговая проверка……………………………......26
3. Иные контрольные функции…………………………………34
3.1 Учет налогоплательщиков (регистрация предприятий)…. ..34
3.2 Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика………………37
Выводы и предложения…………………………………………..49
Список использованных источников……………………………52

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам содержание.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Анализ осуществляется на базе текущей и годовой отчетностей, отличается системным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины (для определения размера объекта налога при отсутствии документации у налогоплательщика), группировки, сравнения и др.

Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

При осуществлении налогового контроля работники налоговых инспекций наделены большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при необходимости опечатывать складские помещения, проверять в кредитно-финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности достоверность документов, связанных с операциями налогоплательщика, получать от должностных лиц письменные объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие подлинных документов на основе протокола.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям. По объекту выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий - плановый и внезапный налоговый контроль.

Комплексным является контроль, который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

Тематический контроль ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т.п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты страховых взносов.

Плановый контроль подчинен определенному  планированию, а внеплановый (внезапный) - осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а  выборочный налоговый контроль - предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый  контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок.

Камеральный и выездной налоговый  контроль достаточно четко определены в налоговом законодательстве. Так согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более  эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

В зависимости от неизбежности для  налогоплательщика, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный.

По общему правилу налоговый  контроль не является обязательным если:

-налогоплательщик своевременно  представляет документы, необходимые  для исчисления и (или) уплаты  налогов и сборов;

-последняя проверка не выявила  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

-увеличение размера имущества  организаций имеет документальное  подтверждение;

-отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождения  средств налогоплательщика или  свидетельствующие о наличии  нарушений налогового законодательства.

Тем не менее, в отдельных случаях  налоговый контроль неизбежен. Например, обязательный налоговый контроль имеет место в случае осуществления проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет организацией в связи с её ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость.

По периодичности проведения в  налоговом контроле различаются  первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года. Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок.

В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим.

Документальный налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Фактический налоговый контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др. Документальный и фактический налоговый контроль тесно связаны между собой.

По субъектам налогового контроля выделяется: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов  государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым контролем, осуществляемым соответствующими государственными органами, можно выделить и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителями или ревизорами организаций-налогоплательщиков.

Выбор метода контроля зависит от ряда факторов, общего состояния контрольной работы в регионе, уровня развития информационно-аналитического обеспечения, состояния расчетов конкретных налогоплательщиков с бюджетом, результатов предыдущих проверок и др.

1.3. Зарубежный опыт  налогового контроля

В структуре налогового контроля зарубежных стран условно можно выделить две подсистемы – государственных органов и общественных институтов.

К последним следует отнести, прежде всего, профсоюзы, которые имеют  право требовать необходимую  информацию о предприятии в соответствии с законодательством об участии в управлении. Они могут также знакомиться с деятельностью предприятия на основе существующих в ряде стран законов о представительстве рабочих и служащих в правлении. Профсоюзный контроль часто осуществляется в форме профсоюзных инспекций. Контроль за ценами и, следовательно, за размерами доходов может осуществляться местными организациями потребителей, которые следят за ценами в розничной торговле и сигнализируют в случае их изменений.

Государственные органы, участвующие  в налоговом контроле, в свою очередь, могут быть подразделены на две группы – органы общей и специальной (налоговой) контрольной компетенции. Первые представлены счетными палатами, государственными советами, институтом государственного ревизора и т.д. Сюда можно отнести и парламент, осуществляющий политический контроль за государственными финансами; и различные отраслевые министерства (экономики, финансов, внешней торговли и т.д.), имеющие в своей структуре специальные контрольные подразделения; и исполнительный аппарат президента и т.д.

Основную нагрузку при осуществлении  налогового контроля несут специально созданные для этого органы –  налоговые управления (отделы, дирекции и др.). В различных странах  существуют разные варианты организации  и подчиненности налогового аппарата. В одних случаях этот аппарат обособлен от министерства финансов (Швеция, Япония, Китай), в других – является структурным подразделением министерства финансов (США, Великобритания, Италия). Однако в обоих случаях налоговый аппарат преследует одну и ту же цель – постоянный и эффективный контроль за взиманием платежей в бюджет и не связан с осуществлением многочисленных неналоговых обязанностей - таких, как планирование, разработка законопроектов и т.п. Специализация налогового аппарата зарубежных стран исключительно на вопросах налогообложения и пополнения доходной части бюджета, как правило, оправдывает себя.

В ряде стран при существовании  обособленного налогового ведомства  в рамках министерства финансов тоже могут существовать различные налоговые подразделения. Так, в Китае существует Главная государственная налоговая инспекция, и в то же время в рамках Министерства финансов учреждено Управление налогов. Управление не дублирует функции налоговой инспекции: если последняя контролирует взимание налогов, то основная задача налогового управления – формирование налоговой политики.

Главные налоговые управления зарубежных стран в своей деятельности сочетают как традиционные, так и специфические  функции: оценка и регистрация операций с недвижимостью, актуализация кадастровых документов, управление государственной собственностью и имуществом государственных организаций, разработка и осуществление на практике мер экономического регулирования в тех отраслях производства, которые подлежат акцизному обложению.

Наряду с центральными органами налоговый контроль осуществляют и  местные налоговые инспекции. В  США Бюро внутренних доходов при  Министерстве финансов выполняет основную работу по координации собственно налогового контроля на государственном уровне. На местах же существуют территориальные отделения Бюро. В Швеции налоговая администрация представлена Центральным налоговым управлением и налоговыми отделами правлений ленов, избираемыми ежегодно собраниями уполномоченных лена (председатель назначается администрацией лена). Во Франции местные налоговые органы включают в себя службы региональной компетенции (региональные налоговые дирекции), а также инстанции, создающиеся на уровне департамента (налоговые управления департамента). И дирекции, и управления находятся в структуре Главного налогового управления Франции.

 

 

 

 

 

2 Налоговые проверки

2.1 Камеральная проверка

 

Камеральная налоговая проверка –  это поверка налоговой документации, состоящая в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречии между сведениями, содержащимися в представленных документах, то есть эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе документов о деятельности налогоплательщика (декларация, документы, представленные налогоплательщиком для исчисления и уплаты налога, и другие документы, имеющиеся у налогового органа, например расчеты по налогам, справки об авансовых платежах). Если осуществляется камеральная налоговая проверка, налоговый орган вправе потребовать дополнительные сведения, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога (ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если проводится камеральная налоговая проверка, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы  доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Камеральная налоговая проверка может повлечь  налоговые споры преимущественно  связанные с возмещением (возвратом  или зачетом) налога на добавленную стоимость (НДС), возмещением экспортного НДС, а также с налогом на прибыль.

2.2. Выездная  налоговая проверка

Выездная налоговая проверка –  это форма налогового контроля, позволяющая  проверить правильность уплаты налогов  и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездной проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельность налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки.

Выездная  налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до 3-х месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение выездной проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения выездной проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, за исключением времени с момента вручения требования о предоставлении документов и до момента их предоставления проверяющим.

Налоговый орган не вправе проводить в течение  одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки.

Информация о работе Организация налогового контроля в Российской Федерации